Вопрос 12: этническая идентичность, ее сущность
Понятие «идентичность» сегодня широко используется в философии, психологии, этнологии, культурной и социальной антропологии с разными значениями или в разных аспектах. В самом общем понимании оно означает осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего. Главным характерным признаком и основанием этого понятия является тождественность самому себе .Термин «идентичность» пришел в этнологию и довольно быстро приобрел статус аналитического понятия, поскольку стал активно использоваться в исследовании многих актуальных вопросов этнологии. Идентификация служит основой процесса подражания, т.е. не насильственного, а свободного выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать.
Можно выделить несколько уровней идентичности: личностно-психологический - осознание человеком, кто есть «Я». Оно складывается по мере участия в различных социальных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллектива, драматического кружка. Этот уровень идентичности связан с представлением о себе как о члене какой-то группы, а также с теми эмоциями, которые возникают от оценки этой принадлежности.
Второй уровень - социально-психологический. Эти представления формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе. Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой принадлежности, что возможно только во взаимодействии с другими подобными группами. Человеку свойственно сравнивать свою группу с другими и вести себя так, чтобы представить свою группу в благоприятном свете.
Разновидностью социально-психологической идентичности является этносоциологическая идентичность. Это осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Она удовлетворяет, с одной стороны, потребность личности в самобытности и независимости от других людей, с другой - потребность в принадлежности к группе и защите.
154
субэтносы, этнографические группы и т.п. Включенная идентичность может быть многоуровневой и иерархизированной: я идентифицируюсь с народом через включенность в группу, которая, в свою очередь, входит в другую группу, и т.д.
Культурная ценность этнической идентичности очень высока, так как дает личности большую возможность самореализации, чем любые другие социальные группы. При этом этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде.
Историческое исследование проблемы этнической идентификации позволяет сделать вывод, что в процессе формирования последней в зависимости от сочетания разных причин и условий могут складываться семь ее основных типов, отличающихся своими стойкими чертами и признаками. (Типология этнической идентичности дана по книге Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, А. А.Сусоколова «Этносоциология». - М., 1998.)
1. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидированное™ с ней зависят от типа личности и от ситуации. Отклонения от «нормы» могут идти как в направлении нарастания этнично-сти, так и в направлении ее угасания или даже отрицания.
2. Этноцентрическая идентичность, означающая некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.
3. Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.). Иными словами, этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием «прав народа» выше «прав человека», представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не «смешиваться» с другими этносами.
4. Этнический фанатизм - тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрессивной идентичности.
5. Этническая индифферентность возникает, когда люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других.
6. Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими. Следствием этого становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.
7. Амбивалентная этничность - явно невыраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.
- Вопрос 1 : этнология как наука. Предмет и задачи этнологии
- Вопрос 2: Выдающийся русский исследователь н,н Миклухо-Маклай.
- Вопрос 3: методы и источники этнологических исследований
- Вопрос 4: взаимосвязь этнологии с другими науками
- Вопрос 5: классификации в этнологии: географическая, лингвистическая, расовая, хохяйственно-культурная.
- Вопрос 6: теория этноса ю.В.Бромлея.Структура этноса
- Вопрос 7: теория этноса л.Н.Гумилева
- Вопрос 8: этнос и раса. Нация и этнос
- Вопрос 9-10: этничность, ее современное понимание. Примордиализм, инструментализм, конструктивизм.
- Вопрос 11: нация, ее современное понимание. Российская нация.
- Вопрос 12: этническая идентичность, ее сущность
- Вопрос 13: типы этнической идентичности
- Вопрос 14: основания этнической идентичности
- Вопрос 15: психология этноса, ее структура
- Вопрос 16: причины этнических конфликтов
- Вопрос 17: этнические конфликты. Стадии их развития и возможные способы урегулирования
- Вопрос 18: основные черты традиционной культуры
- Вопрос 19: Эволюционизм и диффузионизм в этнологических исследованиях.
- Вопрос 20: Социологическая школа и культурный релятивизм в этнологии.
- Вопрос 21: Функционализм и структурализм в этнологии.
- Вопрос 22: Школа ф. Боаса и Этнопсихологическая школа в этнологии.
- Вопрос23 Традиционная система жизнеобеспечения охотников и собирателей
- Вопрос 24 Традиционная система жизнеобеспечения скотоводов
- Вопрос 25 Традиционная система жизнеобеспечения землевладельцев
- Вопрос 26 Изучение отношений обмена и распределения в этнологии. Дар и реципрокность.
- Вопрос 27 Уровни политической организации и уровни социальной стратификации у народов мира
- Вопрос 28: ранние формы религиозных верований у народов мира
- Вопрос 29: изучение брака в этнологии: эволюция форм брака.Способы заключения брака
- Вопрос 30: изучение семейных отношений в этнологии. Типология семьи
- Вопрос 31: изучение гендерных ролей в этнологии
- Вопрос 32: ритуалы и обряды в традиционной и современной культуре.
- Вопрос 33: Этнокультурные процессы в Австралии, Океании и Африке.
- Вопрос 34: Этнокультурные процессы в Америке, Азии и Европе.