logo search
Ответы на экзаменационные вопросы 3

44. Причины, ход, итоги февральской революции и октябрьского переворота 1917 г. Причины победы большевиков.

Февральская революция:

1.Причины:

Анализируя всю ситуацию, происходящую с 1916-1917, можно выделить две объективные причины революции:

 во-первых – экономический кризис, вызванный I Мировой войной, и его негативные последствия: рост цен, инфляция, голод, резкий подъём стачечного движения, активизация оппозиции;

 во-вторых – консервативная политика Николая II, которая только усугубляла ситуацию. Николай упорно отказывался понимать, что продолжать войну в условиях кризиса можно лишь объединив общество, а для этого необходимо пойти на уступки. Либералы в лице Прогрессивного блока готовы были пойти на сотрудничество с монархией и предлагали сформировать «правительство доверия», но вместо сближения император вёл с ними борьбу, лишая себя последней силы, способной спасти монархию, хотя бы в конституционном виде. Подобной политикой Николай упустил шанс избежать революции. Помимо этих объективных многие приводят и субъективную причину, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России. Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее – большевиков. В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград. На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте.

2.Ход: 23 февраля (8 марта н.ст.) в Петрограде прошли демонстрации по поводу Международного дня работниц. На следующий день столицу охватила всеобщая забастовка. 25 февраля о событиях сообщили в ставку императору. Он приказал “прекратить беспорядки”. Дума указом Николая II была распущена на два месяца. В ночь на 26 февраля прошли массовые аресты руководителей революционных выступлений. 26 февраля войска открыли огонь по демонстрантам, убив и ранив более 150 человек. Но вслед за этим войска, включая казаков, начали переходить на сторону восставших. 27 февраля Петроград был охвачен революцией. На следующий день город перешел в руки восставших. Депутаты Думы создали Временный комитет по водворению порядка в Петрограде (председатель М.В. Родзянко), который попытался взять ситуацию под контроль. Параллельно происходили выборы в Петроградский совет, был сформирован его исполком во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе. В ночь с 1 на 2 марта по соглашению Временного комитета и Петросовета было сформировано Временное правительство (председатель Г.Е. Львов). 2 марта Николай II отрекся от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича. Тот отказался от короны и передал власть Временному правительству, поручив ему провести выборы в Учредительное собрание, которое и определит будущее устройство России.

3. Итоги: Так, буквально за неделю, рухнула тысячелетняя российская монархия, закончилось трехсотлетнее правление династии Романовых. Революционный взрыв произошел снизу, во многом стихийно. Ни одна из политических партий России не оказалась тогда готова к такому бурному развитию событий. В результате революции и отречения императора в России фактически установилась республика (официально провозглашена 1 сентября 1917 г.), были полностью реализованы демократические права и свободы. IV Государственная Дума во главе с М.В.Родзянко не была распущена и формально продолжала существовать до октября 1917 г. Постоянно проходили совещания членов Думы, а 27 апреля в Таврическом дворце состоялось совещание депутатов всех четырех Государственных Дум. Однако Дума уже не играла серьезной политической роли и не выполняла функций парламента.

Октябрьский переворот:

1.Причины:

Причинами Октябрьского переворота большевиков явились: 1) несовместимость одновременного продолжения войны и революции. 2) катастрофический финансовый кризис; 3) неготовность российского общества к демократии в отсутствие традиций и политической культуры. 4) оттягивание социально-экономических реформ. 5) противоречия Двоевластия стали предпосылкой для смены власти. 6) промышленность и сельское хозяйство страны оказались на грани полного развала

2.Ход: 24 октября-закрытие Временным правительством большевистских газет, разгром типографии. Захват отрядами Красной Гвардии мостов, почты, телеграфа, вокзалов. 25 октября-Издание воззвания ВРК «К гражданам России!», в котором говорилось о низложении Временного правительства и переходе власти в руки ВРК. Отъезд А.Ф. Керенского в Псков-в штаб Северного фронта. Разгон Предпарламента. Окружение Зимнего дворца, где размещалось Временное правительство. Открытие 2 Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов в Смольном. После сигнального выстрела с крейсера «Аврора» начался заключительный этап блокады Зимнего дворца. 26 октября- Штурм Зимнего дворца, арест министров Временного правительства (потери: 6 человек- погибли, 50 человек – ранены). Работа 2 Всероссийского съезда советов.

3.Итоги:

В итоге октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты – в руки рабочих. Вследствие октябрьского переворота началась Гражданская война, из-за которой погибли миллионы людей, и началась эмиграции в другие страны. Великая октябрьская революция повлияла на последующий ход событий мировой истории.Причины победы большевиков:

1. У большевиков были хорошо поставленные агитации и пропаганда, главное содержание которых- критика внутренней и внешней политики Временного правительства.

2. Особо успешной была работа большевиков в армии. Которая не хотела воевать. Большинство солдат и матросов Петроградского гарнизона, Балтийского флота поддерживали большевиков к осени 1917г.

3. В.И. Ленин умело использовал просчеты своих политических противников и конкурентов. Его стратегия перехода от первого этапа революции ко второму получила широкую поддержку среди рабочих и солдат. Лозунг «Вся власть Советам» был направлен не только против Временного правительства, но и против меньшевиков и эсеров.

4. Международная обстановка благоприятствовала революции. Западные державы, занятые войной, не могли уделить России должного внимания.

45. «Серебряный век» русской культуры: литература, музыка, живопись «Серебряный век» русской культуры: литература, музыка, живопись.

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Просвещение. Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения.

Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов.

По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914 г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши деньги).

Литература. Первое десятилетие XX в. вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе.

В произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова.

После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано прежде всего понятие "серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты. Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные в46