logo
V_Lisichkin_L_Shelepin_Tretya_mirovaya_informa

Идеологическая регламентация и феномен Высоцкого.

Система идеологи — диссиденты стала мощным инструментом воздействия на процессы, происходящие в стране. Это не только консервация старого и отражение попыток улучшения ситуации, внедрения научных методов, но и установление жесткой регламентации общественной жизни, что характеризуется появлением большой совокупности нелепых запретов: абстрактное искусство, авангард в музыке, рок-н-ролл, детективная литература Запада, труды многих западных философов и социологов, работы ряда русских философов и т. д. и т. п. Ряд мер носил просто комический характер. Так, в академических институтах, чтобы направить статью в журнал, требовалось большое число сопроводительных бумаг (от 5 до 10) и эта сопроводиловка, заверенная десятком подписей, часто была дополнением к одной странице тезисов доклада на конференцию. Регламентировали не только печатное слово и выступления по радио и телевидению, но иногда и выступления на собраниях. Бессмысленные запреты вызывали протест, желание их обойти.

И жизнь часто сметала все препоны. Возник богатейший рынок художественной и научной литературы. Издавались Булгаков, Есенин, Достоевский. Во все возрастающем количестве появлялись детективы. На русском языке издавались все основные новинки зарубежной научной литературы. Выпускались научно-популярные издания. Но вместе с тем большими тиражами публикуются бессодержательные "произведения" идеологов, которые практически никто не читает.

В обществе нарастает протест. Выражением настроения масс стал Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980 гг.) — замечательный артист театра на Таганке, снявшийся также в ряде фильмов. Но наибольшую известность он получил как поэт — бард, может быть самый выдающийся русский поэт второй половины ХХ века. Высоцкий стал своим для миллионов людей; песни, которые он исполнял на сцене собирали массовые аудитории. Его произведения отражали реальную жизнь, они были многомерными, всегда имели второй план. Многие его выражения вошли в быт, в поговорки ("жираф большой — ему видней", "тут за день так закувыркаешься, придешь домой там ты сидишь", "прав был капитан — еще не вечер"). Идеологи устроили заговор молчания вокруг творчества Высоцкого, его практически не издавали, но минуя СМИ, через магнитофонные ленты он входил в квартиры, и стал известен всем. Великий поэт — он символизировал сопротивление идеологам — пятой колонне.