Тенденции изменений в общественном сознании.
XX век характеризуется постепенным разрушением традиционного общества. Традиционное общество служило мощным ограничителем негативных форм поведения человека. Традиционное общество имело своей основой сельское население, которое в начале века намного превышало городское. Но ситуация менялась. На планете шел бурный процесс урбанизации. Сейчас огромная масса населения проживает в крупных городах — мегалополисах. В таких городах создались особые условия для проживающих там людей. Скученность, теснота, загрязнения, шум, интенсивное уличное движение. малоподвижный, но вместе с тем напряженный образ жизни, сокращение жизненного пространства порождают и обостряют различные виды заболеваний, в том числе аллергические и онкологические. В больших городах у многих людей возникают определенные психические сдвиги: неуравновешенность, агрессивность, подавленность, чувство одиночества. Неотъемлемыми чертами жизни становятся алкоголизм, наркомания. насилие, преступность, проституция. Растет маргинальная прослойка людей. которые не могут приспособиться к современному обществу. В больших городах, где люди разобщены, очень высока степень их управляемости. Средства массовой информации, особенно телевидение, формируют моды, идеалы, нормы поведения. Неадекватно воспринимая окружающий мир, многие люди живут в мире абстракций и иллюзий.
По существу же теряются традиции, преемственность, связь времен. Это, кстати, общая тенденция изменения духовной среды. Разрушение традиционного общества, атомизация людей оказали сильное негативное воздействие на веру вообще, на готовность человека служить другим людям. И хотя в постиндустриальном обществе много говорят о религии, а на монетах США даже написано "мы верим в Бога", от религии в основном осталась обрядовая сторона. Резко возросло число и влияние различных сект, среди которых своей активностью выделяется Общество свидетелей Иеговы, обещающее спасение от приближающегося конца света и имеющее отделения во всех странах мира. В этих сектах общественная сторона религии отходит на второй план, а во главу угла ставится личное спасение и вечная жизнь, покорность пастырям. Таким образом, из двух сторон общественного сознания: личностной и общественной, определяющей стала первая. Установился новый культ — культ потребления. Если у тебя есть доллары и ты силен, то имеешь все, что хочешь. Но, если нет веры, то "все дозволено", как писал Ф. М. Достоевский в романе "Братья Карамазовы". О неблагополучии в обществе потребления свидетельствуют высокий уровень преступности, наркомания, терроризм, кровопролитные конфликты. Мы еще только начинаем осознавать масштабы изменения духовной среды человека.
Основная тенденция современности — атомизация людей, обособление, выдвижение на передний план личных интересов. Господствующее положение занимает общество потребления с ведущим интересом — получением прибыли. Все большее количество данных говорит о том, что общество потребления — тупик. Об этом писал еще основатель Римского клуба Аурелио Печчеи. Мировым центром общества потребления и индивидуализма как идеологии служат США. О своих впечатлениях о пребывании в США пишет О. Платонов /18/:
"Лас-Вегас, как и другой подобный преступный центр Америки Атлантик-сити, ежедневно посещают десятки тысяч американцев. По главной улице на многие километры с обеих сторон стоят игорные дома, совмещенные с многоэтажными гостиницами, постоянно обслуживаемыми тысячами проституток и содомитов. Именно в этих игорных домах понимаешь главную страсть и мечту американцев — стремление стяжать деньги, разбогатеть любой ценой. Когда видишь тысячи перекошенных от азарта и алчности лиц, блестящих от возбуждения глаз, осознаешь преступную и опасную для мира природу Америки.
Главное в американском общественном сознании — деньги, вещь, товар. Жизнь подчинена бесконечной гонке за все новыми и новыми видами товаров и услуг. Гонка потребления, превращения человека в "машину, добывающую деньги" — закон американского общества."
Как интуитивная реакция на изменения в общественном сознании у людей начинает проявляться стремление к объединению, к общим ценностям, а не только к прибыли. В частности, это сказывается в повышении роли религии и прежде всего Ислама. Многие религиозные деятели чувствуют происходящие изменения как наступление вселенского Зла. В любом случае существующая тенденция позволяет говорить о надвигающейся глобальной неустойчивости общественного сознания.
- Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин. Третья мировая информационно-психологическая война.
- Оглавление
- Аннотация.
- Сведения об авторах.
- Предисловие.
- Введение.
- Глава 1. Закономерности информационной войны.
- 1.1. Общество XX века. Мировые войны и их предпосылки.
- Капиталистическое общество первой половины века.
- Две системы. Эволюция ссср.
- Информационное общество.
- Главный водораздел современности.
- Экология. Пределы роста.
- 1.2. Общественное сознание как поле сражения. Новый театр войны.
- Структура общественного сознания.
- Разум и вера.
- Историческое сознание.
- Тенденции изменений в общественном сознании.
- Проблема устойчивости. Революции.
- 1.3. Методы и приемы психологической войны. Принцип вируса.
- Прямые и косвенные методы воздействия на сознание.
- Техника мифов.
- История и менталитет.
- Воздействие на мышление через символы.
- Информационные технологии.
- Глава 2. Первый этап психологической войны.
- 2.1. Предыстория психологической войны. Каста идеологов. О первом этапе и его предыстории.
- Октябрьская революция и расстановка политических сил.
- Постреволюционное противостояние.
- Вторая революционная волна.
- Период стабилизации.
- Эволюция идеологов.
- 2.2. Начало информационно-психологической войны. Стратегия сша.
- Ссср — исходные позиции.
- Идеологическая сфера в ссср.
- Попытки идеологического отпора.
- Последние годы Сталина. Противоборство в верхах.
- После Сталина.
- 2.3. Идеологи в борьбе против научно-технического прогресса. Скрытый смысл операций идеологов.
- Операция "Мичуринская биология".
- Операция "Физический идеализм".
- Операция "Теория резонанса".
- Операция "Кибернетика".
- Операция "Павловское учение".
- Сопротивление.
- 2.4. Идеологи в борьбе за раскол советского общества. Единство советского общества.
- Операция "Космополитизм".
- Операция "еак".
- Операция "Сталин". Смысл "оттепели".
- "Возвращение к ленинским принципам".
- Операция "Пастернак".
- Операция "Борьба с религиозным дурманом".
- Бомбы замедленного действия.
- Глава 3. Второй этап информационно-психологической войны.
- 3.1. Создание системы идеологи — диссиденты. Особенности второго этапа.
- Ценитель литературы и искусства.
- Операция "Бродский".
- Диссиденты на потоке.
- Интеллигенция в конце шестидесятых.
- 3.2. Эволюция кпсс и ее идеологии. "Партия наш рулевой".
- Операция "Собор".
- Операция "Ленин".
- Кпсс к началу восьмидесятых.
- Двуликий Янус.
- Идеологи и общественные науки.
- Апофеоз творчества идеологов.
- Разоружение в психологической войне.
- 3.3. Система идеологи-диссиденты в действии. Новый центр власти.
- Операция "Сахаров".
- Идеологическая регламентация и феномен Высоцкого.
- Линия водораздела.
- 3.4. Агенты влияния входят во власть. Положение в руководстве.
- Операция "Геронтократы".
- Операция "Кисунько".
- Дорога в тупик.
- Завершение второго этапа, потеря веры.
- Глава 4. Разгром ссср.
- 4.1. Организационные мероприятия. Новая стратегия сша.
- Смена руководящих кадров.
- Захват сми.
- Создание хаоса в экономике.
- Дезорганизация управления.
- 4.2. Информационное наступление и идеологическое прикрытие. Горбачев как пламенный ленинец.
- Новое мышление.
- Основы информационной войны в период перестройки.
- Переворот в мировоззрении.
- Миф "цивилизованные страны".
- Миф "первоначальное накопление".
- Миф "древесно-стружечная колбаса".
- Идеологическая кульминация — письмо н. Андреевой.
- 4.3. Ползучий переворот. Массовая дезориентация и установление нового культа.
- Дискуссия.
- Встреча.
- Нашел себя.
- Экологическое общество.
- Операция "Выборы".
- Последние попытки сопротивления.
- Документы Демократической платформы.
- Денационализация. Десоветизация. Дефедерализация.
- 4.4. Бесы. Шабаш.
- Отречение от советского прошлого.
- Наследники Смердякова.
- Князь тьмы.
- Об итогах третьего этапа.
- Глава 5. Смутное время. Война после войны.
- 5.1. Смута. Трагедия России и торжество Запада.
- Смутное время.
- План Аллена Даллеса в действии.
- Сми как гарант "реформ".
- Уничтожение исторической памяти.
- Триада: власть мифов, методика Геббельса, язык арго.
- Новое мировоззрение, новая вера.
- 5.2. Программа уничтожения России в действии. Расчленение ссср и России.
- Уничтожение промышленности.
- Уничтожение сельского хозяйства.
- Уничтожение оборонного потенциала страны.
- Уничтожение науки.
- Удар по здравоохранению.
- Вымирание населения России.
- 5.3. Информационная война сша за мировое господство. Возникновение новой информационной войны.
- Последние рубежи России.
- Борьба сша против Мусульманского мира.
- Действия в Восточной и Юго-Восточной Азии.
- Западная Европа и сша.
- Сша и будущее евреев.
- О глобальной стратегии сша.
- Сша как гегемон мира.
- Заключение.
- Литература к введению и главе 1.
- Литература к главе 2.
- Литература к главе 3.
- Литература к главе 4.
- Литература к главе 5 и заключению.