logo search
01 Дореволюционная Россия

В.Г. Шухов (1853 – 1939)

В ладимир Григорьевич Шухов – выдающийся русский инженер, архитектор, изобретатель, ученый; почетный член Академии наук СССР, Герой Труда. Является автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти. Внес выдающийся вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.

В.Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки, которые в XXI веке стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий.

В.Г. Шухов ввел в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции. Позднее гиперболоидные конструкции использовали в своем творчестве такие знаменитые архитекторы, как Гауди, Ле Корбюзье и Оскар Нимейер.

В честь В.Г. Шухова названы гиперболоидные сетчатые башни, построенные в России и за рубежом, Белгородский государственный технологический университет, улицы Шухова в Москве, Туле, Петропавловске (Казахстан). Памятники В.Г. Шухову установлены в Москве на Тургеневской площади и в Белгороде.

В.Г. Шухов – автор проекта и главный инженер строительства первого российского нефтепровода Балаханы – Черный Город (Бакинские нефтепромыслы, 1878 г.), построенного для нефтяной компании «Бр. Нобель». Проектировал и затем руководил работами по постройке нефтепроводов фирм «Бр. Нобель», «Лианозов и К°» и первого в мире мазутопровода с подогревом. Работая на нефтяных промыслах в Баку, Шухов разработал основы подъема и перекачки нефтепродуктов, предложил метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха эрлифт, разработал методику расчета и технологию строительства цилиндрических стальных резервуаров для нефтехранилищ, изобрел форсунку для сжигания мазута.

В своих научных публикациях Шухов привел точные математические формулы для описания процессов протекания по трубопроводам нефти, мазута, создав классическую теорию нефтепроводов. В.Г. Шухов автор проектов первых российских магистральных трубопроводов: Баку – Батуми (883 км, 1907 г.), Грозный – Туапсе (618 км, 1928 г.).

В 1896 г. В.Г. Шухов изобрел новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (патенты Российской империи). В 1900 г. его паровые котлы были отмечены высокой наградой – на Всемирной выставке в Париже В.Г. Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов.

Шухов примерно с 1885 г. начал строить на Волге первые русские речные танкеры-баржи. Монтаж осуществлялся с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове.

В .Г. Шухов и его помощник С.П. Гаврилов изобрели промышленный процесс получения автомобильного бензина и непрерывно действующую трубчатую установку термического крекинга нефти (патент Российской империи). Установка (Слайд 54) состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителя и ректификационных колонн.

В 1931 г. по проекту и при техническом руководстве Шухова был построен нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг» в Баку, где впервые в России был использован шуховский патент на крекинг-процесс при создании установок для получения бензина.

В .Г. Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций. Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде В.Г. Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню удивительной красоты (Слайд 55). Оболочка гиперболоида вращения явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся в архитектуре формой. После Нижегородской выставки 1896 г. Шухов разработал многочисленные конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек и использовал их в сотнях сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках, мачтах военных кораблей и опорах линий электропередач.

С 1896 по 1930-е гг. по проектам В.Г. Шухова было построено свыше 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен.

В 1897 г. В.Г. Шухов построил для металлургического завода в Выксе цех (Слайд 56) с пространственно изогнутыми сетчатыми парусообразными стальными оболочками перекрытий двоякой кривизны. Этот цех сохранился до наших дней. Это первое в мире сводообразное выпуклое перекрытие-оболочка двоякой кривизны.

Шухов изобрел также арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. До нашего времени сохранились арочные: стеклянные своды покрытий В.Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами (ГУМ) и Фирсановским (Петровским) пассажем (Слайд 57).

В ерхние торговые ряды (ГУМ)

Фирсановский (Петровский) пассаж

В .Г. Шухов изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина – (Слайд 58)), Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража и других многочисленных построек.

В 1912 – 1917 гг. В.Г. Шухов спроектировал перекрытия залов и дебаркадер (пространство над платформами) Киевского (бывшего Брянского) вокзала в Москве и руководил его возведением.

О громное остекленное арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролета 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т – (Слайд 59)) имеет форму параболы. Стальные высокие трехшарнирные арочные фермы прекрасно видны и демонстрируют изящность величественного сооружения.

Работая над созданием несущих конструкций, В.Г. Шухов вносил существенный вклад в окончательный проект зданий и невольно выступал в роли архитектора. В архитектурном облике павильонов Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, ГУМа и Киевского вокзала авторство Шухова определило наиболее впечатляющие черты сооружений.

С ооружение в 1919 – 1922 гг. башни для радиостанции на Шаболовке в Москве явилось самой известной работой В.Г. Шухова. Башня (Слайд 60) представляет собой телескопическую конструкцию высотой 160 метров, состоящую из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций. 19 марта 1922 г. началась трансляция радиопередач. Регулярные трансляции российского телевидения через передатчики Шуховской башни начались 10 марта 1939 г. Долгие годы изображение Шуховской башни являлось эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый «Голубой огонек».

Сейчас Шуховская башня признана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства. Международная научная конференция «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», прошедшая в апреле 2006 г. в Москве с участием более 160 специалистов из 30 стран мира в своей декларации назвала Шуховскую башню в числе семи архитектурных шедевров русского авангарда, рекомендованных на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1927 – 1929 гг. В.Г. Шухов, принимая участие в реализации плана ГОЭЛРО, превзошел эту башенную конструкцию, построив три пары сетчатых многоярусных гиперболоидных опор перехода через реку Оку ЛЭП НиГРЭС в районе города Дзержинска под Нижним Новгородом.

В конце XIX века В.Г. Шухов вместе со своими сотрудниками составил проект новой системы водоснабжения Москвы.

Во время первой мировой войны В.Г. Шухов изобрел несколько конструкций морских мин и платформ тяжелых артиллерийских систем, проектировал батопорты (плавучие гидротехнические затворы) морских доков. Немногие знают, что он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа.

В 1892 г. Шухов построил свои первые железнодорожные мосты. В последующем он спроектировал несколько типов мостов (с пролетами от 25 до 100 м) – (Слайд 61). На основе этих типовых решений под его руководством было построено 417 мостов на различных железнодорожных линиях (через Оку, Волгу, Енисей и другие реки).

По проекту В.Г. Шухова и под его руководством было осуществлено сохранение архитектурного памятника XV века – минарета знаменитого медресе в Самарканде. Башня сильно накренилась после землетрясения, существовала угроза падения. В 1932 г. был объявлен конкурс проектов спасения башни, и В.Г. Шухов стал не только победителем конкурса, но и руководителем работ по выправлению минарета с помощью своеобразного коромысла.

Конструкции В.Г. Шухова завершили усилия инженеров XIX столетия в создании оригинальной металлической конструкции и одновременно указали путь далеко в XX век.

(Слайд 62)