logo search
ИСТ_К_ОТВЕТЫ

1. Историческике предпосылки образования Казахского ханства в середине XV в. Роль ханов Жанибека и Керея в создании Казахского государства.

К середине пятнадцатого века пришли в упадок государства Абулхаира и Могулистана. Население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам. Борьба Абулхайра с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления, и он так и не смог подчинить себе все земли Ак-Орды. В то же время падает роль Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии, и происходит миграция кочевого населения на территорию Казахстана из западных земель Улуг Улуса. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов. Власть потомков ханов Уруса и Барака сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х годов. Вожди казахских родов и племён стремились к созданию независимого государства и искали покровителя из рода Джучидов. В условиях смуты и постоянного поиска выделяются два казахских султана Жанибек и Керей. Ещё в 40-х годах пятнадцатого века большая часть племён, населяющих предгорья Каратау и низовья Сырдарьи объединяется вокруг первых казахских ханов. Первые сведения о Жанибеке и Керее появляются в "Тарих-и Рашиди" Мухаммада Хайдар-мирзы Дуглата. Вокруг них сплотились значительные круги родоплеменной кочевой знати и особенно та часть верхушки, которая поддерживала Барак-хана, и была связана с городами на Сырдарье. Эти слои знати были заинтересованы в твёрдой ханской власти, обеспечивавшей их притязания на эксплуатацию осёдло-земледельческого населения оазисов Присырдарьи и получение прибыли от торговли и ремесленного производства местных городов. К Жанибеку и Керею стекались недовольные Абулхайром вожди родов и племён, а так же в их руках находились города Сузак, Сыгнак и Сауран. Абулхайр в 1446 году отбрал у них эти земли. Подтверждение пребывания потомков Уруса и Барака на территориях Сырдарьи и Каратау ещё до откочёвки есть у Махмуда ибн Вали, он пишет: "Когда Абулхайр-хан одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, …Кирай-хан и Жанибек-хан … вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину". Но нельзя думать, что положение во владениях казахских султанов на юге было безоблачным, по сравнению с тем, что в целом происходило в государстве кочевых узбеков. Тимуриды постоянно атаковали крепости в северном Туркестане, с востока нападали могулы, были нарушены сезонные меридиальные кочёвки на весну-лето в центральный Казахстан. Очень сильно ухудшилась обстановка кочевых родов и племен казахов, подчинённых Жанибеку и Керею после поражения Абулхайра от ойратов в 1457 году, которые являлись представителями левого крыла Монгольской Империи ещё при Чингиз-хане. После поражения Абулхайр начал наводить порядок в государстве весьма жесткими мерами. Ханство окончательно пришло в упадок, и это ускорило разделение казахских и узбекских племён.

Традиционной формой сопротивления народа в кочевом мире является уход из традиционных мест обитания, то есть и уход из под власти правителя, хана. В условиях средневековой вольницы этим воспользовались Жанибек и Керей. Откочевка Жанибека и Керея стала важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Первое упоминание об этом появилось в "Тарих-и Рашиди". Мухаммед Хайдар говорит: "В то время в Дешт-и Кыпчаке владычествовал Абулхайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Жанибек и Керей бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, которые составляют западную окраину Могулистана". Откочёвка приобрела массовый характер. Началом откочёвки кыпчакских племён и родов из Восточного Дешт-и Кыпчака и районов Сырдарьи в западный Жетысу принято считать 1458-1459 годы. Махмуд ибн Вали говорит, что откочёвка носила не единичный характер, а явилась долговременным перемещением недовольного Абулхайром населения и протянулась на десяток лет. Особенно откочёвка усилилась после смерти Абулхайра, когда к власти пришёл его сын Шейх-Хайдар, чьё правление было недолгим из-за того, что все противники Абулхайр-хана объединились и выступили против Шейх-Хайдара. Откочёвка стала весьма заметным событием того времени из-за её размера, ведь количество откочевавших составило 200.000 человек. Труды на эту тему писали Хондемир, Мухаммад Хайдар, Махмуд ибн Вали, Мирхонд и многие другие. Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:

1) этническая близость населения;

2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;

3) слабость феодально-разробленного Могулистана;

4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).

Действительно в Жетысу жило родственное тюркское население. Могулистан продолжал испытывать серьёзные кризисы, которые вели к распаду государства. Казахи Жанибека и Керея сражались с калмаками и киргизами на окраине Могулистана и помогали Есен-Буге отражать набеги ойратов.

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочёвку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках. Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 год нашей эры. Видный исследователь средневековой истории Султанов склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.

Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана очень велик. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин "казак" имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей.