logo search
лекции по культурологии

Философия Византии

Борьба между христианством и античной наукой и философией проходит красной линией через всю историю византийской культуры этого времени. Уже с IV в. господствующая церковь начала наступление на «языческую», античную философию и науку. В IV в. христианской церковью был уничтожен «языческий» научный центр в Александрии. Патриархом Феофилом была беспощадно сожжена знаменитая александрийская библиотека; в 415 г. фанатически настроенными монахами зверски убита известная преподавательница античной философии и математики Ипатия. При Юстиниане гонения против "языческой" науки и философии развёртываются с особенной силой. В 529 г. Юстиниан, опиравшийся на православную церковь, закрывает Афинскую высшую школу - крупный центр античной науки. Античную философию все больше сменяет богословие. В этот период появляется ряд богословов, систематизирующих в своих трудах основные положения христианства, Василий Великий (IV в.), Григорий Богослов (IV в.), Иоанн Златоуст (Vв.) и др.

Борись против античной науки и философии, христианская церковь выступала против экспериментального изучения природы, против всякого знания, основанного на опыте и разуме, и тем самым тормозила развитие культуры. Уже в этот период в Византии «начинает сказываться одна из особенностей средневековой схоластической учёности: полное пренебрежение к данным опыта и преклонение перед авторитетом «священного писания». Образцом деградации естественно-научных представлений византийцев VI в. по сравнению с античной наукой является «Христианская топография» Косьмы Индикодлова. Достижения античности в области космогонии и других наук отбрасываются автором и заменяются библейскими сказаниями о сотворении мира.

Однако, несмотря на преследования со стороны господствующей церкви, античная наука и философия имели ещё довольно широкое распространение и оказывали значительное влияние на развитие византийской культуры этого периода. Б византийской философии этого времени господствующим направлением является неоплатонизм, это «фантастическое сочетание стоического, эпикурейского и скептического учения с содержанием философии Платона и Аристотеля». Наиболее видным философом этого направления был Прокл Диадох(V в.), питавшийся реставрировать неоплатонизм в его дохристианской форме. Однако большинство византийских философов того времени стремится примирить неоплатонизм с христианством. Так, Дионисий Псевдо-Ареолатнит (V в.) пытался использовать" неоплатонизм для обоснования христианского вероучения. Его труды оказали значительное влияние на средневековую философию, в частности на Фому Аквинского. В VI в. для обоснования христианства стали привлекать не только неоплатонизм, но и систему Аристотеля, изъяв из неё всё наиболее прогрессивные элементы

Византийская философия Х- XII веках. Х- XII века являются в Византии периодом философских исканий и споров. Наиболее выдающимся представителем византийской философии XI в. был Михаил Пселл (1018-1078). Юрист, философ, филолог, историк и поэт, он соединял с широкой энциклопедической образованностью «таланты» льстивою царедворца и интригана. «Логика» Пселла имела распространение как в Византин, так и на Западе. Значительное влияние на философские взгляды Пселла имела философская система Платона. Ученик Пселла Иоанн Итал был также последователем платонизма и выступал против учения Аристотеля, которое использовала господствующая церковь. Он утверждал, что философское и церковное учение - это две обособленные системы, и каждая из них исследует истину совершенно самостоятельно. Обвинённый в ереси, он подвергся жестоким гонениям со стороны церкви. Философские взгляды Пселла и Итала оказали известное влияние на развитие западноевропейской философии. Византийская философия вопреки утверждениям буржуазных учёных развивалась довольно интенсивно. Это было связано с тем, что в отличие от Западной Европы в Византии никогда не прекращалась античная философская традиция, хотя она и подчинялась церковной догме. Характерной особенностью византийской философия является то, что в отличие от западноевропейской схоластики она строилась на учении античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля, Ещё XII в. и Византии не была забыта материалистическая философия Демокрита и Эпикура. Философские произведения византийцев очень часто имели форму комментариев к сочинениям античных философов.

В последние века существования Византийской империи в связи с внутренним упадком в стране и внешнеполитическими неудачами в византийской философии усиливаются реакционно-мистические течения. Виднейшим представителен этого направления был Григорий Иалама (около 1297—1360)- Однако против мистических учений резко выступает учёный Варлаам, глава рационалистического направления в философии. Завязывается острая борьба, в которой принимают участие все видные ученые того времени. Господствующая церковь поддерживает Паламу и подвергает преследованиям Варлаама, наряду с этим в XIV—XV вв. в Византии зарождается новое направление в философии и науке, социально и идейно-родственное западноевропейскому гуманизму. Наиболее ярко оно проявляете у Мануила Хрисолора. Гемиста Плифона и Виссариона Никейского, учёных, философии и политических деятелей XV в. Не случайно, что именно эти деятели были тесно связаны с западноевропейскими гуманистами и, по собственному признанию последних, оказали на них большие слияние. Это течение находится в прямой связи с зарождением элементов новых буржуазных отношений в Византии XIV— XV вв.

Не прекращалось развитие точных и естественных наук. К XIII—XIV вв. относится научное творчество математиков Максима Плануда (1260—1310) и его учеников, создавших ряд трудов по геометрии, тригонометрии, астрономии и геодезии. Более глубокое изучение организма человека, его анатомии и физиологии намечается в медицине того времени.