logo search
История Цивилизаций Буданова

3. Цивилизация Среднеассирийского периода

С конца XV в. до н.э. власть правителя Ашшура усилилась и стала практически наследственной. За титулом ишшиаку скрывались функции жреца, администратора, военного вождя, а также землеустроителя и главы общинного совета. Общинный совет постепенно заполняли люди, близкие правителю. В XV-XI вв. до н.э. город-государство Ашшур состоял из разбросанных мелких селений-общин, возглавляемых советом старейшин и старостой. В собственности общины была земля, которая подлежала периодическим переделам и могла продаваться. Со временем в руках немногих богатых семей ее концентрировалось все больше, при этом общинные земельные фонды таяли. Появились имения, владельцы которых жили в городе. Ашшур превратился в общину среди общин.

На протяжении четырех столетий ашшурские правители последовательно проводили политику создания великой державы. Обеспечение безопасности приносящей огромные доходы торговли не единственная цель их многочисленных экспедиций. В них удовлетворялись растущие амбиции превратившихся в самодержцев правителей, стремление к расширению своих владений. Так, царь стран Ассирии Ашшур-убаллит I (1365-1330 г. до н.э.) захватил часть территории Митанни, царь множеств Адад-нерари I (1307-1275 гг. до н.э.) отодвинул границу Ассирии далеко на юг и покорил всю территорию Митанни. Закрепить власть и поддерживать ее на завоеванных территориях, население которых различалось и по уровню развития, и по менталитету, можно было лишь прибегая к устрашению. Тридцать лет правления Салманасара I (1274-1245 гг. до н.э.) одна из черных страниц истории древних цивилизаций. С этого времени страх и жестокость стали ключевыми словами Ассирийской цивилизации. В надписях ассирийских царей подчеркнуто стремление устрашить противника совершенными жестокостями и показать, что походы предпринимались по воле бога Ашшура. Чтобы разрушить общинные связи, покоренное население переселялось.

Во второй половине XIII в. до н.э. Ассирия являлась самым могущественным государством Ближнего Востока. При Тиглатпаласаре I (1115-1077 гг. до н.э.) она простиралась от Вавилона до Египта. Походы совершались регулярно, не столько с целью расширения территорий, сколько ради простого желания обогатиться за счет грабежа. Во время одного из них в Вавилоне был разграблен храм бога Мардука, статую которого на 7 лет вывезли в Ассирию.

Власть ассирийского правителя постепенно укреплялась. Его мощь возвеличивалась с помощью строительной деятельности. У впадения Верхнего Заба в Тигр Салманасар построил новую столицу Калах. Его сын Тукульти-Нинурта I (1245-1208 гг. до н.э.) перенес свою резиденцию из древнего Ашшура в новый город Кар-Тукульти-Нинурта (Торговая пристань Тукульти-Нинурта) на другой берег Тигра. Здесь был сооружен грандиозный дворец с великолепными стенными росписями, рельефами и красочной облицовкой нижней части стен глазурованным кирпичом, появившимся здесь на 600-700 лет раньше, чем в Вавилоне. Специальные указы до мельчайших деталей определяли дворцовый церемониал, разработанный по хеттскому образцу. Доступ к правителю имели немногие. Чрезвычайно суровый регламент определял распорядок в дворцовых покоях, правила совершения предотвращающих зло мистических ритуалов. Тиглатпаласар I в одной из надписей с гордостью сообщил, что он заботился о своей стране, украсил ее города храмами и дворцами, обнес стенами и укреплениями, построил хранилища для зерна, устроил зверинцы и ботанические сады, усилил войско, расширил пределы страны и дал ей покой и счастье. Однако, время империи в Ассирии еще не наступило. Даже появившиеся в XVI-XIV вв. до н.э. так называемые Среднеассирийские законы, которые были самыми жестокими из всех древневосточных законов, были пока еще не законами царства, а законами города-государства Ашшур.

Ослабленный длительными войнами, Ашшур в XII в. до н.э. не смог справиться с кочевниками арамеями. Малыми группами они неуклонно просачивались в Северную Месопотамию со своими шатрами и семьями, овцами и верблюдами. Арамеи проникали все далее в глубь страны, занимали ее степи и пастбища, нарушали коммуникации между городами, окружив их в считанные дни. Лишь после того, как Ассирия справилась с арамейским нашествием, начался новый виток развития ее цивилизации.