logo search
ИСР

44.Общественная и частная практика социальной поддержки населения в современной России.

В 90-е гг. находят свое развитие территориальные социальные центры как институты помощи нуждающимся. Условно их можно классифицировать на основе форм собственности, по ведомственному подчинению: государственные, ведомственные, муниципальные, государственно-благотворительные, а также по характеру деятельности (добровольная-регламентированная). Государственные службы курирует Министерство социальной защиты населения, оно обладает самой разветвленной системой социальной помощи: по данным проведенного исследования, к концу 1995 г. насчитывалось 991 учреждение социального обслуживания семьи, 1029 учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, 9997 отделений социальной помощи на дому, 999 территориальных центров, 1366 служб социальной срочной помощи. Главными видами помощи являются: материальная, натуральная, обеспечение занятости, гуманитарная. Ведомственную систему социальной защиты можно проанализировать на примере деятельности Комитета по делам молодежи, федеральной программы «Молодежь России» (поддержка молодой семьи и социально незащищенных категорий молодых людей), деятельности детских и молодежных организаций и их программ. В отличие от Министерства социальной защиты, концепций деятельности территориальных служб у Комитета по делам молодежи нет, поэтому эти службы используют сложившиеся подходы с той лишь разницей, что специализируются они на проблемах молодежи и детей. Основные направления их работы: социально-психологическая, правовая помощь, медико-социальные услуги, профилактика наркомании и правонарушений, профориентация и др. В 90-е гг. происходит активизация благотворительных сил. На протяжении 70 лет в России понятие «благотворительность» было исключено из активной научной лексики и не являлось предметом общественной практики. Благотворительность трактовалась как «одно из средств буржуазии обманывать трудящихся и маскировать свой паразитизм посредством унизительной помощи отвлекать их от классовой борьбы». Тем не менее как форма социальной деятельности благотворительность выступала в виде института шефства, которое санкционировалось государственными и партийными органами по принципу «ты — мне, я — тебе». Только в 1987 г., когда был организован Советский детский фонд им. В.И. Ленина, социальная деятельность стала безвозмездной. Современная структура благотворительного сектора представлена различными фондами: государственными, промышленных предприятий, коммерческих организаций, частных лиц. Благотворительные фонды, учрежденные при государственных органах власти, позволяют им получать дополнительные средства для реализации социальных программ. Через благотворительные фонды государственные структуры могут реализовывать коммерческие проекты. Благотворительные фонды предприятий предпочитают оказывать помощь: малоимущим и пенсионерам, детским организациям, религиозным организациям, поскольку есть уверенность в пользе помощи, они территориально близки и есть определенная реклама предприятия. На последнем месте стоят налоговые льготы. Ведущую роль в благотворительности коммерческих организаций играют коммерческие банки, которые производят отчисления от налогооблагаемой прибыли: на социальную помощь, на культуру, на поддержку образования, на церковь, на спорт, на здравоохранение. Частные фонды, как правило, связаны с именем конкретного человека (Ярошинской, Каспарова). Благотворительный фонд Ярошинской основной целью считает финансирование программы по изучению последствий экологических катастроф, сбор информации, помощь пострадавшим. У благотворительного фонда Каспарова цели иные: финансирование социальных программ в поддержку наименее защищенных граждан пенсионного возраста. Структура деятельности благотворительных обществ сложна и разнообразна. Есть общества, защищающие отдельные слои населения, — Межрегиональный фонд инвалидов — ветеранов Афганской войны, организация ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта, фонд социальной защиты бывших военнослужащих и т. д. Есть объединения, ставящие своей целью решение социокультурных просветительных задач, — народный фонд «Русь Возрожденная», Российский фонд «Русский дом» и т. д. Современные благотворительные учреждения имеют различные источники финансирования — не только частные пожертвования, но и государственные отчисления. На современном этапе социальной помощи в деле благотворительности включилась и Русская православная церковь. Свою деятельность она осуществляет в приходах через верующих или непосредственно через служителей церкви. Направления ее работы следующие: материальная помощь, социальный патронаж, досуговая деятельность, учебно-просветительная деятельность, социально-нравственная (помощь престарелым, осужденным, алкоголикам, нищим).