logo search
ИСР

34. Социальное страхование рабочих во второй половине XIX-xXвв. И его ограниченность.

Начиная с последней трети ХIХ века в нашей стране активно шло формирование системы социального страхования, которая, во многом копируя зарубежные образцы, ничуть не уступала им. Процесс этот был прерван социальным переворотом в 1917 году и последующим периодом социальных преобразований, в ходе которых социальное страхование в значительной мере было подменено социальным обеспечением. В этом смысле созидание новой системы социального страхование, которое началось в Российской Федерации с 90-х годов прошлого века, является возвратом к хорошо забытому старому. И вспомнить о нем не мешает хотя бы для того, чтобы не повторять в будущем прежних ошибок.

Система социального страхования, какой сложилась она в современном мире, исторически образовалась вместе с появлением в XIX веке многомиллионных масс наемных работников, или лиц наемного труда. А это, в свою очередь, связано с возникновением капиталистического производства и капиталистического рынка.

Подобным же образом и в России система социального страхования начала формироваться только после того, как страна вступила на путь капиталистического развития, или, как сегодня чаще говорят, рыночной экономики. А на этот путь Россия встала только после реформ начала 60-х годов ХIX века, когда с принятием манифеста 19 марта 1861 года наконец-то пало крепостное право и начал формироваться открытый рынок труда. Именно с этого момента можно говорить об истоках обязательного социального страхования рабочих в нашей стране.

При этом следует иметь в виду, что обязательное социальное страхование рабочих является одной из форм их социальной защиты – наряду с социальной помощью, социальным обеспечением, взаимопомощью и т.д. Эти формы различаются между собой. Социальное страхование, в частности, отличается от других форм социальной защиты следующими отличительными признаками:

наличием страховщика, через которого осуществляется сбор и расходование средств, и застрахованного;

зависимостью размера социальных выплат от уровня заработной платы застрахованного (а не от уровня жизни);

обязательный (принудительный) характер страховых выплат;

тем, что осуществление выплат производится лишь в связи с наступлением страхового случая.

Впервые идея об обязательном страховании рабочих в России начала реализоваться на практике в 1889 году. Тогда в Государственный совет был представлен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих – первый документ, предполагающий социальную ответственность работодателя и меры по социальному страхованию рабочих. Однако от этой первой попытки до практической реализации идеи социального страхования понадобилось целых 14 лет. Первый общероссийский закон, который фактически вводил в России обязательное страхование рабочих, был принят только 2 июня 1903 года. Он назывался «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Данный закон вступил в силу с 1 января 1904 года. С этого времени следует вести отсчет истории обязательного страхования рабочих в России.

При этом сам Закон не требовал от работодателя введения на его предприятии обязательного социального страхования – статья 52 давала ему право выбора одного из двух способов обеспечения рабочих: через их обязательное страхование в частных страховых обществах или через прямую ответственность предпринимателей по правилам принятого закона.

Однако дальнейшая практика его реализации показала, что работодатели предпочитали использовать представленную возможность страхования рабочих в частных страховых обществах. Таким образом, социальное страхование было внедрено в трудовые отношения в тогдашней России самой практикой.

Социальное страхование в качестве пути обеспечения социальной защиты работника было признано предпочтительным в силу ряда обстоятельств:

во-первых, при страховании рабочих в частных страховых обществах и учреждениях за увечья, полученные ими на производстве, расчеты производил не сам работодатель, а страховое общество;

во-вторых, значительно сокращались издержки производства, так как в этом случае работодатель уходил от расходов, связанных с устранением причин несчастных случаев и экономил средства на создании безопасных условий труда;

в-третьих, при страховании рабочих в обществах взаимного страхования, если наступал страховой случай, то вместо индивидуального имело место коллективное несение риска работодателями. Для работодателей страхование рабочих в обществах взаимного страхования становилось более предпочтительным, так как в этом случае рабочие предъявляли свои требования уже не к конкретному работодателю, а к обществу взаимного страхования, объединяющему группу работодателей;

в-четвертых, социальное страхование было привлекательным для работодателей и по чисто экономическим соображениям, так как они заключали при этом соглашения со страховыми организациями об участии в прибыли. При чем работодатели освобождались от выполнения правил закона 1903 года.

В статье 52 Закона говорилось, что владельцы предприятий, страхующие рабочих и служащих от последствий несчастных случаев в действующих в России страховых обществах и учреждениях, освобождаются от возложенных на них данным законом обязанностей. Обязанности эти переносились в таких случаях на страховые общества и учреждения, к которым применялись соответствующие иски. Тем самым в систему обеспечения рабочих фактически вводился новый социальный институт в лице страховщика.

В целом же действия работодателей по реализации Закона 1903 года показывали, что работодателей не устраивали условия прямой выплаты ими пенсий и пособий по правилам указанного закона, поскольку в случае катастроф, массовых трудовых увечий предприятие могло оказаться несостоятельным, а хозяин его – банкротом. Страхование же в страховых обществах защищало их от подобных рисков.

Закон 1903 года не обязывал напрямую работодателей страховать рабочих от несчастных случаев в частных страховых обществах. В то же время вряд ли можно считать действия работодателей по страхованию рабочих добровольными. Государственное принуждение к социальному страхованию стало обязательной частью трудовых отношений. Иными словами, Закон 1903 года фактически вводил в России обязательное страхование рабочих.

Одним из первых симптомов того, что Закон был не мертвым, а реально действовал, стал быстрый рост числа рабочих, застрахованных по требованиям Закона своими работодателями. Число застрахованных работодателями рабочих в частных страховых обществах с 1904 по 1912 годы возросло более чем в 3,5 раза.

При этом государство постепенно стало брать организацию дела социального страхования на себя. К 1912 году оно сосредоточило в своих руках постоянный надзор и жесткий контроль за выполнением правил социального страхования в России. А это создало предпосылки для следующего масштабного шага в развитии системы социального страхования в России – принятия Государственной Думой 23 июня 1912 года пакета законодательных актов по обязательному государственному социальному страхованию. Данный пакет включал следующие законы: «О страховании рабочих от несчастных случаев», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Положение о Присутствиях по делам страхования рабочих», «Положение о Совете по делам страхования рабочих».

Исходя из данных фактов, можно уверенно утверждать, что к 1912 году в России сформировалась достаточно развитая для того времени система обязательного государственного социального страхования. Причем, по своим характеристикам она ничуть не уступала системам социального страхования других экономически развитых государств, которые на начальном этапе и послужили для нее образцами.