logo search
Bilety_po_I_U_M

2. Современные школы управления.

Основой современной системы управления являются инновационные и международные процессы. Современный подход интегрирует и расширяет классические и неоклассические представления, рассматривая организацию в качестве «единого функционирующего организма» на всем этапе ее жизненного цикла. Рассматривая организацию как систему, которая должна быть устойчивой, с гибкой организационной структурой, ориентированной на стимулирование индивидуальности и творческого потенциала руководящих кадров и сотрудников, можно выделить основные принципы современной теории управления: — изменения, внесенные в какие-либо составляющие элементы системы, влекут за собой изменения в других ее компонентах; — любая система после возможных изменений, вызванных внутренними или внешними факторами, стремится найти новую точку равновесия; — система в целом и каждый ее элемент в отдельности имеют определенные границы своего развития, которые могут быть как полностью открыты (они более чутко реагируют на внешние воздействия), так и полностью закрыты (полностью изолированы от внешних факторов и имеют тенденцию к саморазрушению в долгосрочной перспективе); — системам присуща определенная иерархия, которая обладает как формальными, так и неформальными властными структурами со сложными взаимодействиями. Принято различать следующие основные организационные структуры управления школы системного подхода: дивизиональную, программно-целевую, единого, строительного бизнеса. В центре внимания дивизиональной организационной структуры находятся продукты/рынки отдельных полей бизнеса (направлений деятельности). Главными элементами такой структуры служат отделения (по-английски — «division», отсюда и название структуры). Управление отделениями (организационными единицами) осуществляется при полной оперативности, самостоятельности, возможности вступать в договорные отношения друг с другом, получать прибыль и осуществлять самофинансирование на основе согласованных долгосрочных целей и задач с высшим руководством. К таким задачам относятся: модернизация и расширение производственных мощностей, переход на выпуск новой продукции, преобразование организационной структуры субъекта предпринимательства. Например, в корпорации IBM дивизиональная структура сочетается с программно-целевым подходом, в соответствии с которым решение задач, возникающих перед корпорацией, возлагается на специально создаваемые для этой конкретной задачи целевые, проектные или рабочие подразделения. Со временем такие группы могут быть преобразованы в так называемые внутренние фирмы, обладающие еще большей самостоятельностью, чем подразделения основной структуры. Поэтому такую организационную структуру можно охарактеризовать как постоянно обновляющуюся дивизиональную структуру, построенную и развивающуюся по программно-целевому принципу. Более усложненным типом организационной структуры управления в современных условиях является единое стратегическое управление в сочетании с системой контроллинга. Контроллинг — новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг (от англ. to control — контролировать, управлять) ориентирует управленческий процесс на достижение главной стоимостной (монетарной) цели предприятия — оптимизацию финансового результата через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности. Единое стратегическое управление как метод является синтезом сочетания стратегического подхода к постановке задач и программно-целевого подхода к их реализации. Стратегический подход отличается от долгосрочного подхода (долгосрочного планирования) тем, что он ориентирует предприятие не на существующие условия, а на те, которым еще только предстоит сложиться. Иными словами, если долгосрочное планирование основывается на экстрополяции, то в соответствии со стратегическим подходом ставится задача прогнозирования (предвидения) изменений и заблаговременного приспособления к ним. Стратегическое планирование как принцип постановки задач появился в 60-е годы, когда уже давали себя знать возросшие нестабильность и динамичность внешней среды. Но попытка внедрить его без адекватного ему способа реализации задач натолкнулась на не восприятие сотрудниками и крупных компаний. Эту проблему и решило единое стратегическое управление. Главными структурными звеньями крупной компании становятся так называемые стратегические хозяйственные центры, отвечающие за достижение определенных стратегических целей в «стратегических зонах хозяйствования». А поскольку цели и сами зоны претерпевают постоянные изменения, структура приобретает необходимую динамичность. Созданная в расчете на будущее, она вступает в противоречие с настоящим, что превращает ее из сдерживающего фактора в мощный инструмент ускорения развития компании. Механизм реализации стратегического подхода был создан, но он нуждается в постоянном обновлении, расширении самостоятельности сотрудников всех уровней и т. д. Современные подходы к управлению требуют выполнения следующих десяти «передовых прин-ципов»: — сильная вера в индивидуализм (уважение к личности); — не существует изолированной схемы поведения, любое действие вызывает цепь поведенческих реакций; — единый статус всех работников; — приглашение на работу специалистов высочайшего класса; — продолжительное обучение работников, особенно высших управляющих; — делегирование максимально возможной ответственности на самые низкие уровни управления; — некоторые ограничения деятельности линейных управляющих; — поощрение разногласий (притча «о диких утках»); — развитие горизонтальных связей; — личное стимулирование работающих. С точки зрения системного подхода для высокотехнологичных организаций, в том числе для управления городской муниципальной недвижимостью, требующих глубокой специализации управления, наиболее эффективна комплексная, или матричная, структура. Она подразумевает, что для осуществления некоторых функций применяется традиционная линейно-штатная иерархия, а для решения специальных задач требуется привлечение специалистов других структурных подразделений