5. Преподавание менеджмента
Во время Второй мировой войны Л. Урвик находился на государственной службе, занимаясь разработкой и внедрением усовершенствований в методы организации и управления. В то же время он сохранил за собой пост председателя совета директоров Urwick Orr, в то время как Дж. Орр занимался общим руководством фирмы. Однако Л. Урвик продолжал, хотя и в ограниченных масштабах, сотрудничать с общественными организациями, в частности с активизировавшим деятельность и заметно увеличившим число своих членов Институтом промышленного администрирования (ИПА). Одним из заметных результатов его деятельности в начале войны стало опубликование сборника статей и текстов докладов Мэри Паркер Фоллет. Л. Урвик, несмотря на сложности, связанные с тем, что его партер по этой работе. Х. Меткалф, проживал не в Англии, а в США упорно занимался подготовкой этого издания. Сборник вышел в свет в Великобритании в 1941 г. под названием Dynamic Administration (“Динамика администрирования”). Л. Урвик был избран членом Совета ИПА, а в ноябре 1944 г. стал председателем его комитета по образованию, получив мандат на пересмотр (“модернизацию”) учебной программы института. Начиная с 1928 г. эта организация была единственным образовательным учреждением, занимавшимся преподаванием “научного менеджмента”, который в течение многих лет была объектом профессионального интереса самого Л. Урвика. Участие в деятельности этого комитета предоставила ему возможность наладить контакты с ведущими работниками системы высшего образования и содействовать формированию в общественном мнении комплексного подхода к современной науке об управлении. Личные достижения Л. Урвика и его высокая репутация среди специалистов по менеджменту и руководителей системы образования обеспечили внимательное и уважительное отношение к его взглядам. Новое правительство (образованное после всеобщих выборов, состоявшихся в июле 1945 г.) в лице Министерства образования положительно откликнулось на рекомендации Л. Урвика по пересмотру некоторых учебных программ. В сентябре 1945 г. министр образования пригласил все заинтересованные стороны на первое неофициальное совещание; на нем присутствовали представители восемнадцати учреждений и два высших чиновника министерства. На совещании был достигнут консенсус на уровне общенациональной оценки проблемы и было принято единогласное решение рекомендовать министру создать специальный комитет и назначить его председателем Л. Урвика. Эта рекомендация немедленно была принята к исполнению, и созданный в октябре 1945 г. комитет оперативно приступил к работе. Руководство созданным при министерстве Комитетом по преподаванию менеджмента и результаты его работы могут рассматриваться как выдающийся личный вклад Л. Урвика в развитие в Англии менеджмента как науки (в особенности с учетом принятия данных им рекомендаций). Комитет имел четко определенные полномочия и простую структуру. В его состав входили шесть представителей промышленных и коммерческих кругов, избранных в него с учетом их личной компетенции, а не для выполнения представительских функций, и в то же время знакомых с ситуацией в преподавании менеджмента. Два других члена комитета представляли интересы преподавателей; кроме того была создана должность ответственного секретаря. Комитет работал в высоком темпе с тем, чтобы выполнить обзор состояния проблемы и рекомендации по ее решению к августу 1946 г. и провести на основе этих документов консультации с восемнадцатью учреждениями и организациями. В декабре того же года министр вновь собрал совещание, на котором проект доклада получил единодушное одобрение, после чего началась немедленная реализация предусмотренных в нем мер. Этот отчет был опубликован в начале 1947 г. (Ministry of Education, 1947). Значение деятельности Л. Урвика в этом Комитете заключается в следующем. Во-первых, отныне была сформулирована национальная политика, поддерживающая и подкрепляющая материальными ресурсами развитие менеджмента как науки, и позволяющая проводить разнообразные исследования во всех регионах страны. Во-вторых, была создана целостная схема учебных программ для преподавания дисциплин, имеющих отношение к различным аспектам менеджмента. Нет сомнений в том, что знания и авторитет Л. Урвика обеспечили единодушное принятие этой схемы обучения, состоящей из двух связанных курсов — начального и продвинутого. Первый курс использовался во всех учреждениях, занимающихся преподаванием менеджмента, и состоял из трех элементов, которые были определены в докладе Л. Урвика как “вводные дисциплины”, “основные дисциплины” и “способы управления”. Для учреждений, занимавшихся подготовкой технических специалистов в промышленности, а также бухгалтеров по учету издержек производства и бухгалтеров промышленных предприятий, комитет рекомендовал, чтобы их руководители приводили свои требования к управленческим дисциплинам со структурой и содержанием начального курса; эта рекомендация была принята. Созданный с учетом специальных требований занятых преподаванием менеджмента учреждений продвинутый курс должен был вводиться решением их руководителей, но с обязательным учетом рекомендации о включении “принципов менеджмента” и широкого обзора “методов менеджмента” во все программы подготовки специалистов. В рамках этого продвинутого курса Комитет предлагал курс “общего менеджмента”, который бы мог подойти для ИПА и для недавно созданного Британского института менеджмента. Новая схема преподавания впервые была использована в 1948 г.; при этом предполагалось, что ее внедрение займет от трех до четырех лет. С этого времени в английской промышленности и торговле началась новая эпоха — впервые у их будущих и настоящих работников появилась возможность прослушать курсы по различным управленческим дисциплинам и сдать квалификационные экзамены. Заслуга в этом принадлежит в первую очередь Л. Урвику. Однако новые условия потребовали дальнейшего совершенствования образовательных процессов. Наметившаяся в английской промышленности и торговле новая тенденция роста интереса к “преподаванию менеджмента” способствовала появлению во многих технических и коммерческих колледжах крупнейших конурбаций новых учебных программ для вечернего обучения еще в то время, когда шли активные консультации по поводу подготовки будущего доклада Комитета (1946-1947 гг.), а Министерство образования не уделяло особого внимания координации программ осуществления своих рекомендаций. В этих условиях важное место отводилось недавно открытому (в январе 1947 г.) Британскому институту менеджмента, но медленное становление этого учреждения в первые два года после его создания не позволило ему успешно справиться с предназначенной для него ролью. В этих условиях министерству не оставалось ничего другого как только предложить Совету ИПА взять на себя в этот период консультативные и координационные функции: принятие этого предложения обеспечило Л. Урвику, как председателю Комитета по образованию, ведущую роль в процессе развития преподавания менеджмента до конца 1940-х гг. К счастью для истории преподавания менеджмента в Англии Urwick Orr Company согласилась на время отпустить своего председателя совета директоров, чтобы создать ему благоприятные условия для более плодотворной работы в Комитете. Л. Урвик успешно совмещал ее с выступлениями на собраниях членов различных научных обществ и на специальных конференциях, посвященных проблемам образования, на которых обсуждались вопросы дальнейшего осуществления общенациональной политики в данной области. Для Л. Урвика эта деятельность служила средством достижения поставленных им самим целей, поскольку позволяла отстаивать и развивать представления, впервые изложенные им в докладе, сделанном еще в апреле 1921 г. Поэтому не удивительно, что тридцать лет спустя он был приглашен возглавить специально подобранную группу специалистов, цель которой состояла в осуществлении программы Англо-американского совета по производительности труда по развитию британского менеджмента на основе пересмотра и адаптации широко распространенных в США программ и методов преподавания управленческих дисциплин.
- 1. Истоки и источники управленческой мысли.
- 2. Управленческое решение.
- 1. Абрахам Маслоу и иерархия потребностей.
- 2. Мысль как начало деятельности.
- 1. Зарождение и становление управленческой мысли в России.
- 2. Школа научного менеджмента ф. Тейлора.
- 1. Реформы в управлении Петра I.
- 2. Гражданское законодательство
- 3. Государственный аппарат и органы управления
- 4. Военная реформа
- 5. Образование Синода. Духовный регламент
- 2. Управление в Древнем Египте и Передней Азии.
- 1. Принципы демократического управления.?????
- 2. Гарри Браверман и деградация труда.
- 1. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.
- 1. Разработка проблем управления в античных государствах: Спарта
- 2. Макс Вебер и бюрократия.
- 1. Управленческая мысль в Византии.
- 2.Анри Файоль и концепция администрирования.
- 1. Роль интуиции в управлении.
- 2. Труды н. Маккеавелли
- 1. Разработка проблем управления в Древнем Китае.
- 2. Честер Бернард и функции руководителя.
- 1. Источники и истоки зарождения ум в России «Русская Правда» Ярослава Мудрого.
- 2. Ситуационный подход в управлении.
- 1. Разработка проблем управления в античных государствах: Древний Рим.
- 2. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона.
- 1. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии.
- 2. Линдел ф. Урвик и рационализация.
- 1. Введение
- 2. Управленческие исследовательские группы
- 3. Профессиональная консультационная деятельность
- 4. Участие в работе общественных организаций
- 5. Преподавание менеджмента
- 6. Значение “движения за совершенствование менеджмента”
- 1. Управленческие идеи революционных демократов и народников в России.
- 2. Т. Рузвельт, кризисное управление.
- 1. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве в XV - xvIв.
- 2. Социалист Роберт Оуэн в развитие управленческой мысли и практики управления.
- 1. Идеи предпринимательства в Западной Европе. Позднее средневековье.
- 2. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты.
- 1. Управление войсками а.В. Суворовым.
- 2. Уильям Оучи и теория z.
- 1. Управление по конституции сша.
- 2. Реформы с. Витте и п. Столыпина.
- 1. Управленческие реформы Александра II.
- 2. Учение об управлении» л. Фон Штейна.
- 1. Управленческие реформы Екатерины II. Россия xviIв.
- 2. Чаянов, тория управления.
- 1. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли. Россия XIX.
- 2. Эмпирическая школа, или Наука управления.
- 1. Сперанский и Мордвинов, проект устройства России xiXв.
- § 3. Экономическая политика н.С. Мордвинова: промышленный протекционизм и управление финансами
- 2. Новая школа науки управления.
- 1. Лоренс-Меликов проект устройства России.
- 2. Современные школы управления.