logo search
01 Дореволюционная Россия

Г.Е. Котельников (1872 – 1944)

Г леб Евгеньевич Котельников – изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Окончил Киевское военное училище (1894 г.). С конца 1910 г. актер в труппе Народного дома на Петербургской стороне г. Санкт-Петербурга.

В начале Первой мировой войны (1914 г.) поручик запаса Г.Е. Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре летчик Г.В. Алехнович убедил командование о снабжении экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1 конструкции Г.Е. Котельникова (1910 г.). Вскоре Котельникова вызвали в Главное военно-инженерное управление и предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.

В 1923 г. Г.Е.Котельников создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 г. был получен патент. В том же 1924 г. Г.Е. Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 г. Г.Е.Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

В 1910 году Г.Е. Котельников, будучи актером (!), под впечатлением от гибели летчика Л.М. Мациевича занялся разработкой парашюта.

До Г.Е. Котельникова летчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закрепленных на самолете. Их конструкция была очень ненадежна, к тому же они сильно увеличивали вес самолета. Поэтому использовали их крайне редко.

В декабре 1912 г. Г.Е. Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение – ранцевый парашют свободного действия – в России, однако по неизвестным причинам патент не получил. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Вторую попытку зарегистрировать свое изобретение он предпринял уже во Франции, считавшейся родиной воздухоплавания, и 20 марта 1912 г. получив патент.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Г.Е. Котельников произвел в июне 1912 г.

С начала 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля (Слайд 75). Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.

6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи (Слайд 76). На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен в авиаторской форме весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.

Зимой 1912 – 1913 года парашют был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 г. студент Петербургской консерватории Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нем только в ходе Первой мировой войны, когда об изобретении Котельникова, наконец, вспомнили. Было решено снабдить ранцевыми парашютами экипажи самолетов-гигантов «Илья Муромец». Парашюты изготовили, но они так и остались лежать на складе. Позже их передали в воздухоплавательные части, и там они спасли не одного воздухоплавателя во время боев.

Лишь после Октябрьской революции, когда начала развиваться молодая авиация Страны Советов, приоритет Г.Е. Котельникова был восстановлен, а парашют его типа стал надежным средством спасения авиаторов.

Конечно, парашюты, как и вся авиационная техника, непрерывно совершенствуются. Но Котельников настолько хорошо продумал конструкцию своего парашюта, что принцип его устройства и действия остался неизменным и до наших дней. Легкий купол из шелка посредством тонких прочных строп соединяется с лямками, которые в свою очередь крепятся в двух местах к круговой подвесной системе. Подвесная система с помощью специальных пряжек плотно подгоняется к любой фигуре летчика. Купол укладывается в брезентовый ранец с четырьмя клапанами, наподобие конверта. Клапаны ранца имеют натяжные резинки. Достаточно выдернуть кольцо с тросом, замыкающие шпильки выскочат из конусов и резинки в одно мгновение раскроют ранец. Поток воздуха подхватывает купол, наполняет его и обеспечивает плавный спуск пилота на землю.

Сейчас невозможно сказать, скольким авиаторам парашют спас жизнь. Их много – тысячи и десятки тысяч. И нет теперь на свете, наверное, ни одного летчика, который бы не относился к парашюту с большим уважением.

Сейчас парашют стал не только средством спасения. Он выполняет в авиации множество необходимых дел. На нем сбрасывают грузы, применяют в десантных войсках, на нем возвращаются из глубин космоса космические корабли, и еще это и прекрасный вид спорта, которым ныне занимаются во многих странах мира.

(Слайд 77)