logo search
лекции по культурологии

Зороастризм

Зороастрийские священные тексты были написаны в период с IV по VI вв. н.э. и состоят из нескольких напластований. Авеста включает в себя следующие разделы: Ясна (Книга ритуала), Яшты (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Нийайишн и Гах (Молитвы), Хорд или Младшая Авеста (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга писаний), Аокмаэга (Мы принимаем) с описанием потустороннего мира и Нирангистан (Правила культа). Считается, что древнейшая часть Ясны – Гаты (Песнопения) – восходит к самому Заратуштре.

Не уступают по значению авестийским источникам тексты, созданные большей частью в IX веке на пехлеви (среднеперсидском языке): Зенд (Толкование Авесты), Бундахишин (зороастрийская Книга Бытия), Денкарт (Деяния веры), Сборник жреца Затспрама, Датистан-и-Диник жреца Манушчехра, назидательное сочинение Датистан-и Менок-и Храт, апологический труд Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений и Книга (Намак) Арда Вирафа – жреца, побывавшего в загробном мире. Позднейшие зороастрийские тексты написаны на персидском, гуджарати, санскрите и даже на английском.

Зороастрийская реформа была направлена против оргиастических культов, доминировавших в мужских военных союзах. Мы имеем дело с пуританской формой нравов, отчасти похожей на орфическую революцию в древней Греции, целью которой было покончить с каннибальскими оргиями во славу Диониса. В чисто религиозном плане самым поразительным новшеством Заратуштры является система, создавшая оригинальный синтез монотеизма и дуализма. Здесь самой интересной представляется концепция свободы воли в ее рудиментарной форме, которая не позволяет устранить логическое противоречие: в самом деле, верховное божество Ахурамазда выступает в качестве творца всех противоборствующих сил, но его сыновьям-близнецам, Спента Майнью (Дух святости) и Ангро-Манью (Дух зла) приходится делать выбор между истиной (аша) и ложью (друг или друдж), которые проявлются в добрых или дурных мыслях, словах и делах. Совершенно очевидно, что Ахурамазда признается творцом зла дважды, поскольку именно он создал друдж, определивший выбор его сына Ангро-Манью. С другой стороны, подобный дуализм приобретает теологические, космологические и антропологические черты. В период индо-иранской общности, а также в дозороастрийскую эпоху, дэвы и ахуры были божествами. В зороастризме они претерпевают эволюцию прямо противоположную той, что осуществилась в Индии: ахуры становятся богами и выбирают аша, дэвы выбирают друдж и становятся демонами.

Функцию посредников между Духом святости и человечеством, стоящим перед вечной проблемой нравственного выбора, исполняют шесть или семь Амеша Спента («Бессмертные святые»): Воху Мана (Благая мысль), Аша Вахишта (Наилучший распорядок), Хшатра Варья (Прочная власть), Спента Армайти (Святое благочестие), Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие). Семь Бессмертных святых являются как добродетельными спутниками Ахурамазды, так и атрибутами смертных, следующим путем истины – аша. Подвижник истины (ашаван), достигший особого состояния, которое называется мага, может попасть в число Бессмертных святых и слиться воедино с Духом святости.

Восточные авестийские жрецы атраваны (ср. санскр. атхарваны), а вслед за ними западные (мидийские) жрецы-маги переосмыслили пуританское учение Заратуштры, вследствие чего дозороастрийские обряды вновь обрели силу, получившей отныне статус канонической. В жреческий синтез вошло все древнее наследие. Жрецы реабилитировали даже обычай кровавых жертвоприношений и использование галлюциногенного напитка хаома. Амеша Спента, которые были всего лишь атрибутами Ахурамазды и одновременно ашавана, превратились в язатов или полноценных божеств. Такие древние боги, как Митра, были включены в пантеон, а другие - например, Индра – стали демонами. Может быть именно благодаря этому синтезу в маздеизме появились упомянутые в авестийских Яштах Ардвисура Анахита и Мифра: эти боги, получившие очень важное значение в эпоху Ахеменидов, восходят к переосмысленным индоиранским божествам – Митре и богине, которую индусы называли Сарасвати. В маздеитском пантеоне Мифра возглавляет триаду, куда входят также Сраоша и Рашну – все вместе они судят душу после смерти. Другими язатавами (божествами) являются владыка побед Веретрагна, владыка ветра Вайю, зримое воплощение веры Даэна, Хварена или Царское величие, хаома и т.п.

ческий - борьба двух противоположностей - добра и зла.