logo
V_Lisichkin_L_Shelepin_Tretya_mirovaya_informa

Операция "Космополитизм".

Главным моментом, определяющим обстановку в мире в начале послевоенного периода, была монополия США на ядерное оружие,. поэтому настоятельно необходимой была психологическая мобилизация людей в условиях, когда СССР мог подвергнуться ядерному удару со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одним из элементов этой мобилизации сталобыло проведение борьбы с космополитизмом, предполагавшим отказ от национальных ценностей и создание единой мировой цивилизации под руководством и по образу США. Пропаганде космополитизма способствовал и контраст между лежащим в развалинах и разоренным войной Советским Союзом и налаженной жизнью в США.

Ответом на это воздействие должна была стать опора на национальные традиции, отечественную культуру и духовные ценности, показ того, что СССР представляет свою цивилизацию и что далеко не все нужно заимствовать у Запада. Нужно было учитывать и явно дискриминационное отношение к России и СССР. Об этом, в частности, писал Президент АН СССР С. И. Вавилов /44/:

"В длинном списке нобелевских лауреатов с начала XX в., котором, наряду с действительно выдающимися лицами, стоят иногда и средние ученые, нет ни одного русского физика. Нобелевскую премию не получил А. С. Попов, хотя она присуждена Маркони и Брауну. Среди нобелевских лауреатов нет Менделеева, хотя среди них очень много лиц значительно меньшего значения в науке. Нобелевской премии не получил П. Н. Лебедев-общепризнанный лучший физик-экспериментатор в мире в начале нашего века. Нобелевская премия за открытие комбинационного рассеяния света присуждена индусу Раману, но в списке лауреатов нет Мандельштама и Ландсберга, открывших то же явление одновременно с Раманом, как это установлено и признано в мировой научной печати. По приведенным примерам едва ли приходится сомневаться в преднамеренном обходе представителей нашей науки при присуждении нобелевских премий.

Таков один, но вполне достаточный пример результатов, к сожалению, встречающегося среди наших физиков преклонения перед западным научным авторитетом. Существуют и другие не менее плачевные итоги, к ним относятся многочисленные, фактически потерянные важные приоритеты, которые теперь с трудом, по архивным данным, приходится восстанавливать. Стоит только напомнить имена Ломоносова, Ползунова, Петрова, Шиллинга, Якоби, Лодыгина, Попова, Умова, Розинга и очень многих других, если ограничиться одной физикой".

Была развернута работа по восстановлению преемственности поколений и выводу из забвения крупных русских ученых прошлого. Это несомненно играло позитивную роль.

После смерти А. А. Жданова в 1948 г. ситуация меняется. Руководящие позиции захватывает пятая колонна идеологов. Сначала они углубляют кампанию борьбы с космополитизмом, который теперь определяется так /32/:

"Космополитизм — реакционная буржуазная идеология, проповедующая безразличное отношение к интересам своей родины, к национальным традициям, к национальной культуре, отказ от национального суверенитета. Эта проповедь ведется под лживой маской признания того, что отечеством для каждого человека является весь мир. В действительности же космополитизм, усиленно распространяемый современными идеологами империализма, является орудием борьбы монополий против национальной независимости народов, идеологическим средством экономического и политического порабощения свободных народов. Пропагандой космополитизма, идеи "всемирного правительства" и т. п. империалисты стремятся усыпить бдительность народов, насадить среди них идеологию измены родине, предательства национальных интересов. Проповедь космополитизма помогает империалистической разведке вербовать шпионом и диверсантов и подрывать обороноспособность других стран.

Космополитизм является идеологией современной буржуазии, которая выше всего ставит свои узкокорыстные интересы и готова ради них пойти на любое национальное предательство".

Постепенно действия идеологов принимают характер перехлеста. Так, на грани пятидесятых годов выходящие из печати научные книги содержали обязательные слова о русских ученых и борьбе с идеализмом. Например, в добротной книге по математике во введении говорится /45/:

"Заметим что весь ход развития теории вероятностей показывает в какой жестокой борьбе материалистических концепций с идеалистическими выкристаллизовывались ее понятия и идеи. Стихийно-материалистическим взглядам Я. Бернулли, Лапласа, Лобачевского, Чебышева, Маркова и многих других выдающихся учёных прошлого противопоставлялись открыто идеалистические концепции ряда других математиков и статистиков (К. Пирсон. П. А. Некрасов, Р. Мизес и др.). Эта борьба продолжается и теперь".

Постепенно ситуация доходит до абсурда. Употребляя всуе имена русских ученых и как бы опираясь на них, идеологи отвергают новейшие достижения науки, поносят грубыми словами классиков современной науки, виднейших ученых Запада: Эйнштейна, Бернала, Бора, Гейзенберга, Шредингера, Дирака. Фактически же идет дискредитация русских ученых прошлого. Их представляют по существу в карикатурном виде, объективно выставляют на посмешище. Возникает фольклор: "Россия — родина слонов", "теорию относительности создал Однокамушкин" (калька слова эйнштейн) и стихи типа:

"Зато мы делаем ракеты,

И покоряем Енисей,

И даже в области балета

Мы впереди планеты всей".

Общий результат проведения идеологами операции "космополитизм" был обратным тому, что задумывалось до 1948 г. Историческое прошлое становится предметом насмешек. Начинается отторжение части интеллигенции от идеи патриотизма.