Информационное общество.
Во второй половине XX века происходит качественное изменение капиталистической системы. Сформировавшееся в развитых странах Запада постиндустриальное общество (для него также используются термины: информационное общество, общество потребления, современный капитализм) отличается от классического капитализма начала века не менее, чем последний отличается от феодализма. В этом обществе проявляются новые моменты: на передний план выходит информация, наука становится непосредственной производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер.
Основой экономики постиндустриального общества стало получение избыточной прибавочной стоимости. Она возникает за счет снижения издержек производства на отдельной группе предприятий. На этих предприятиях время, затрачиваемое на производство продукта, ниже, чем общественно необходимое (среднее), определяющее стоимость (либо выпускается уникальный продукт). Источник более высокой производительности труда создается, как правило, за счет применения новых технологий, а иногда за счет совершенствования методов организации производства. Но как только научно-технические достижения становятся достаточно широко внедренными (усвоенными основной массой производителей), избыточная прибавочная стоимость исчезает. Стоимость общественного продукта, в отличие от приведенной выше формулы, состоит уже не из трех, а из четырех составляющих: постоянного капитала с, переменного капитала V, прибавочной стоимости m, избыточной прибавочной стоимости m*. Получение m* происходит за счет нестационарного эффекта. Но суть дела не в единовременном мероприятии, а в том, что для получения максимальной прибыли должны постоянно внедряться все новые и новые опережающие технологии. Сам принцип получения максимальной прибыли на основе избыточной прибавочной стоимости постоянно распространяется на все сферы жизни общества. Возникло "общество потребления", в котором создаются все новые и новые предметы потребления и даже потребности. Действует индустрия мод, кумиров, "звезд", сменяющихся как в калейдоскопе.
Сверхсложный характер экономики означает огромное число взаимосвязей между предприятиями, их взаимную зависимость, появление аналогии с развитием живого организма. Постоянно приходится выбирать одну из возможностей развития, и этот выбор становится необратимым. Современная экономика не может быть резко изменена ("реформирована"). Она может развиваться дальше лишь при постепенных преобразованиях.
В постиндустриальном обществе относительно хаотическое состояние экономики классического капитализма сменяется структурами регулируемой экономики. Большое влияние приобретает государственный аппарат, распределяющий заказы, ведущий политику экономического регулирования. В своей деятельности государство опирается на корпорации, учитывая прежде всего их интересы. В результате коренного изменения производительных сил в середине нашего века ведущую роль стали играть новые технологии, наука, информационное обеспечение. В дополнении к существовавшим ранее двум группам производства ("а" — производство средств производства и "б" — производство предметов потребления) возникла третья группа "в" — производство научно-технологической информации и средств информационного обеспечения.
В условиях гигантских масштабов производства становится выгодным привлекать средства со стороны: как государства, так и мелких вкладчиков. Возникают три вида основного капитала: государственный, акционерный и частный, причем доля государственного в некоторых развитых странах доходит до 30%, а акционерный капитал в крупнейших корпорациях приобретает черты коллективной собственности. Так в компании "Дженерал моторс" вклад любого акционера меньше 1% от общего капитала, а число акционеров больше миллиона.
Изменения в системе управления называют "революцией менеджеров". В отличие от прошлого, когда распределение прибыли зависело от единоличного владельца предприятия, этим занимается правление, стоящее во главе корпорации, и назначаемые им менеджеры. Это правление, вообще говоря, отделено от собственника и обычно владеет лишь частью акций предприятия. Оно распределяет прибыли между владельцами акций пропорционально вложенному капиталу, выделяет средства на научно-технические исследования, содержание менеджмента, рекламу, сбыт, торговлю, перераспределяет в случае необходимости часть средств между предприятиями. По существу, наряду с собственниками, возникла вторая форма экономической власти.
Для получения избыточной прибавочной стоимости требуется высокая степень организации, четкость в работе, сочетаемые с гибкостью; возможностями быстрой перестройки производственного процесса. Один из центральных моментов здесь — опора на менеджмент, научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социальные аспекты управления производством. Менеджмент позволяет решать целый ряд конкретных проблем: определять цели и задачи управления; разрабатывать системы мероприятий по их достижению; разделять задачи на конкретные виды операций; координировать взаимодействие различных подразделений; совершенствовать иерархическую структуру; оптимизировать процесс принятия решений; проводить поиск эффективных стилей руководства и мотивации деятельности. Все это позволило резко улучшить организацию производства и эффективность управления.
В целом, появление постиндустриального общества и внедрение информационных технологий означало мощный прорыв в развитии общества. Рост прибыли во многом обеспечивался за счет природы, а не за счет усиления эксплуатации рабочих. В принципе впервые появляется перспектива обеспечения продовольствием, одеждой, жильем населения всей планеты. До определенного момента возможности постиндустриального общества многим казались неограниченными.
- Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин. Третья мировая информационно-психологическая война.
- Оглавление
- Аннотация.
- Сведения об авторах.
- Предисловие.
- Введение.
- Глава 1. Закономерности информационной войны.
- 1.1. Общество XX века. Мировые войны и их предпосылки.
- Капиталистическое общество первой половины века.
- Две системы. Эволюция ссср.
- Информационное общество.
- Главный водораздел современности.
- Экология. Пределы роста.
- 1.2. Общественное сознание как поле сражения. Новый театр войны.
- Структура общественного сознания.
- Разум и вера.
- Историческое сознание.
- Тенденции изменений в общественном сознании.
- Проблема устойчивости. Революции.
- 1.3. Методы и приемы психологической войны. Принцип вируса.
- Прямые и косвенные методы воздействия на сознание.
- Техника мифов.
- История и менталитет.
- Воздействие на мышление через символы.
- Информационные технологии.
- Глава 2. Первый этап психологической войны.
- 2.1. Предыстория психологической войны. Каста идеологов. О первом этапе и его предыстории.
- Октябрьская революция и расстановка политических сил.
- Постреволюционное противостояние.
- Вторая революционная волна.
- Период стабилизации.
- Эволюция идеологов.
- 2.2. Начало информационно-психологической войны. Стратегия сша.
- Ссср — исходные позиции.
- Идеологическая сфера в ссср.
- Попытки идеологического отпора.
- Последние годы Сталина. Противоборство в верхах.
- После Сталина.
- 2.3. Идеологи в борьбе против научно-технического прогресса. Скрытый смысл операций идеологов.
- Операция "Мичуринская биология".
- Операция "Физический идеализм".
- Операция "Теория резонанса".
- Операция "Кибернетика".
- Операция "Павловское учение".
- Сопротивление.
- 2.4. Идеологи в борьбе за раскол советского общества. Единство советского общества.
- Операция "Космополитизм".
- Операция "еак".
- Операция "Сталин". Смысл "оттепели".
- "Возвращение к ленинским принципам".
- Операция "Пастернак".
- Операция "Борьба с религиозным дурманом".
- Бомбы замедленного действия.
- Глава 3. Второй этап информационно-психологической войны.
- 3.1. Создание системы идеологи — диссиденты. Особенности второго этапа.
- Ценитель литературы и искусства.
- Операция "Бродский".
- Диссиденты на потоке.
- Интеллигенция в конце шестидесятых.
- 3.2. Эволюция кпсс и ее идеологии. "Партия наш рулевой".
- Операция "Собор".
- Операция "Ленин".
- Кпсс к началу восьмидесятых.
- Двуликий Янус.
- Идеологи и общественные науки.
- Апофеоз творчества идеологов.
- Разоружение в психологической войне.
- 3.3. Система идеологи-диссиденты в действии. Новый центр власти.
- Операция "Сахаров".
- Идеологическая регламентация и феномен Высоцкого.
- Линия водораздела.
- 3.4. Агенты влияния входят во власть. Положение в руководстве.
- Операция "Геронтократы".
- Операция "Кисунько".
- Дорога в тупик.
- Завершение второго этапа, потеря веры.
- Глава 4. Разгром ссср.
- 4.1. Организационные мероприятия. Новая стратегия сша.
- Смена руководящих кадров.
- Захват сми.
- Создание хаоса в экономике.
- Дезорганизация управления.
- 4.2. Информационное наступление и идеологическое прикрытие. Горбачев как пламенный ленинец.
- Новое мышление.
- Основы информационной войны в период перестройки.
- Переворот в мировоззрении.
- Миф "цивилизованные страны".
- Миф "первоначальное накопление".
- Миф "древесно-стружечная колбаса".
- Идеологическая кульминация — письмо н. Андреевой.
- 4.3. Ползучий переворот. Массовая дезориентация и установление нового культа.
- Дискуссия.
- Встреча.
- Нашел себя.
- Экологическое общество.
- Операция "Выборы".
- Последние попытки сопротивления.
- Документы Демократической платформы.
- Денационализация. Десоветизация. Дефедерализация.
- 4.4. Бесы. Шабаш.
- Отречение от советского прошлого.
- Наследники Смердякова.
- Князь тьмы.
- Об итогах третьего этапа.
- Глава 5. Смутное время. Война после войны.
- 5.1. Смута. Трагедия России и торжество Запада.
- Смутное время.
- План Аллена Даллеса в действии.
- Сми как гарант "реформ".
- Уничтожение исторической памяти.
- Триада: власть мифов, методика Геббельса, язык арго.
- Новое мировоззрение, новая вера.
- 5.2. Программа уничтожения России в действии. Расчленение ссср и России.
- Уничтожение промышленности.
- Уничтожение сельского хозяйства.
- Уничтожение оборонного потенциала страны.
- Уничтожение науки.
- Удар по здравоохранению.
- Вымирание населения России.
- 5.3. Информационная война сша за мировое господство. Возникновение новой информационной войны.
- Последние рубежи России.
- Борьба сша против Мусульманского мира.
- Действия в Восточной и Юго-Восточной Азии.
- Западная Европа и сша.
- Сша и будущее евреев.
- О глобальной стратегии сша.
- Сша как гегемон мира.
- Заключение.
- Литература к введению и главе 1.
- Литература к главе 2.
- Литература к главе 3.
- Литература к главе 4.
- Литература к главе 5 и заключению.