62.Внутренняя и внешняя политика России в XXI веке .
Особенности политического и экономического развития страны , роль России на международной арене Внешняя политика : В июне 2000 г. указом Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются: · обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира, и которые необходимы для роста её политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала; · воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами; · создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема её экономики, повышения уровня жизни населения,успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека; · формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах; · поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия; · всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом; · содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах. В 2000—2007 Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония, 2000), в Генуе (Италия, 2001), Кананаскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Си-Айленде (США, 2004), Глениглсе (Великобритания, 2005) Санкт-Петербурге (Россия, 2006) и Хайлигендамме (Германия, 2007). 6—8 сентября 2000 Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в 21 веке») в Нью-Йорке. В июне 2001 Путин первый раз встретился с Президентом США Джорджем У. Бушем в столице Словении Любляне. В ходе президентских выборов на Украине в конце 2004 российские власти поддерживали Виктора Януковича — кандидата от Партии регионов Украины, выступавшей за экономическое сотрудничество с Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного. Но после выборов 21 ноября оппозиционные партии Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Александра Мороза вывели на улицу десятки тысяч человек и заявляли о фальсификации выборов (Оранжевая революция). После победы Ющенко в назначенном Верховным судом Украины третьем туре к власти пришла «оранжевая коалиция», провозгласившая главными целями внешней политики вступление в ЕС и НАТО при сохранении сотрудничества с Россией, но без вступления в ЕЭП. Внутренняя политика :Согласно Конституции России, Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней политики государства. Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам. При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь ее основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства,Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания. Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонениифедеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством. В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно- распорядительную деятельность — путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ — Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией. Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты — важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства. Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет — постоянно действующий консультативный орган. Управление Президента по внутренней политике осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства. Готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и Руководителю Администрации Президента материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства,федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики
- 1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Расселение восточных славян.
- 2. Основные племенные союзы, быт, верования, социальные отношения восточных славян.
- 3. Образование древнерусского государства: объективные предпосылки: норманнская теория.
- 4. Причины и последствия христианизации уР
- 5. Период феодально-политической раздробленности: причины и признаки. Особенности системы наследования престола.
- 7. Культура Древней Руси: истоки и основные образцы архитектуры, литературы, иконописи.
- 8. Русь и степь в IX-XIII в. Образование монгольской империи и нашествие Батыя.
- 9. Немецко-шведская агрессия 1240-1242 гг. И последующее противостояние с Ливонским орденом и Литвой до 1300 г.
- 10. Складывание системы ордынской зависимости. Русско-монгольские отношения в политической, экономической, религиозной сферах.
- 11. Противостояние Москвы, Твери и Вильно в собирании древнерусских земель.
- 12. Причины возвышения Московского княжества в XIV-XV вв.
- 13. Образование централизованного московского царства при Иване III:освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода (1478), Твери (1485)
- 14. Внешняя политика Ивана III: освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода и Твери.
- 15.Основные направления русской культуры XIII – XV вв.: архитектура, иконопись, литература
- 16. Внутренняя политика Ивана Грозного: от избранной рады к опричному эксперименту.
- 17. Внешняя политика России в XV-XVI вв.: присоединение Поволжья, походы в Сибирь, взаимоотношения с Литвой.
- 18. Особенности правления Бориса Годунова: обстоятельства восхождения на царство, внутренняя модернизация, внешняя политика.
- 19. Причины и периодизация Смуты. Польско-шведская интервенция и особенности первого и второго народного ополчения. Окончание интервенции и воцарение Романовых.
- 20. Вхождение левобережной Украины в состав России, и покорение Сибири, отношение с Китаем.
- 22. Обмирщение культуры XVII в.: литература, живопись, архитектура.
- 23. Государство и церковь в XVII в. Церковный раскол.
- 24. Предпосылки реформ Петра I: Административная, церковная, налоговая реформы. Крестьянский вопрос.
- 26. Внешняя политика Петра I: от Азовских походов, Северной войны до Персидской кампании.
- 4. Верховный тайный совет (втс).
- 27. Причины и признаки эпохи дворцовых переворотов. Расширение сословных привилегий дворян.
- 29. Внешняя политика России при Екатерине II
- 30. Россия в период правления Павла I: внутренняя и внешняя политика.
- 31. Русская культура XVIII в.: искусство, наука, образование
- 32. Россия при Александре I. Проекты государственных преобразований: Негласный комитет, м. Сперанский, а. Аракчеев
- 33. Международная обстановка в конце XVII – начале XIX. Формирование антинаполеоновских коалиций. Война 1812 г. И заграничные походы русской армии. Венский конгресс и Священный союз.
- I антифранцузская коалиция (1791—1797)
- II антифранцузская коалиция (1798—1800)
- Итальянский поход
- Швейцарский поход
- III антифранцузская коалиция (1805)
- IV антифранцузская коалиция (1806—1807)
- V антифранцузская коалиция (1809)
- VI антифранцузская коалиция (1812—1814)
- VII антифранцузская коалиция. «Сто дней» Наполеона (1815)
- 38."Великие реформы" Александра II : крестьянская , судебная , земская , городская , военная
- 39. Реформы и контрреформы Александра III. Особенности развития пореформенной России. Экономическая политика с.Ю. Витте
- 40.Русская культура 19 века: «Золотой век» русской культуры: живопись, музыка, архитектура, литература.
- 41. Причины и ход Русской революции 1905 – 1907 гг. Царский манифест 17 октября и формирование «думской монархии». Основные политические партии в России.
- 44. Причины, ход, итоги февральской революции и октябрьского переворота 1917 г. Причины победы большевиков.
- 46.Становление советской власти и её первые декреты. Образование рсфср. Брестский мир»
- 47. Гражданская война и интервенция 1918 – 1922 гг. Причины победы Красной Армии.
- 48. Новая экономическая политика. Особенности экономического развития в 1920-е годы
- 49. Образование ссср. Дипломатическое признание ссср и его внешняя
- 50. Экономический кризис и прекращение нэПа. Форсированная индустриализация и коллективизация. Поворот идеологической политики.Концентрация власти и.В. Сталина.
- 52. Великая Отечественная война: основные этапы, битвы и их значение.
- 53. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Борьба на оккупированных территориях в годы войны
- 54. Послевоенное устройство мира. Политические и территориальные изменения в Европе и на Дальнем Востоке. Образование оон.
- 55. Ссср в 1945 – 1953 гг. Политические и экономические последствия Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании 1945-1953 гг.
- 56. Внешняя политика ссср в 1945-1953 годах. Нюрнбергский процесс. Начало «холодной войны». Противостояние с нато. Образование Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
- 57. Ссср в 1953 – 1964 гг. Н.С. Хрущёв. Внутренняя и внешняя политика. Хх съезд кпсс и его социально-политические последствия.
- 58. Ссср в 1964 – 1985 гг. Л.И. Брежнев, ю.В. Андропов, к.У. Черненко. Основные достижения и просчеты во внутренней и внешней политике.
- 59. Ссср в 1985 – 1991 гг. М.С. Горбачёв. Перестройка. Распад ссср и его
- 60. Основные направления культурного развития ссср в 1950-1980 гг
- 61.Экономические реформы в рф в 1990-е гг.: либерализация цен, этапы приватизации. Кризис сентября-октября 1993 г. И принятие российской Конституции. Первая и вторая «чеченские войны».
- 62.Внутренняя и внешняя политика России в XXI веке .