logo search
01 Дореволюционная Россия

И.И. Сикорский (1889 – 1972)

И горь Иванович Сикорский – русский и американский авиаконструктор, ученый, изобретатель, философ.

Создатель первых в мире: четырехмоторного самолета «Русский витязь», пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана, серийного вертолета одновинтовой схемы.

В 1908 – 1911 гг., будучи студентом Киевского политехнического института, И.И. Сикорский построил свои первые два простейших вертолета. Грузоподъемность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 9 пудов (144 кг). Ни один из построенных вертолетов не смог взлететь с пилотом, и И.И. Сикорский переключился на постройку самолетов.

В 1910 г. И.И. Сикорский поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2 (Слайд 82). Самолет пролетел 200 м на высоте 1-1,5 м за 12 с. Это был третий в России полет самолета отечественной конструкции. В 1911 г. получил диплом летчика.

В 1912 – 1914 гг. И.И. Сикорский создал самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1914 г. на биплане «С-6» И.И. Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту – 111 км/ч, с пятью – 106 км/ч. На протяжении двух лет аэропланы И.И. Сикорского завоевывали главные призы на состязаниях военных самолетов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик – хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж.

(Слайд 83)

Самолет «Русский витязь»

(Слайд 84)

(Слайд 85)

В 1915 г. И.И. Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения – C-XVI (Слайд 86) для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолетов противника.

В 1919 г. И.И. Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 г. основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность вице-президента.

До 1939 г. И.И. Сикорский создал около 15 типов самолетов. С 1939 г. перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение.

П ервый американский экспериментальный вертолет Vough+t-Sikorsky 300, созданный И.И. Сикорским (Слайд 87), оторвался от земли 14 сентября 1939 г. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолета, созданного еще в июле 1909 г.

С икорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимися шасси (Слайд 88) и «летающие краны». На его вертолетах были впервые совершены перелеты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Последним вертолетом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58.