40.Русская культура 19 века: «Золотой век» русской культуры: живопись, музыка, архитектура, литература.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне всё возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Необычайный взлёт отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время "Золотым веком". Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.
Живопись.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой
А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.
Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов (1799–1852). Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере. К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Последний день Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающимся портретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832 г.; портрет графини Ю. П. Самойловой 1839 г.), так и камерные, отличающиеся тонким психологизмом (портрет А. Н. Струговщикова 1841 г.; Автопортрет 1848 г.).
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружевница", "Портрет сына"). Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика.
В первой половине XIX века в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов. Он посвятил свои картины "На пашне", "Гумно", "Утро помещицы" изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора", "Свежий кавалер"). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.
Лучшие творения художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 году, когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.
Музыка
В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка, вошедший в историю как первый русский композитор мирового значения. М. И. Глинка считается основателем русской классической музыки. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями, что являлось отличительной чертой творческого подхода композитора. Его оперы "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы и во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты.
Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869). Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка», в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала рождение нового жанра – народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н. Верстовский (опера "Аскольдова могила").
Архитектура
Русская архитектура первой половины XIX века связана с традициями позднего классицизма. Классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития – это зрелый или высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром. Крупнейший архитектор этого времени - Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814). Характерная черта в архитектуре этого времени – создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А.Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора – это было его главным творением. По проекту А.А. Монферрана был создан Исаакиевскнй собор - самое высокое здание России того времени. Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси (1775–1849). Наследие его огромно. Он проектировал целыми ансамблями. Так, создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов, выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской застройкой, Невским проспектом и пр. Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием Генерального Штаба, украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Славы. К. И. Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода. Именно в первой половине XIX века Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.
Сгоревшая в 1812 году Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями университета (перестроенными Д.И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О.И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 годов. О.И. Бове оформил также ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров.
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться "русско-византийским стилем". К.А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 году был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 году. Строительство его было завершено лишь в 1883 году.
Существенные преобразования затронули лишь центр старой столицы России. В целом же её облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором охотники травили зайцев.
Литература
Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.
Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.
Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.
К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.
А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения — «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. — находятся в русле романтизма.
Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы. В романе «Евгений Онегин» рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.
А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.
Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчестве Ф.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Достоевский при этом выходит за рамки литературы и выступает как глубокий философ и мыслитель. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм, на всю современную духовную культуру.
В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения — романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа.
Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.
К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.
- 1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Расселение восточных славян.
- 2. Основные племенные союзы, быт, верования, социальные отношения восточных славян.
- 3. Образование древнерусского государства: объективные предпосылки: норманнская теория.
- 4. Причины и последствия христианизации уР
- 5. Период феодально-политической раздробленности: причины и признаки. Особенности системы наследования престола.
- 7. Культура Древней Руси: истоки и основные образцы архитектуры, литературы, иконописи.
- 8. Русь и степь в IX-XIII в. Образование монгольской империи и нашествие Батыя.
- 9. Немецко-шведская агрессия 1240-1242 гг. И последующее противостояние с Ливонским орденом и Литвой до 1300 г.
- 10. Складывание системы ордынской зависимости. Русско-монгольские отношения в политической, экономической, религиозной сферах.
- 11. Противостояние Москвы, Твери и Вильно в собирании древнерусских земель.
- 12. Причины возвышения Московского княжества в XIV-XV вв.
- 13. Образование централизованного московского царства при Иване III:освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода (1478), Твери (1485)
- 14. Внешняя политика Ивана III: освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода и Твери.
- 15.Основные направления русской культуры XIII – XV вв.: архитектура, иконопись, литература
- 16. Внутренняя политика Ивана Грозного: от избранной рады к опричному эксперименту.
- 17. Внешняя политика России в XV-XVI вв.: присоединение Поволжья, походы в Сибирь, взаимоотношения с Литвой.
- 18. Особенности правления Бориса Годунова: обстоятельства восхождения на царство, внутренняя модернизация, внешняя политика.
- 19. Причины и периодизация Смуты. Польско-шведская интервенция и особенности первого и второго народного ополчения. Окончание интервенции и воцарение Романовых.
- 20. Вхождение левобережной Украины в состав России, и покорение Сибири, отношение с Китаем.
- 22. Обмирщение культуры XVII в.: литература, живопись, архитектура.
- 23. Государство и церковь в XVII в. Церковный раскол.
- 24. Предпосылки реформ Петра I: Административная, церковная, налоговая реформы. Крестьянский вопрос.
- 26. Внешняя политика Петра I: от Азовских походов, Северной войны до Персидской кампании.
- 4. Верховный тайный совет (втс).
- 27. Причины и признаки эпохи дворцовых переворотов. Расширение сословных привилегий дворян.
- 29. Внешняя политика России при Екатерине II
- 30. Россия в период правления Павла I: внутренняя и внешняя политика.
- 31. Русская культура XVIII в.: искусство, наука, образование
- 32. Россия при Александре I. Проекты государственных преобразований: Негласный комитет, м. Сперанский, а. Аракчеев
- 33. Международная обстановка в конце XVII – начале XIX. Формирование антинаполеоновских коалиций. Война 1812 г. И заграничные походы русской армии. Венский конгресс и Священный союз.
- I антифранцузская коалиция (1791—1797)
- II антифранцузская коалиция (1798—1800)
- Итальянский поход
- Швейцарский поход
- III антифранцузская коалиция (1805)
- IV антифранцузская коалиция (1806—1807)
- V антифранцузская коалиция (1809)
- VI антифранцузская коалиция (1812—1814)
- VII антифранцузская коалиция. «Сто дней» Наполеона (1815)
- 38."Великие реформы" Александра II : крестьянская , судебная , земская , городская , военная
- 39. Реформы и контрреформы Александра III. Особенности развития пореформенной России. Экономическая политика с.Ю. Витте
- 40.Русская культура 19 века: «Золотой век» русской культуры: живопись, музыка, архитектура, литература.
- 41. Причины и ход Русской революции 1905 – 1907 гг. Царский манифест 17 октября и формирование «думской монархии». Основные политические партии в России.
- 44. Причины, ход, итоги февральской революции и октябрьского переворота 1917 г. Причины победы большевиков.
- 46.Становление советской власти и её первые декреты. Образование рсфср. Брестский мир»
- 47. Гражданская война и интервенция 1918 – 1922 гг. Причины победы Красной Армии.
- 48. Новая экономическая политика. Особенности экономического развития в 1920-е годы
- 49. Образование ссср. Дипломатическое признание ссср и его внешняя
- 50. Экономический кризис и прекращение нэПа. Форсированная индустриализация и коллективизация. Поворот идеологической политики.Концентрация власти и.В. Сталина.
- 52. Великая Отечественная война: основные этапы, битвы и их значение.
- 53. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Борьба на оккупированных территориях в годы войны
- 54. Послевоенное устройство мира. Политические и территориальные изменения в Европе и на Дальнем Востоке. Образование оон.
- 55. Ссср в 1945 – 1953 гг. Политические и экономические последствия Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании 1945-1953 гг.
- 56. Внешняя политика ссср в 1945-1953 годах. Нюрнбергский процесс. Начало «холодной войны». Противостояние с нато. Образование Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
- 57. Ссср в 1953 – 1964 гг. Н.С. Хрущёв. Внутренняя и внешняя политика. Хх съезд кпсс и его социально-политические последствия.
- 58. Ссср в 1964 – 1985 гг. Л.И. Брежнев, ю.В. Андропов, к.У. Черненко. Основные достижения и просчеты во внутренней и внешней политике.
- 59. Ссср в 1985 – 1991 гг. М.С. Горбачёв. Перестройка. Распад ссср и его
- 60. Основные направления культурного развития ссср в 1950-1980 гг
- 61.Экономические реформы в рф в 1990-е гг.: либерализация цен, этапы приватизации. Кризис сентября-октября 1993 г. И принятие российской Конституции. Первая и вторая «чеченские войны».
- 62.Внутренняя и внешняя политика России в XXI веке .