logo
Ответы на экзаменационные вопросы 3

31. Русская культура XVIII в.: искусство, наука, образование

Наука, архитектура, живопись, литература

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия.

Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали.

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени – Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

первая четверть века, связанная с реформами Петра;

эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс обмирщания русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи. Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века.

Русская наука. М. В. Ломоносов

Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью, капризом природы, прихотью судьбы. Русская наука XVIII в. тоже нуждалась в таких титанах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои имена открытиями мирового значения физик и химик Ломоносов, математики Эйлер и Бернулли. Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель "огнедействующей машины", солдатский сын И. И. Ползунов, "нижегородский посадский человек", механик Академии наук И. П. Кулибин - вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

М. В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора так же и в области наук общественных.

Реформа русского стихосложения завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А. С. Пушкиным. Ломоносов много сделал и для развития русского искусства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких видных художников и скульпторов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин.

Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую.

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой науки.

Народное творчество 18 века.

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества - былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т.д.

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве.

Культура дворянства.

Классицизм.

Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

В русском классицизме были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Третьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма.

Архитектура 18 в.

Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века.

Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря "примеряло" себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург - ровесница века, задуманная как образец новой культуры. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого "прусского образца" т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого.Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео.

Живопись.

Искусство оформления празднеств и шествий, фейерверков и триумфальных ворот. Её роль в пропаганде государственных преобразований и военных побед.

Декоративные росписи и полотна панегирического содержания. Особенности иносказательного мышления петровского времени. Монументально-декоративная и театрально-декорационная живопись.

Эстетика раннего русского портрета и проблема сходства. Принципиальное различие "портрета-иконы" и светского портрета Нового времени. Основные типологические разновидности портрета и вопросы стилевой ориентации, неоднозначность портретной концепции, колористическая гамма полотен. Экстраординарный дух петровского времени и его отражение в портретной концепции. Проблема "быть" и "казаться" в применении к этому периоду.

Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Первые художественные выставки и продажа произведений.