Информационные технологии.
В современном информационном обществе появилось могучее средство реализации приемов и методов психологической войны — средства массовой информации (СМИ). Человек в наше время живет в информационном поле. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты, но только ту, которую предоставляют СМИ. Любой деятель только тогда существует для масс, если он подается в СМИ. Весьма образно о воздействии средств массовой информации сказал основатель общества Кришны /26/:
"Теперь ни для кого не секрет, что с помощью средств массовой информации можно с невиданным мастерством создавать завесу обмана и иллюзии, так что никто не сможет отличить истину от лжи, реальность от подделки".
Люди живут в информационном поле и ежедневно черпают информацию из прессы, радиопередач, с экранов телевизоров. Находясь часто в мире оторванных от реальности символов, они могут идти даже против своих собственных интересов. Реальность может отходить на второй план, играть подчиненную роль. В этом смысле человек не является свободным, тем более, что отработан ряд способов эффективного информационного воздействия. Для них существует термин "брейн уошинг" ("Brain washing") — промывание мозгов. С помощью "брейн уошинг" может осуществляться зомбирование людей, создание пассивного послушного человека, превращение народа в легко управляемую массу. В этом плане разговоры о свободе, демократии, возможности волеизъявления при выборах являются мистификацией. В статье "Информационный Чернобыль"/27/ говорится:
"Именно на нас с вами проводится сегодня беспримерный по масштабам изощренности эксперимент. Делается настойчивая попытка с помощью средств массовой информации за год-два "перестроить" тип мышления девяноста процентов населения страны: перевернуты с ног на голову нравственные законы и духовные ценности, которые передавались из поколения в поколение. Черное выдается за белое, зло за добро. В условиях полного "охвата" населения телеи радиовещанием людям, как пел В. Высоцкий, "просто некуда деться" от настойчивого, чтобы не сказать наглого, вколачивания в мозги "новых" ценностей."
Средства массовой коммуникации формируют "массового" человека нашего времени. В то же время они разобщают людей, вытесняют традиционные непосредственные контакты, заменяя их телевидением и компьютерами. В работе /28/ приведены характерные черты такого "массового человека. Там же отмечается, что одновременное распространение противоречивых взаимоисключающих суждений затрудняет адекватную ориентацию, порождает безразличие и апатию, провоцирует некритичность, возникает социальная дезориентация: большее впечатление производит не аргументированный анализ, а энергичное, уверенное, пусть и бездоказательное, утверждение. Восприятие формируется не книжной, как раньше, а экранной культурой. На этом фоне отмечается снижение способности к концентрации. "Массовый" человек импульсивен, переменчив, способен лишь к относительно краткосрочным программам действия. Он часто предпочитает иллюзии действительности.
В работе /28/ представлена также характеристика отношений в информационном обществе:
"Современное информационное общество представляет собой особый тип и социального структурирования, и власти. После индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, после финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информатизационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путем управления информационными потоками. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить публику в объект манипулирования. Массовый человек, упрощенный, усредненный, повышенно внушаемый, становится этим искомым объектом. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики."
Ранее, на всем протяжении истории, главным источником подавления людей служили физические методы воздействия — от изощренных пыток инквизиции до современных средств массового уничтожения. Сейчас, после разгрома СССР в информационно-психологической войне, стало ясно, что появилось новое средство господства над людьми.
- Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин. Третья мировая информационно-психологическая война.
- Оглавление
- Аннотация.
- Сведения об авторах.
- Предисловие.
- Введение.
- Глава 1. Закономерности информационной войны.
- 1.1. Общество XX века. Мировые войны и их предпосылки.
- Капиталистическое общество первой половины века.
- Две системы. Эволюция ссср.
- Информационное общество.
- Главный водораздел современности.
- Экология. Пределы роста.
- 1.2. Общественное сознание как поле сражения. Новый театр войны.
- Структура общественного сознания.
- Разум и вера.
- Историческое сознание.
- Тенденции изменений в общественном сознании.
- Проблема устойчивости. Революции.
- 1.3. Методы и приемы психологической войны. Принцип вируса.
- Прямые и косвенные методы воздействия на сознание.
- Техника мифов.
- История и менталитет.
- Воздействие на мышление через символы.
- Информационные технологии.
- Глава 2. Первый этап психологической войны.
- 2.1. Предыстория психологической войны. Каста идеологов. О первом этапе и его предыстории.
- Октябрьская революция и расстановка политических сил.
- Постреволюционное противостояние.
- Вторая революционная волна.
- Период стабилизации.
- Эволюция идеологов.
- 2.2. Начало информационно-психологической войны. Стратегия сша.
- Ссср — исходные позиции.
- Идеологическая сфера в ссср.
- Попытки идеологического отпора.
- Последние годы Сталина. Противоборство в верхах.
- После Сталина.
- 2.3. Идеологи в борьбе против научно-технического прогресса. Скрытый смысл операций идеологов.
- Операция "Мичуринская биология".
- Операция "Физический идеализм".
- Операция "Теория резонанса".
- Операция "Кибернетика".
- Операция "Павловское учение".
- Сопротивление.
- 2.4. Идеологи в борьбе за раскол советского общества. Единство советского общества.
- Операция "Космополитизм".
- Операция "еак".
- Операция "Сталин". Смысл "оттепели".
- "Возвращение к ленинским принципам".
- Операция "Пастернак".
- Операция "Борьба с религиозным дурманом".
- Бомбы замедленного действия.
- Глава 3. Второй этап информационно-психологической войны.
- 3.1. Создание системы идеологи — диссиденты. Особенности второго этапа.
- Ценитель литературы и искусства.
- Операция "Бродский".
- Диссиденты на потоке.
- Интеллигенция в конце шестидесятых.
- 3.2. Эволюция кпсс и ее идеологии. "Партия наш рулевой".
- Операция "Собор".
- Операция "Ленин".
- Кпсс к началу восьмидесятых.
- Двуликий Янус.
- Идеологи и общественные науки.
- Апофеоз творчества идеологов.
- Разоружение в психологической войне.
- 3.3. Система идеологи-диссиденты в действии. Новый центр власти.
- Операция "Сахаров".
- Идеологическая регламентация и феномен Высоцкого.
- Линия водораздела.
- 3.4. Агенты влияния входят во власть. Положение в руководстве.
- Операция "Геронтократы".
- Операция "Кисунько".
- Дорога в тупик.
- Завершение второго этапа, потеря веры.
- Глава 4. Разгром ссср.
- 4.1. Организационные мероприятия. Новая стратегия сша.
- Смена руководящих кадров.
- Захват сми.
- Создание хаоса в экономике.
- Дезорганизация управления.
- 4.2. Информационное наступление и идеологическое прикрытие. Горбачев как пламенный ленинец.
- Новое мышление.
- Основы информационной войны в период перестройки.
- Переворот в мировоззрении.
- Миф "цивилизованные страны".
- Миф "первоначальное накопление".
- Миф "древесно-стружечная колбаса".
- Идеологическая кульминация — письмо н. Андреевой.
- 4.3. Ползучий переворот. Массовая дезориентация и установление нового культа.
- Дискуссия.
- Встреча.
- Нашел себя.
- Экологическое общество.
- Операция "Выборы".
- Последние попытки сопротивления.
- Документы Демократической платформы.
- Денационализация. Десоветизация. Дефедерализация.
- 4.4. Бесы. Шабаш.
- Отречение от советского прошлого.
- Наследники Смердякова.
- Князь тьмы.
- Об итогах третьего этапа.
- Глава 5. Смутное время. Война после войны.
- 5.1. Смута. Трагедия России и торжество Запада.
- Смутное время.
- План Аллена Даллеса в действии.
- Сми как гарант "реформ".
- Уничтожение исторической памяти.
- Триада: власть мифов, методика Геббельса, язык арго.
- Новое мировоззрение, новая вера.
- 5.2. Программа уничтожения России в действии. Расчленение ссср и России.
- Уничтожение промышленности.
- Уничтожение сельского хозяйства.
- Уничтожение оборонного потенциала страны.
- Уничтожение науки.
- Удар по здравоохранению.
- Вымирание населения России.
- 5.3. Информационная война сша за мировое господство. Возникновение новой информационной войны.
- Последние рубежи России.
- Борьба сша против Мусульманского мира.
- Действия в Восточной и Юго-Восточной Азии.
- Западная Европа и сша.
- Сша и будущее евреев.
- О глобальной стратегии сша.
- Сша как гегемон мира.
- Заключение.
- Литература к введению и главе 1.
- Литература к главе 2.
- Литература к главе 3.
- Литература к главе 4.
- Литература к главе 5 и заключению.