3. Образование древнерусского государства: объективные предпосылки: норманнская теория.
В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства. Главные признаки государства:
-наличие институтов власти;
-территориальное единство;
-законодательное пространство;
-экономические связи;
-культурно-исторические традиции.
Этапы формирования государственности:
VI – набеги соседей (следовательно, необходимо объединиться)
VII-IX – объединение восточнославянских племен в союзы и суперсоюзы – развитие института родоплеменного строя
Образование двух групп восточнославянских племен: северных (с центром в Новгороде ) и южных ( с центром в Киеве) – завершающий этап развития родоплеменной политической организации
Существовавшие на Руси институты власти не были привнесением какого-то конкретного этноса. Они зародились задолго до появления государственного образования Русь одновременно как у славян, так и у скандинавов, чуть позже у автохтонного населения, что объясняется неучастием последних в процессах Великого переселения народов (иная динамика развития). Однако уже к середине IX в. угро-финская знать наравне со славянской и скандинавской претендовала на власть в Ладожско-Ильменском регионе. Призвание русов на княжение, позволившее славянам и угро-финам избежать междоусобий, не привело к принципиальным изменениям функционирования властных институтов. Отчасти потому, что князь, помимо решения военных задач, выступал в роли арбитра, в то время как важнейшие вопросы как внутренней, так и внешней политики решались городской аристократией – на вече. История веча уходит в период родовых отношений, когда важнейшие племенные вопросы решал Совет старейшин. В отличие от него в вече формально входили все совершеннолетние горожане мужского пола, однако реально решения принимал ограниченный аристократический круг. Княжеский институт власти произошел от временных военных полномочий племенных вождей, находившихся в подчинении Совету старейшин. По сравнению с властью князя вечевые решения обладали большей легитимностью, как ввиду коллективного характера принятия, так и ввиду того, что являлись традиционным, более привычным способом управления. В силу этого власть веча носила безусловный характер, а вот власть князя таковой не являлась – его правление было ограничено условиями договора с городским вече. Как отмечают некоторые историки, в XII веке во время вечевых сходов велись протокольные записи, и ряд веча с князем завершался взаимным крестоцелованием. За нарушение договора князей изгоняли. Правда, призвать другого князя можно было только из числа Рюриковичей – в этом сохранялась традиция, положенная в 862 году, а также отражались семейные владельческие права русов-Рюриковичей на землю, которую их предки освободили от хазарской зависимости. Возможно, первым изгнанным вечем князем стал Олег, который в 880 году с малолетним Игорем на руках вынужден был отправиться в опасный двухлетний поход сначала на Смоленск, а потом на Киев. Причиной изгнания могла стать как внутренняя борьба за власть (летопись сохранила предание о местном восстании еще при Рюрике некоего Вадима Храброго), так и не княжеское происхождение Олега. В любом случае Ладожско-Ильменский регион сохранил за собой некоторую автономию от Киева, неоднократно подтвержденную договорами с великим князем. Правом изгнания князей пользовались веча разных городов. Помимо изгнания, вече часто приглашало кандидата на княжение в обход лествичной системы. Так, в 1113 г. киевляне, нарушив принцип старшинства, пригласили на княжение Владимира Мономаха, в 1125 г. посадили на стол его сына Мстислава, в 1159 г. полочане собрали вече для изгнания Ростислава и т.д. В Лаврентьевской летописи только под одним 1154 г. упомянуто 8 случаев занятия княжеских столов, из которых лишь два не были связаны с вечевым решением. Среди этих двух исключительных случаев было утверждение в Киеве Юрия Долгорукого вопреки желанию киевлян. Не сумев договориться с князем «по-хорошему», киевская аристократия в 1157 году отравила Юрия. Князья пытались выйти из подчинения веча за счет обретения новых ресурсов власти, но, как правило, безуспешно – силы были не равны. Примечательны в этом смысле религиозные реформы Владимира. Киевский князь помнил, что на этапе военной демократии князья совмещали с полководческими и судебными полномочиями функции верховных жрецов, что значительно повышало их авторитет. Став великим князем, Владимир в 980 году попытался систематизировать языческие представления и построил пантеон богов во главе с Перуном. Когда выяснилось, что язычество, уходившее корнями в родовой строй, систематизации не поддается, он обратился к монотеистическим религиям (вторая религиозная реформа), остановив в 988 году окончательный выбор на греческом варианте христианства. К тому времени в Киеве уже существовала христианская община, появившаяся после крещения Аскольда в Византии в 860 году. Однако процесс христианизации был прерван убийством в 882 году христианина Аскольда язычником Олегом. Монах-летописец хоть и побоялся дать религиозную оценку факту свержения язычниками Рюриковичами христианской династии Инглинговичей (с этой точки зрения, первыми христианами-мучениками должны считаться не Борис и Глеб, а Аскольд и Дир), все-таки упомянул, что киевляне воздвигли в память об убиенном церковь Св. Николая. Частично реабилитироваться Рюриковичи смогли где-то между 957-965 годами, когда мать Святослава Игоревича Ольга приняла крещение в Византии (правда, существует слабо аргументированная версия ее крещения в Киеве посланником папы Римского Адальбертом). Шатким являлось и экономическое положение княжеского института. Основными источниками доходов князя были полюдье и военные походы. Финансов не хватало, поэтому случались задержки с выплатой жалованья дружинникам. Последние роптали. Лишиться князю дружины было смерти подобно. Веча пресекали любые попытки князей вмешиваться во внутреннюю торговлю (что произошло в 1073 году, когда Святослав Ярославич попытался ввести в Киеве монополию на торговлю солью). Ставка на военный грабеж была сопряжена с риском. В тупиковой финансовой ситуации оказался киевский князь Игорь после того, как его войско, отправившееся в поход на Византию, в 944 году потерпело от греков сокрушительное поражение (флот был сожжен таинственным «греческим огнем», в состав смеси которого, вероятно, входила нефть). Для него оставался последний выход – увеличение поборов во время полюдья. В 945 году Игорь собрал дань с древлян, но дружина осталась недовольна разделом добычи, указав, что воины воеводы Свенельда получают больший доход. Игорь вынужден был вернуться в древлянскую землю и попытаться вторично «обчистить» племенной союз, за что сам поплатился жизнью. Но, как ни странно, восстание древлян имело прогрессивное продолжение, сыграв на руку княжескому институту власти. Чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем, жена Игоря Ольга провела первые на Руси налоговые реформы (945 и 965 гг.), определив порядок, размер взимания дани, а также единицу налогообложения – жениха (мужскую душу). Хотя единой налоговой системы на Руси создано не было, инициатива Ольги подняла авторитет княжеской власти. Другой попыткой князей усилить собственную значимость была законотворческая деятельность. Еще в договоре Олега с греками в 911 году был упомянут «Закон Русский» - вероятно, традиционное право аналогичное варварским германским. Однако, нам неизвестно, был ли он записан (письменность у славян появилась на рубеже VIII – IX вв., о чем свидетельствовал Мефодий, упоминая обнаруженное в Византии евангелие на славянском языке). Первым известным письменным сводом законов стала «Русская правда» составленная при Ярославе Мудром, охранявшая имущественные права князя и регулировавшая его отношения с общиной. Таким образом, закон Ярослава скорее отвечал узким потребностям княжеского окружения, чем претендовал на упорядочивание всей системы социально-экономических и политических отношений на Руси. Кроме того, его нормы не были обязательными для прочих княжеств. Составление законов велось в разных землях, результатом чего стало появление в XIV веке судных грамот в других городах (самые известные Псковская и Новгородская грамоты). Бóльшим успехом отличалось усиление княжеского авторитета посредством внешней политики – формирование военной доктрины. Заслуга в этом принадлежала Владимиру Мономаху, сумевшему «убить сразу нескольких зайцев» – совместить интересы военной безопасности русских земель с интересами религиозными, а также поднять престиж Руси на международной арене и, как следствие, собственно княжеский. В 1097 году на съезде князей в Любече ликвидация половецкой угрозы была определена в качестве важнейшей общерусской внешнеполитической задачи. Вместе с тем никто не помышлял об уничтожении половцев, как, скажем, в свое время уничтожили досаждавшую Руси хазарскую державу. Конечной целью была их христианизация! По-видимому, Мономаха на эту идею натолкнул опыт европейских соседей, открывших с 1096 года череду Крестовых походов (возможно, сыграл и фактор честолюбия Мономаха, так как в европейских Крестовых походах отличился его кузен Гуго). Византийский император Алексей Комнин, разгромивший с помощью крестоносцев турков-сельджуков, приглашал русских князей принять участие в таких походах, но те отказались. Ответом Западу стала собственная серия Крестовых походов в Степь с начала XII века, самым крупным и успешном из которых явилась кампания 1111 года, когда пали половецкие города Шаруканю и Сугров. С побежденными князья поступили в соответствие с поставленной задачей – пленных половчанок крестили и отдали в жены собственным сыновьям, а в самих городах затеяли храмовое строительство. Христианизация половцев проходила успешно, и к началу XIII века их уже перестали называть погаными (теперь таковыми для русских стали литовцы). В результате можно сказать, что формой политического устройства Русских земель был вечевой строй, в котором князь исполнял второстепенные роли. Наличие вечевого строя не позволяет говорить о существовании централизованного государства. Дело в том, что среди князей существовала четкая иерархия в соответствии с занимаемыми ими положениями в роду. Во главе иерархии находился старший великий князь, остальные считались младшими удельными. Однако, что касается вечей разных городов, то между ними никаких отношений подчинения не было, вследствие чего на Руси отсутствовал центральный высший орган государственной власти. Хоть Киев и считался старшим градом, его вече не имело никакой власти над прочими городами. Даже в титуле великого князя была отражена данная ситуация – он являлся великим князем Киевским, но не великим князем Русской земли (на Руси существовало не личное монархическое правление, а семейное лествичное право всех Рюриковичей). Значит, политическое и территориально-административное единство Руси так же было условным.
В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.
Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.
Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.
К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.
Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.
Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.
Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.
Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.
В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.
В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.
Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.
Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.
Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)
Норманнская теория
Основоположниками стали Байер, Миллер, Шлецер. Согласно теории, русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы, бывшие якобы носителями более высокой культуры. Дату призвания варягов считали началом русской государственности.
- 1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Расселение восточных славян.
- 2. Основные племенные союзы, быт, верования, социальные отношения восточных славян.
- 3. Образование древнерусского государства: объективные предпосылки: норманнская теория.
- 4. Причины и последствия христианизации уР
- 5. Период феодально-политической раздробленности: причины и признаки. Особенности системы наследования престола.
- 7. Культура Древней Руси: истоки и основные образцы архитектуры, литературы, иконописи.
- 8. Русь и степь в IX-XIII в. Образование монгольской империи и нашествие Батыя.
- 9. Немецко-шведская агрессия 1240-1242 гг. И последующее противостояние с Ливонским орденом и Литвой до 1300 г.
- 10. Складывание системы ордынской зависимости. Русско-монгольские отношения в политической, экономической, религиозной сферах.
- 11. Противостояние Москвы, Твери и Вильно в собирании древнерусских земель.
- 12. Причины возвышения Московского княжества в XIV-XV вв.
- 13. Образование централизованного московского царства при Иване III:освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода (1478), Твери (1485)
- 14. Внешняя политика Ивана III: освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода и Твери.
- 15.Основные направления русской культуры XIII – XV вв.: архитектура, иконопись, литература
- 16. Внутренняя политика Ивана Грозного: от избранной рады к опричному эксперименту.
- 17. Внешняя политика России в XV-XVI вв.: присоединение Поволжья, походы в Сибирь, взаимоотношения с Литвой.
- 18. Особенности правления Бориса Годунова: обстоятельства восхождения на царство, внутренняя модернизация, внешняя политика.
- 19. Причины и периодизация Смуты. Польско-шведская интервенция и особенности первого и второго народного ополчения. Окончание интервенции и воцарение Романовых.
- 20. Вхождение левобережной Украины в состав России, и покорение Сибири, отношение с Китаем.
- 22. Обмирщение культуры XVII в.: литература, живопись, архитектура.
- 23. Государство и церковь в XVII в. Церковный раскол.
- 24. Предпосылки реформ Петра I: Административная, церковная, налоговая реформы. Крестьянский вопрос.
- 26. Внешняя политика Петра I: от Азовских походов, Северной войны до Персидской кампании.
- 4. Верховный тайный совет (втс).
- 27. Причины и признаки эпохи дворцовых переворотов. Расширение сословных привилегий дворян.
- 29. Внешняя политика России при Екатерине II
- 30. Россия в период правления Павла I: внутренняя и внешняя политика.
- 31. Русская культура XVIII в.: искусство, наука, образование
- 32. Россия при Александре I. Проекты государственных преобразований: Негласный комитет, м. Сперанский, а. Аракчеев
- 33. Международная обстановка в конце XVII – начале XIX. Формирование антинаполеоновских коалиций. Война 1812 г. И заграничные походы русской армии. Венский конгресс и Священный союз.
- I антифранцузская коалиция (1791—1797)
- II антифранцузская коалиция (1798—1800)
- Итальянский поход
- Швейцарский поход
- III антифранцузская коалиция (1805)
- IV антифранцузская коалиция (1806—1807)
- V антифранцузская коалиция (1809)
- VI антифранцузская коалиция (1812—1814)
- VII антифранцузская коалиция. «Сто дней» Наполеона (1815)
- 38."Великие реформы" Александра II : крестьянская , судебная , земская , городская , военная
- 39. Реформы и контрреформы Александра III. Особенности развития пореформенной России. Экономическая политика с.Ю. Витте
- 40.Русская культура 19 века: «Золотой век» русской культуры: живопись, музыка, архитектура, литература.
- 41. Причины и ход Русской революции 1905 – 1907 гг. Царский манифест 17 октября и формирование «думской монархии». Основные политические партии в России.
- 44. Причины, ход, итоги февральской революции и октябрьского переворота 1917 г. Причины победы большевиков.
- 46.Становление советской власти и её первые декреты. Образование рсфср. Брестский мир»
- 47. Гражданская война и интервенция 1918 – 1922 гг. Причины победы Красной Армии.
- 48. Новая экономическая политика. Особенности экономического развития в 1920-е годы
- 49. Образование ссср. Дипломатическое признание ссср и его внешняя
- 50. Экономический кризис и прекращение нэПа. Форсированная индустриализация и коллективизация. Поворот идеологической политики.Концентрация власти и.В. Сталина.
- 52. Великая Отечественная война: основные этапы, битвы и их значение.
- 53. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Борьба на оккупированных территориях в годы войны
- 54. Послевоенное устройство мира. Политические и территориальные изменения в Европе и на Дальнем Востоке. Образование оон.
- 55. Ссср в 1945 – 1953 гг. Политические и экономические последствия Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании 1945-1953 гг.
- 56. Внешняя политика ссср в 1945-1953 годах. Нюрнбергский процесс. Начало «холодной войны». Противостояние с нато. Образование Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
- 57. Ссср в 1953 – 1964 гг. Н.С. Хрущёв. Внутренняя и внешняя политика. Хх съезд кпсс и его социально-политические последствия.
- 58. Ссср в 1964 – 1985 гг. Л.И. Брежнев, ю.В. Андропов, к.У. Черненко. Основные достижения и просчеты во внутренней и внешней политике.
- 59. Ссср в 1985 – 1991 гг. М.С. Горбачёв. Перестройка. Распад ссср и его
- 60. Основные направления культурного развития ссср в 1950-1980 гг
- 61.Экономические реформы в рф в 1990-е гг.: либерализация цен, этапы приватизации. Кризис сентября-октября 1993 г. И принятие российской Конституции. Первая и вторая «чеченские войны».
- 62.Внутренняя и внешняя политика России в XXI веке .