4.3. Ползучий переворот. Массовая дезориентация и установление нового культа.
Иногда действия по уничтожению СССР с наступлением часа "икс" сравнивают с действиями генерал-полковника немецко-фашистской армии Хайнца Вильгельма Гудериана, который в начале войны против СССР прославился своими танковыми прорывами и взятием в клещи с последующим окружением советских войск. Потом шло добивание окруженной группировки. Подобно танкам Гудериана, вырвавшиеся на оперативный простор идеологи и диссиденты, составлявшие единое целое (и лишь имитировавших борьбу), взяли в клещи сознание людей. Клещи сомкнулись, ловушка захлопнулась, началось добивание. Через некоторое время произошло объединение бывших "врагов", принявших общее самоназвание — "демократы". Но ведущая роль идеологов КПСС сохранилась. Все важнейшие посты вновь оказались в их руках, да по сути дела они их и не отдавали; только сделали поворот на 180 градусов — из пламенных коммунистов они стали пламенными антикоммунистами.
Сравнение операций информационной войны с тактикой Гудериана несомненно отражает истину. Но суть часа "икс" заключалась в перевороте в общественном сознании. 1988 г. можно назвать годом "великого перелома" в общественном сознании. В это время СМИ переходят в информационно-психологическую атаку. Накатывается девятый вал пропаганды все с новыми и новыми "разоблачениями" прошлого. В обществе растет неустойчивость. О состоянии общественного сознания говорят фантастические тиражи демизданий и их динамика: "Аргументы и факты" 1991 г. — 24 млн. экземпляров, "Огонек" 1988 г. — 1,8 млн., 1989 г. — 3,5 млн., 1990 г. — 7,6 млн.
"Великий перелом" означал массовый переход к новому мировоззрению, опирающемуся на систему мифов. Главный момент — смена веры. Ранее это была вера в то, что СССР прокладывает путь в светлое будущее, социализм, лучшее устройство общества, научная основа жизни — марксизм. Теперь все резко меняется. Основу новой веры составляют положения: СССР идет вне столбовой дороги развития цивилизации, "цивилизованные страны" — образец общества и нужно во всем следовать за ними, научная основа — учение Милтона Фридмена основателя чикагской школы. Это мировоззрение содержало три бомбы замедленного действия.
1. Впервые за более чем тысячелетнюю историю России сменился символ веры, ее основа. Вместо общинности, коллективизма на передний план выходит индивидуализм.
2. В новом мировоззрении содержится фактическое признание неполноценности народа, который почти столетие шел по ужасному нецивилизованному пути. И единственное, что нужно делать — подражать цивилизованным народам.
3. Положенное в основу развития страны учение Фридмена, как уже отмечалось выше, носит не научный, а прежде всего политический характер. Учение Фридмена (монентаризм, неоклассика) с его положениями о свободном рынке в конце XX века, о том, что он сам себя организует, о недопустимости государственного вмешательства, о единственном способе регулирования — изменении общего объема денежной массы противоречат всей совокупности имеющихся данных по современной экономике. Практическое его использование в ряде развивающихся стран привело к подрыву их национальных экономик, резкому урезыванию социальных программ, к дикому (другого слова не подберешь) расслоению общества. Но, основатель чикагской школы, хотя его имя и не особенно афишировалось, фактически стал богом,— идолом, которому поклонялась Россия. Его апостолами стали так называемые "чикагские мальчики" или, другими словами, демократические "реформаторы", которые в 90-х годах начали последовательно проводить догматы новой веры в жизнь.
Но в 1988 г. новая вера еще только начинает под натиском информационного воздействия свой победный путь. Квинтэссенция взглядов того времени содержится в кратком отрывке из огоньковской публикации /17/:
"Потом слушал выступления делегатов XVIII съезда КПСС и ловил себя на мысли: не одинок в своих суждениях Егор Кузьмич. Есть у него единомышленники. Не стесняясь никого, даже самого Генерального секретаря, режут правду матку в глаза, грудью встают на защиту социализма. И зал им горячо аплодирует. А я слушаю все это и спрашиваю самого себя: "Что же такое происходит? Неужели партия, вдохновляясь такими примитивными лозунгами, в состоянии всерьез осмыслить проблемы, стоящие перед страной, и предложить разумное решение в контексте мирового развития, отмеченного переходом в качественно новое состояние информационной цивилизации?" Как в каком-то бредовом сне! Где-то там (не так уж далеко) дети играют в компьютеры, по отличным дорогам мчатся автомашины, люди сидят под тентами и пьют апельсиновый сок, а здесь толпы усталых людей стоят в очередях, города задыхаются от смога, а те, кто взялся семь десятилетий назад довести страну до "сияющих высот", все глубже погружаются в трясину, повторяя: "Не могу поступиться принципами!"
Странные, очень странные мы люди. Вместо того чтобы руководствоваться здравым смыслом, как делают другие народы, каждый свой слабеющий шаг продолжаем сверять с "Кратким курсом". И добро бы так поступали одни профессиональные партработники и государственные чиновники. Но нет, немало людей и из народа готовы последние деньги потратить на цветы и бросить их к ногам защитников устоев социализма".
Как видим, слово социализм вызывает у автора смех и жалость, словосочетания "Егор Кузьмич" и "не могу поступиться принципами" — брезгливость. Правда генсек — авторитет, и противоречить ему недопустимо. Замечательно сравнение: здесь в очереди задыхаются от смога, а в прекрасном "там" едут по широким автострадам и пьют под тентами апельсиновый сок.
Тема "там" широко муссируется. Почти каждый оратор употребляет слова "цивилизованные страны", конечно в скобках проводится раздел между цивилизованными людьми и дикарями, к которым естественно относят население России. Некоторые публикации казались пародиями.
Характерен в этом плане диалог А. Р. и Н. М., помещенный в одной из московских газет в середине марта 1991 г.
"А. Р. Пора отвечать на вопрос: "Что делать?"
Н. М. Да уже известно, что делать! Весь мир это знает. И не вчера узнал — известно с Адама Смита. Чего же мы в стыдобище своей упорствуем? Тысячу раз говорено, что делать. Землю немедленно, этой же весной отдать крестьянам, помочь им обзавестись всем необходимым. Приватизировать все, что уже сейчас можно приватизировать".
На слова А. Р. о действиях первых американских переселенцев, начавших строить свое благополучное: и богатое общество, следует замечание "Н. М. И превыше всего ставили права человека — и политические и экономические — основу демократии".
Как видим, миллионы индейцев были истреблены и загнаны в резервации, по-видимому, во имя демократии, а рабство в США установлено во имя прав человека. Впечатляет и поучение об Адаме Смите, скончавшемся два века тому назад, Но большинство читателей не замечало скрытого юмора. Чтобы показать состояние умов рядовых людей в этот период, многие из которых ощущали себя адептами новой веры, возьмем наудачу несколько примеров (здесь конечно каждый может подобрать свои).
- Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин. Третья мировая информационно-психологическая война.
- Оглавление
- Аннотация.
- Сведения об авторах.
- Предисловие.
- Введение.
- Глава 1. Закономерности информационной войны.
- 1.1. Общество XX века. Мировые войны и их предпосылки.
- Капиталистическое общество первой половины века.
- Две системы. Эволюция ссср.
- Информационное общество.
- Главный водораздел современности.
- Экология. Пределы роста.
- 1.2. Общественное сознание как поле сражения. Новый театр войны.
- Структура общественного сознания.
- Разум и вера.
- Историческое сознание.
- Тенденции изменений в общественном сознании.
- Проблема устойчивости. Революции.
- 1.3. Методы и приемы психологической войны. Принцип вируса.
- Прямые и косвенные методы воздействия на сознание.
- Техника мифов.
- История и менталитет.
- Воздействие на мышление через символы.
- Информационные технологии.
- Глава 2. Первый этап психологической войны.
- 2.1. Предыстория психологической войны. Каста идеологов. О первом этапе и его предыстории.
- Октябрьская революция и расстановка политических сил.
- Постреволюционное противостояние.
- Вторая революционная волна.
- Период стабилизации.
- Эволюция идеологов.
- 2.2. Начало информационно-психологической войны. Стратегия сша.
- Ссср — исходные позиции.
- Идеологическая сфера в ссср.
- Попытки идеологического отпора.
- Последние годы Сталина. Противоборство в верхах.
- После Сталина.
- 2.3. Идеологи в борьбе против научно-технического прогресса. Скрытый смысл операций идеологов.
- Операция "Мичуринская биология".
- Операция "Физический идеализм".
- Операция "Теория резонанса".
- Операция "Кибернетика".
- Операция "Павловское учение".
- Сопротивление.
- 2.4. Идеологи в борьбе за раскол советского общества. Единство советского общества.
- Операция "Космополитизм".
- Операция "еак".
- Операция "Сталин". Смысл "оттепели".
- "Возвращение к ленинским принципам".
- Операция "Пастернак".
- Операция "Борьба с религиозным дурманом".
- Бомбы замедленного действия.
- Глава 3. Второй этап информационно-психологической войны.
- 3.1. Создание системы идеологи — диссиденты. Особенности второго этапа.
- Ценитель литературы и искусства.
- Операция "Бродский".
- Диссиденты на потоке.
- Интеллигенция в конце шестидесятых.
- 3.2. Эволюция кпсс и ее идеологии. "Партия наш рулевой".
- Операция "Собор".
- Операция "Ленин".
- Кпсс к началу восьмидесятых.
- Двуликий Янус.
- Идеологи и общественные науки.
- Апофеоз творчества идеологов.
- Разоружение в психологической войне.
- 3.3. Система идеологи-диссиденты в действии. Новый центр власти.
- Операция "Сахаров".
- Идеологическая регламентация и феномен Высоцкого.
- Линия водораздела.
- 3.4. Агенты влияния входят во власть. Положение в руководстве.
- Операция "Геронтократы".
- Операция "Кисунько".
- Дорога в тупик.
- Завершение второго этапа, потеря веры.
- Глава 4. Разгром ссср.
- 4.1. Организационные мероприятия. Новая стратегия сша.
- Смена руководящих кадров.
- Захват сми.
- Создание хаоса в экономике.
- Дезорганизация управления.
- 4.2. Информационное наступление и идеологическое прикрытие. Горбачев как пламенный ленинец.
- Новое мышление.
- Основы информационной войны в период перестройки.
- Переворот в мировоззрении.
- Миф "цивилизованные страны".
- Миф "первоначальное накопление".
- Миф "древесно-стружечная колбаса".
- Идеологическая кульминация — письмо н. Андреевой.
- 4.3. Ползучий переворот. Массовая дезориентация и установление нового культа.
- Дискуссия.
- Встреча.
- Нашел себя.
- Экологическое общество.
- Операция "Выборы".
- Последние попытки сопротивления.
- Документы Демократической платформы.
- Денационализация. Десоветизация. Дефедерализация.
- 4.4. Бесы. Шабаш.
- Отречение от советского прошлого.
- Наследники Смердякова.
- Князь тьмы.
- Об итогах третьего этапа.
- Глава 5. Смутное время. Война после войны.
- 5.1. Смута. Трагедия России и торжество Запада.
- Смутное время.
- План Аллена Даллеса в действии.
- Сми как гарант "реформ".
- Уничтожение исторической памяти.
- Триада: власть мифов, методика Геббельса, язык арго.
- Новое мировоззрение, новая вера.
- 5.2. Программа уничтожения России в действии. Расчленение ссср и России.
- Уничтожение промышленности.
- Уничтожение сельского хозяйства.
- Уничтожение оборонного потенциала страны.
- Уничтожение науки.
- Удар по здравоохранению.
- Вымирание населения России.
- 5.3. Информационная война сша за мировое господство. Возникновение новой информационной войны.
- Последние рубежи России.
- Борьба сша против Мусульманского мира.
- Действия в Восточной и Юго-Восточной Азии.
- Западная Европа и сша.
- Сша и будущее евреев.
- О глобальной стратегии сша.
- Сша как гегемон мира.
- Заключение.
- Литература к введению и главе 1.
- Литература к главе 2.
- Литература к главе 3.
- Литература к главе 4.
- Литература к главе 5 и заключению.