2. Гражданское законодательство
Перемены в экономической жизни России во времена Петра, и прежде всего развитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными государствами, отрази-лись на правовом регулировании имущественных отношений. Поэтому и в гражданском праве наряду с чисто феодальными правовыми институтами начали появляться нормы, характер-ные для капиталистического хозяйства. Наиболее консерватив-ным оставалось вещное право, обязательственное право стало приспосабливаться к нуждам рынка. Внутри гражданского права зарождается новая отрасль -- торговое право. Нормы его со-здавались в процессе торгового оборота, и часто в основе их лежал обычай. Покровительствуя торговле, государство брало под свою защиту торговые обычаи, складывался так называе-мый обычай торгового оборота, которым регулировался широ-кий круг отношений в торговле. Таким образом, источниками гражданского права являлись и нормативно-правовые акты, и нормы обычного права.
Для российского гражданского права петровского времени был характерен различный статус субъектов гражданско-пра-вовых отношений, обусловленный делением общества на сословия. Развитие капитализма, т.е. прежде всего товарно-де-нежных отношений, не только требует объединения страны в экономическое целое, но и превращает граждан (или поддан-ных) в контрагентов с юридически равными правами. В России этого в то время не произошло. Сословная принадлежность определяла правоспособность субъекта гражданско-правовых отношений. Дворяне обладали наибольшими правами, права духовенства в области имущественных отношений были суще-ственно ограничены. Купцы и предприниматели, хотя и пользо-вались поддержкой Петра I, все же были стеснены в правах на приобретение недвижимости. Так, только Указом 1721 г. ку-печеству было дозволено приобретать к заводам деревни. Наи-более ограниченной была правоспособность крестьян, особен-но владельческих.
Табель о рангах
Приня-тие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:
1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппа-рата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и вы-слуга стали определяющими для продвижения по службе.
Признак бюрократии как системы управления -- это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по верти-кали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными пред-писаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализа-ция, нормативность, отрицательными -- его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
2. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были под-черкнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавли-вались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов вось-мого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.
3. Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по служ-бе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лест-ницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записы-вались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обуслов-лена пережитками старых принципов службы и основывалась на факти-ческом господстве в аппарате дворянской аристократии.
4. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубе-жом. Степень квалификации определялась не только чином, но и обра-зованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (напри-мер, право на вступление в брак).
Абсолютная монархия -- форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидиру-ются старые сословно-представительные институты и происходит макси-мальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не соби-рались, вместо них правительство созывало сословные совещания (1660, 1667, 1682 гг.). Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.
- 1. Истоки и источники управленческой мысли.
- 2. Управленческое решение.
- 1. Абрахам Маслоу и иерархия потребностей.
- 2. Мысль как начало деятельности.
- 1. Зарождение и становление управленческой мысли в России.
- 2. Школа научного менеджмента ф. Тейлора.
- 1. Реформы в управлении Петра I.
- 2. Гражданское законодательство
- 3. Государственный аппарат и органы управления
- 4. Военная реформа
- 5. Образование Синода. Духовный регламент
- 2. Управление в Древнем Египте и Передней Азии.
- 1. Принципы демократического управления.?????
- 2. Гарри Браверман и деградация труда.
- 1. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.
- 1. Разработка проблем управления в античных государствах: Спарта
- 2. Макс Вебер и бюрократия.
- 1. Управленческая мысль в Византии.
- 2.Анри Файоль и концепция администрирования.
- 1. Роль интуиции в управлении.
- 2. Труды н. Маккеавелли
- 1. Разработка проблем управления в Древнем Китае.
- 2. Честер Бернард и функции руководителя.
- 1. Источники и истоки зарождения ум в России «Русская Правда» Ярослава Мудрого.
- 2. Ситуационный подход в управлении.
- 1. Разработка проблем управления в античных государствах: Древний Рим.
- 2. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона.
- 1. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии.
- 2. Линдел ф. Урвик и рационализация.
- 1. Введение
- 2. Управленческие исследовательские группы
- 3. Профессиональная консультационная деятельность
- 4. Участие в работе общественных организаций
- 5. Преподавание менеджмента
- 6. Значение “движения за совершенствование менеджмента”
- 1. Управленческие идеи революционных демократов и народников в России.
- 2. Т. Рузвельт, кризисное управление.
- 1. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве в XV - xvIв.
- 2. Социалист Роберт Оуэн в развитие управленческой мысли и практики управления.
- 1. Идеи предпринимательства в Западной Европе. Позднее средневековье.
- 2. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты.
- 1. Управление войсками а.В. Суворовым.
- 2. Уильям Оучи и теория z.
- 1. Управление по конституции сша.
- 2. Реформы с. Витте и п. Столыпина.
- 1. Управленческие реформы Александра II.
- 2. Учение об управлении» л. Фон Штейна.
- 1. Управленческие реформы Екатерины II. Россия xviIв.
- 2. Чаянов, тория управления.
- 1. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли. Россия XIX.
- 2. Эмпирическая школа, или Наука управления.
- 1. Сперанский и Мордвинов, проект устройства России xiXв.
- § 3. Экономическая политика н.С. Мордвинова: промышленный протекционизм и управление финансами
- 2. Новая школа науки управления.
- 1. Лоренс-Меликов проект устройства России.
- 2. Современные школы управления.