logo search
ИСТ_К_ОТВЕТЫ

1. Предмет, цели и задачи курса "История Казахстана". Актуальные вопросы исторического развития Казахстана в книге н.А. Назарбаева "в потоке истории".

Основным предметом истории должен стать человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. История, прозябающая в повествовательных формах, перегруженная различными вымыслами, прикованная к событиям и не имеющая фундаментальной конструкции воспитывает посредственность.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.

Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.

Интересную трактовку периодизации истории Казахстана на основе развития духовности на территории Казахстана представляет в своей книге «В потоке истории» глава государства Н. Назарбаев. При анализе он выделяет 12 этапов, начиная с культуры древних ариев-скотоводов, оставивших храмовые комплексы Синташта и Аркаим; затем следует эпоха саков, которая оставила нам святилище Тамгалы-Тас, царские курганы Иссык, Бесшатыр, Берель. Имена крупнейших деятелей культуры аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М. Кашгари, Ходжи Ахмета Ясави дали возможность выделить определенные этапы в истории Казахстана. Многовековое духовное становление заканчивается 12 этапом, который начинается трагическими событиями 1986 года и продолжается становлением суверенного Казахстана. Таково кольцо духовной истории Казахстана, по мнению Назарбаева.

История человеческого общества при всем своем многообразии и региональных особенностях, у разных народов подчинена общим объективным закономерностям общественного развития, что в их основе первично бытие, изменение в производительных силах и производственных отношениях, что история есть поступательный процесс, суть которого состоит в смене общественно-экономических формаций.

Весь исторический путь нашей Республики соответственно можно разделить на следующие периоды:

1. Древность (1 млн. лет до н.э. по VI — VIII века н.э.)

Охватывает эпоху первобытно-общинного строя и его разложения, зарождение раннеклассового общества и феодальных отношений на территории Казахстана.

2.Средневековье (VI — VIII вв. н.э -до конца ХVIII столетия)

Включает в себя такие процессы как образование казахской народности и образование Казахского ханства, укрепление феодальных отношений, изменение в хозяйстве и социальных отношениях в казахском обществе, развитие культуры казахской народности, начало политических и торговых контактов Казахского ханства с Россией и народами средней Азии.

3. Новое время (Казахстан в составе Российской империи) — нач. ХVIII в. — до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.)

Присоединение Казахстана к России, национально-освободительные движения, проникновение капиталистических отношений и разложение патриархально-феодальных отношений в Казахстане.

4. Новейшее время (с октября 1917 г. — по настоящее время)