logo search
Bilety_po_I_U_M

2. Управленческие исследовательские группы

Сотрудничество Л. Урвика с Rowentree привело к новому, еще более значительным результатам, когда Сибом Роунтри попытался использовать его таланты для проведения в Великобритании экспериментов с организациями, деятельность которых он наблюдал в США, а именно исследовательских ассоциаций производителей. Они представляли собой неформальные объединения не конкурирующих между собой компаний с целью доверительного обмена опытом и идеями на уровне высшего управленческого звена по вопросам текущей политики, маркетинговых программ, планов развития, финансового контроля и т.п. Первоначальная роль Л. Урвика заключалась в проведении бесед с руководителями всех уровней крупных промышленных компаний с целью оценки их реакций на новую идею и предложение о ее экспериментальной реализации. К середине 1926 г. Л. Урвик получил достаточное количество позитивных откликов, чтобы оправдать выделение принадлежавшим семье Роунтри Фондом социальных исследований начальных средств для открытия маленького лондонского офиса, в котором он работал над проведением задуманного эксперимента. К началу 1927 г. им были сформированы четыре группы, в состав которых всходило от восьми до десяти фирм. Для обеспечения сопоставимости результатов эти фирмы в зависимости от своего размера были отнесены к одной из трех категорий: крупные (более 2000 работников), средние (от 500 до 2000 работников) и малые (менее 500 работников). В течение года количество групп удвоилось, одновременно возросло и число участвовавших в эксперименте компаний. При этом вместо американского названия было решено использовать собственное английское: управленческая исследовательская группа (УИГ). Настойчивые усилия Л. Урвика, несмотря на традиционный британский консерватизм в отношении раскрытия внутрифирменной информации, постепенно привели к расширению числа принадлежавших ко всем трем категориям компаний-участниц исследовательских групп. В новом объединении неуклонно соблюдался фундаментальный принцип строгой конфиденциальности отношений партнеров; при этом широкой публике было лишь кратко сообщено о формировании УИГ, а руководители заинтересованных фирм смогли получить адрес лондонского офиса Л. Урвика. Затем был создан управляющий совет во главе с Сибомом Роунтри для координации политики и развития отношений. В то же время, каждая группа имела свой комитет планирования и осуществляла свои программы действий, включавшие обмены визитами между руководителями. К концу 1928 г. новая структура была в общих чертах сформирована, хотя и продолжала расширяться. Характер ее целей гарантировал вхождение в нее наиболее успешных компаний и фирм, что способствовало совершенствованию используемых в них методов управления. Положительное влияние участия компания в УИГ стало особенно заметно в 1930-1940-х гг., причем особенно в первой группе, в состав которой вошло примерно тридцать крупнейших в Великобритании промышленных концернов. В то время как идея создания УИГ исходила от Сибома Роунтри, именно два года неустанных трудов Л. Урвика обеспечили новому движению устойчивый успех, придав ему внутреннюю силу и запас энергии для работы в последующие годы. В сентябре 1928 г. Л. Урвик принял предложение стать директором Международного института менеджмента в Женеве. В лондонский офис Л. Урвика был назначен новый руководитель, а сам он был кооптирован в состав Совета УИГ. Л. Урвик начал активно заниматься решением задач, вытекавших из новых условий, сложившихся после проведения в мае 1927 г. Всемирной экономической конференции, в работе которой он участвовал в качестве члена британской делегации. В то время особое значение приобрела проблема “рационализации” с точки зрения совершенствования управления и повышения производительности труда. При подготовке отчета о конференции британская делегация решила обязательно довести его до сведения широкой общественности и пригласила для этой цели Л. Урвика. Результатом его работы стало опубликование книги The Meaning of Rationalization (“Значение рационализации”), содержавшей детальное изложение теоретических принципов и практических методов менеджмента, а также их системного применения в управленческих процессах. Сотрудничество Л. Урвика с УИГ, хотя и принявшее ограниченные формы вследствие его нахождения в другой стране, создало ему благоприятные возможности для содействия развитию менеджмента в Великобритании. Из этих благоприятных возможностей особо следует выделить три. Первая из них была связана с проведением Женевской конференции, в результате которой Совет УИГ пришел в 1929-1930-х гг. к выводу о необходимости создания в Великобритании центральной организации для изучения проблем менеджмента и пригласил Л. Урвика изложить свои предложения и идеи относительно перспектив ее деятельности. Меморандум, подготовленный Л. Урвиком в середине 1930-х гг. был озаглавлен The British Institute of Management (“Британский институт менеджмента”) и содержал продуманные положения ее устава, а также намечал основные направления ее работы. Подготовленный проект распространялся среди компаний, входивших в состав УИГ, но к сожалению не привел ни к каким реальным результатам. Вторая возможность заключалась в дальнейшем вовлечении Великобритании в международное сотрудничество в сфере управления производством и в предоставлении ей права принять у себя предстоящую сессию Международного конгресса специалистов по менеджменту. Л. Урвик рассчитывал, что эта сессия состоится в 1932 г., а Совет УИГ сыграет в ее работе заметную роль, особенно с учетом запланированного на 1931 г. создания центральной организации УИГ. Однако поскольку центральная организация так и не была создана, то единственным органом, способным провести международный конгресс, была Британская федерация предпринимателей, которой потребовалось дополнительное время для подготовки к намеченному мероприятию. В итоге Конгресс состоялся в Лондоне в 1935 г.; он был проведен на высоком уровне, хотя участие в нем британской стороны было ограниченным и не нашло широкого общественного отклика. Третья возможность также была связана с Женевской конференцией, поскольку успех The Meaning of Rationalismпобудил ее издателя предложить Л. Урвику подготовить к опубликованию тексты его прочитанных в Англии и за рубежом многочисленных докладов и лекций. Приняв это предложение, Л. Урвик предпочел придать будущей книге форму систематизированного научного исследования, а не просто сборника разрозненных работ. В результате она появилась на свет в 1933 г. под названием Management of Tomorrow ("Менеджмент завтрашнего дня”). В то время как содержание книги охватывало широкий спектр теорий и практических методов управления, стиль ее изложения был скорее философским и заметно отличался от стиля, которым обычно писались практические руководства для профессионалов. Представленные в ней идеи носили прогрессивный характер, отражали различные аспекты развития научного менеджмента и давали представление о так называемом “менталитете Урвика”, который оказал значительное влияние на развитие менеджмента в последующие годы XX в.