logo search
ИСР

4 Вопрос. Христианская идея спасения и милосердия к ближнему.

Традиция благотворительности возникла и развивалась с самого начала становления и укрепления православной церкви в древней Руси. Её духовной основой являлись божественные заповеди к ближнему, милосердия к страждущему. Евангельские каноны «не стяжите злата и серебра», «болеющих исцеляйте», «прокажённых счищайте», «нищему подавайте», «ближнего любите», – все эти великие заветы воплощались служителями русской церкви в различных формах человеколюбия посредством широкой социальной помощи нуждавшимся. С другой стороны, в соответствии с христианско-религиозными и нравственными нормами русские князья рассматривали духовенство в качестве главного попечителя. Именно поэтому ещё в 996 году уставом князя Владимира Святого социальное призрение было отдано под покровительство церкви.

В отечественной мысли проблема благотворительности связана с такой ментальной особенностью русского народа, как предрасположенность к соборному сознанию и общинности. Соборность с древнейших времен онтологически вошла в традиции русского общественно-религиозного сознания в качестве морально-нравственной нормы. Любовь и братолюбие - важнейшие понятия древнерусской литературы, в которых проявился особый примирительный метод разрешения социальных конфликтов и практика взаимной помощи и поддержки. Социальные, территориальные, хозяйственно-бытовые условия жизни русского человека заставляли его не просто придерживаться этих морально-нравственных позиций, но и строить свою жизнь в соответствии с ними.