Вопрос 7: теория этноса л.Н.Гумилева
Понятие этноса, его признаки и свойства занимает первостепенное место в работах Л.Н.Гумилёва. Единственного чёткого определения этноса автор не даёт, он скорее говорит о его природе. Он говорит о том, что этнос – это не общество и это не социальное явление. Этнос никогда не развивался по спирали и не связан с развитием способов производства. Столкнувшись с проблемой пояснения своей точки зрения, Гумилёв приводит в пример электрическое освещение – феномен, казалось бы, социально-технический. Проводку сделали на заводе, провёл её монтёр – член профсоюза, обслуживает она работников университета. Но никакого освещения не было бы не будь физического явления – электрического тока. Электричество никак невозможно отнести к явлениям социальным. Это природное явление, обусловленное искусственно созданными условиями. Также и с этносами. Человек ощущает разницу между немцами и поляками так же, как между светом и тьмой.
Далее он говорит, что этнос – это не раса. Этнос - это форма существование вида Homo Sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, о чём было упомянуто выше, так и от чисто биологических, какими являются расы. Каждый этнос всегда состоит из двух и более расовых типов.
Каждый человек обладает пассионарностью, но уровни ее у разных людей различны. Согласно этому, Гумилёв подразделяют людей на три типа. Первый - пассионарии – люди с повышенной пассионарностью, их внутренняя энергия превышает тот уровень энергии, который нужен для ведения обычного образа жизни. От количества пассионариев в обществе зависит стадия этногенеза.
Второй - гармоничные личности – особи, пребывающие в равновесии с окружающей средой. Они обладают пассионарностью, но в ограниченном объеме. Когда в обществе преобладает гармоничный тип личности, оно находится в равновесии.
Третий тип личности - субпассионарии – обладают пониженной пассионарностью. Их отличает склонность к лени, пассивность, паразитизм. Число субпассионариев увеличивается в периоды упадка и разложения этноса.
Пассионарная теория этноса Л. Н. Гумилева. Основной акцент в содержании этой теории автор делает на идее, что этнос представляет собой физическую реальность, облаченную в социальную оболочку. История человечества рассматривается Гумилевым как последовательная цепь многочисленных этногенезов, причиной которых являются толчки - своего рода микромутации, вызывающие появление особо энергичных и деятельных людей - пассионариев, объединенных общими целями и интересами. Истоки этих мутационных процессов находятся в биосферных явлениях Земли. В продолжение своего роста и развития этнос проходит несколько стадий от молодости до глубокой старости и смерти, что обусловлено затратами энергии пассионарности.
Ключевое понятие своей теории – «этнос» Л.Н. Гумилев определял неоднократно, изменяя и дополняя его. Неизменным при этом оставалось утверждение, что этнос – это объективное явление природы, коллективная группа вида Homo sapiens. Особо он подчеркивал, что «этнос – не биологическая категория, хотя все люди – составляющие этнос – организмы». Этнос – биосоциальное образование. Этносы слагаются естественно на основе оригинального стереотипа поведения коллектива людей. Они – своеобразная энергетическая система или структура, по-разному реагирующая на другие подобные коллективы. Стереотип поведения – важная характеристика этноса, который определяет «навыки быта, приемы мысли, восприятие предметов искусства, обращение со старшими». Итоговым можно считать следующее определение этноса Гумилевым: «Этнос – коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда – нет. Вынести за скобки мы можем только одно – признание каждой особью: «Мы – такие-то, а все прочие – другие» Этнос – динамические структурные образования, которые могут иметь следующую» иерархическую соподчиненность субэтнических групп: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорции и конвиксии. Их различие в следующем: Суперэтнос – это этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно. Это, например, «христианский мир» романо-германской Европы XVI в. или современный Китай. Субэтнос – это этнографические группы, сословия, конфессиональные общины старообрядцев, консорции путешественников-землепроходцев. Консорции – это небольшие группы людей, объединенные общей исторической судьбой, целью. Это кружки, секты, артели, банды. Конвиксии – это консорции длительного (на протяжении нескольких поколений) существования, имеющие однохарактерный быт семейные отношения. По Гумилеву имеется восемь универсальных признаков рождения этноса: 1. Появление сверхактивных людей (пассионариев) в статистически значимых оличествах в ареале этногенеза. 2. Смена этнического стереотипа поведения в ареале. 3. Территориальное расширение вновь рожденного этноса, его миграционная активность. 4. Демографический взрыв в ареале этногенеза. 5. Жесткая регламентация поведения членов вновь рожденного этноса, контроль брачных отношений, охрана кормящего ландшафта. 6. Повышенная активность во всех сферах жизнедеятельности: политической, военной, административной, религиозной, культурной. 7. Рост числа субэтносов, внутриэтническое деление стереотипа поведения с появлением его субэтнических вариантов. 8. Одновременность и пространственная непрерывность отмеченных признаков по всей полосе зоны этногенеза у этносов-ровесников. Как видим, новый этнос возникает в результате появления в популяции своеобразного толчка, мутации, отдельного пассионария, то есть энергичного, инициативного, волевого человека, придающего этносу новый импульс поведения. Когда появляются его сподвижники, растет мера пассионарности, ее «напряжение». От начала этногенеза до пассионарного толчка проходит около 150 лет
- Вопрос 1 : этнология как наука. Предмет и задачи этнологии
- Вопрос 2: Выдающийся русский исследователь н,н Миклухо-Маклай.
- Вопрос 3: методы и источники этнологических исследований
- Вопрос 4: взаимосвязь этнологии с другими науками
- Вопрос 5: классификации в этнологии: географическая, лингвистическая, расовая, хохяйственно-культурная.
- Вопрос 6: теория этноса ю.В.Бромлея.Структура этноса
- Вопрос 7: теория этноса л.Н.Гумилева
- Вопрос 8: этнос и раса. Нация и этнос
- Вопрос 9-10: этничность, ее современное понимание. Примордиализм, инструментализм, конструктивизм.
- Вопрос 11: нация, ее современное понимание. Российская нация.
- Вопрос 12: этническая идентичность, ее сущность
- Вопрос 13: типы этнической идентичности
- Вопрос 14: основания этнической идентичности
- Вопрос 15: психология этноса, ее структура
- Вопрос 16: причины этнических конфликтов
- Вопрос 17: этнические конфликты. Стадии их развития и возможные способы урегулирования
- Вопрос 18: основные черты традиционной культуры
- Вопрос 19: Эволюционизм и диффузионизм в этнологических исследованиях.
- Вопрос 20: Социологическая школа и культурный релятивизм в этнологии.
- Вопрос 21: Функционализм и структурализм в этнологии.
- Вопрос 22: Школа ф. Боаса и Этнопсихологическая школа в этнологии.
- Вопрос23 Традиционная система жизнеобеспечения охотников и собирателей
- Вопрос 24 Традиционная система жизнеобеспечения скотоводов
- Вопрос 25 Традиционная система жизнеобеспечения землевладельцев
- Вопрос 26 Изучение отношений обмена и распределения в этнологии. Дар и реципрокность.
- Вопрос 27 Уровни политической организации и уровни социальной стратификации у народов мира
- Вопрос 28: ранние формы религиозных верований у народов мира
- Вопрос 29: изучение брака в этнологии: эволюция форм брака.Способы заключения брака
- Вопрос 30: изучение семейных отношений в этнологии. Типология семьи
- Вопрос 31: изучение гендерных ролей в этнологии
- Вопрос 32: ритуалы и обряды в традиционной и современной культуре.
- Вопрос 33: Этнокультурные процессы в Австралии, Океании и Африке.
- Вопрос 34: Этнокультурные процессы в Америке, Азии и Европе.