logo
Ответы на экзаменационные вопросы 3

15.Основные направления русской культуры XIII – XV вв.: архитектура, иконопись, литература

Письменность и литература.

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. С XIV века наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности. Устав – это один из типов письма кириллицы, который отличался прямым, чётким и тщательным написанием букв, отдельным начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений слов. Так, например, уставом написаны древнерусские рукописи ХI–ХIV веков. По сравнению с уставом начертания букв полуустава лишены своей геометрической строгости. Прямые линии уже допускают кривизну, округлые утрачивают облик правильной дуги, нарушается стабильность расстояния между буквами. Становятся возможными варианты начертания одних и тех же букв у одного и того же писца: так, например, буква могла иметь до четырёх вариантов, – до пяти и так далее. По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века). Самые известные произведения литературы XIII века - "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. "Слово о погибели Русской земли" - произведение древнерусской литературы XIII века. Сопоставление "Слова" с летописями показывает, что о "погибели" Русской земли русские стали говорить после захвата Батыем Киева. По своему патриотическому и художественному содержанию близко к "Слову о полку Игореве". Оба памятникаобъединяет лирическое восприятие природы, общий образно-поэтический язык, сочетание "похвалы" и "плача". Слово о погибели русской земли после смерти великого князя Ярослава: О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками не сточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! В конце XIV - начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище". "Задонщина", автор - Софоний Рязанец ("Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая") и "Сказание о Мамаевом побоище" - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве. "Задонщина" в списке XVII века была впервые опубликована в 1852 году и сразу была воспринята как литературное подражание "Слову о полку Игореве": отдельные ее выражения, образы, целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения "Слова", применяя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле. В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие. Жития имели не только нравственно- поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма. Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Например, "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии. Афанасий Никитин - тверской купец, путешественник. В 1466 году он отправился с товаром в "Ширванскую землю" на Северном Кавказе. Под Астраханью караван Никитина Афанасия был ограблен ногайскими татарами. Не желая стать за долги холопом, Никитин Афанасий "от многыя беды поидох до Индеи", куда добрался после многих тягот в 1469 году. Часто без средств и с риском для жизни три года путешествовал по стране, рассказав о ее управлении, хозяйстве, религии, быте, природе в сочинении "Хождение за три моря",ставшем не только точным источником сведений об Индии, но и памятником древнерусской литературы, переведенным на многие языки. Обстоятельства смерти Никитина на обратном пути на родину неизвестны.

Архитектура.

Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV века - Москва. Широкое развитие получило зодчество в первую очередь в Новгороде и Пскове — городах, менее зависимых от монгольских ханов.В XIV — XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров экономической и политической жизни, а также развития искусства. Традиции русского зодчества этого времени опирались на традиции архитектуры домонгольского периода. Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве. В них отразился переход к новому стилю второй половины XIV в. Образцами нового стиля являютсяцерковь Федора Стратилата на Ручье (1360—1361и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля — нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был П с к о в. По свидетельству летописей в XV в. там строились 22 каменные церкви. Вся архитектура города носила облик крепости, стиль зданий — суровый и лаконичный, они были почти полностью лишены декоративных украшений. Общая длина стен большого кремля XVI в. составила почти девять километров. Начало каменного строительства в М о с к в е относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. В 1366—1367 гг. по указу князя Дмитрия Ивановича (Донского) были возведены стены и башни из белого камня 1 . В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были сооружены новые храмовые и гражданские здания. В конце XV в., во время царствования Ивана III (1440—1505), началась перестройка Кремля, в которой приняли участие русские мастера из разных городов страны. Иван III пригласил также итальянских мастеров, признанных в Европе мастеров фортификационного дела — Пьетро Антонио Солари (1450— 1493), Марка Фрязина (XV в.), Алевиза Нового (конец XV — начало XVI в.). В 1485—1495 г. вокруг Кремля были возведены мощные кирпичные стены и башни. В 1485 г. Марк Фрязин возвел первую башню Кремля — Тайницкую, названную так потому, что под ней был вырыт колодец и тайный ход к Москве-реке, снабжавший москвичей водой в случае осады.В это же время перестраивались и соборы Кремля. В 1475 — 1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор — по образцу Успенского собора во Владимире, но значительно больший по размерам. Храм поражает цельностью пропорций, лаконизмом художественных средств, а его интерьер — высотой, простором, обилием света и воздуха. Русские летописи писали об Успенском соборе, что «та церковь чудна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию и пространством». Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в. Псковскими мастерами был построен Благовещенский собор (1484— 1489), домовая церковь великих князей и церковь Ризположения (1484—1489). В Московском Кремле возводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из отдельных строений, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487 — 1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным. Грановитая палата, получившая свое название по отделке главного фасада блоками белого граненого камня, предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала.

Русская иконопись второй половины XIII – XV веков. Феофан Грек. Живопись второй половины XIII – XV вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Но в результате нашествия художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков). Длительная изоляция Руси от Византии, а также усилившаяся разобщенность русских земель подтолкнули рост областных тенденций в искусстве, в частности в иконописи. На развитие русской иконописи XIV в. большое влияние оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-е гг. XIVв. Он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. В куполе изображен Христос Пантократор (Вседержитель) в окружении архангелов и серафимов, сурово взирающий на верующих. Но и по сохранившимся фрагментам можно судить о живописной манере мастера: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно – коричневых охр. Святые Феофана как бы постоянно ощущают присутствие божества. Резкие световые блики будто освещают святого божественным светом. В то же время мастер стремится подчеркнуть бесконечность расстояния, разделяющего Бога и человека. Не знала себе равных по размаху и разветвленности московская живопись XIV – XVвв. Когда около 1390г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная художественная традиция, что позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру, ставшему главной фигурой в художественной жизни Москвы