Вопрос 34: Этнокультурные процессы в Америке, Азии и Европе.
Этнические процессы в Азии.Не меньшей сложностью и противоречивостью характеризуются этнические процессы в многонациональных государствах Азии. Здесь сегодня продолжают интенсивно развиваться процессы консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого (иммигрантского) происхождения. Однако отличительной чертой этнических процессов этого региона является устойчивое стремление крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принадлежность (китайцы, тамилы). Те же этнические меньшинства, которые не являются иммигрантскими и сознательно не идут по пути ассимиляции, сегодня консолидируются и добиваются соответствующей их численности этнической автономии. В этом процессе принимают участие не только однородные этнические общности (белуджи Пакистана), но и объединенные общим межэтническим сознанием весьма разнородные и разноязычные группы.
Кроме того, вполне очевидно, что сегодня наметился процесс формирования этнического самосознания в среде тех этнических групп, где он практически отсутствовал (хиндоязычное население Индии). Все большее распространение языка пилипино и английского языка, интенсивные внутренние миграции создали благоприятные условия для консолидации большинства этнических групп Филиппин в один этнос. Однако этническая обособленность мусульманских народностей юга Филиппин при этом значительно усиливается.
Даже в такой высокоразвитой азиатской стране, как Япония, где японцы составляют 99% населения, можно наблюдать процесс этнической консолидации, который выражается в стирании этнокультурных различий между собственно японцами и рюкюсцами, ослабление кастовой сегрегации «японских неприкасаемых». Однако коренное айнское и иммигрантское корейское население даже при переходе на японский язык сохраняет свою этническую принадлежность и усиливает свои этнозащитные действия.
В то же время рыночная экономика и индустриализация большинства стран Азии существенно меняют этническую карту азиатских стран. Она становится более однообразной в тех областях, где бурно развиваются процессы модернизации, и сохраняет свое разнообразие на окраинах, в труднодоступных и экономически малоперспективных территориях, где и сегодня проживают этнические группы, еще не достигшие в своем развитии уровня народностей.
Этнические процессы в США.Этнические процессы в США развиваются в современной истории по пути консолидации и ассимиляции ускоренными темпами. Это обусловлено неуклонно растущей мобильностью всего американского общества, солидной имущественной и профессиональной базой новых иммигрантов, обеспечивающей им более быстрое включение в американскую культуру. Наблюдения и исследования свидетельствуют, что в общей демографической структуре США опережающими темпами растут этнокультурная роль испаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии и их потомков. В этих процессах можно наблюдать противоположные тенденции: 1) повышается престиж этнических ценностей каждой группы; 2) отчетливо наблюдается культурное своеобразие социально ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян); 3) при относительно большом количестве межэтнических браков, профессиональном успехе, языковой ассимиляции остается стабильным этническое самосознание. В целом же у иммигрантов наблюдается высокая степень социальной адаптации при устойчивости основных элементов их этнических культур. Как правило, сохранение их этнической принадлежности происходит без утраты общеамериканского сознания.
Этнические процессы в Западной Европе.Этнические процессы в странах Западной Европы отличаются большей простотой, чем в других частях нашей планеты. В этих странах продолжаются процессы внутриэтнической консолидации, выражающиеся в дальнейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариантов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернационализации каждой этнической культуры, распространяется английский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, эти процессы дополняются процессом ассимиляции таких меньшинств. При этом этническая ассимиляция в каждой стране идет своим путем, определяясь преимущественно историческим опытом и традициями.
Влияние иммиграционных потоков на этнические процессы в западноевропейских странах также неоднозначно. Иммигранты из европейских стран, как правило, довольно активно ассимилируются с основной этнической средой через принятие гражданства и смешанные браки. Внеевропейские иммигранты, отличающиеся от местного населения по расовой принадлежности, языковым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются с большим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, численность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстрыми темпами и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими меньшинствами соответствующих стран.
Таким образом, этническая картина мира сохраняет свое многообразие, несмотря на всю сложность, противоречивость и неоднозначность этнических взаимоотношений. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире.
- Вопрос 1 : этнология как наука. Предмет и задачи этнологии
- Вопрос 2: Выдающийся русский исследователь н,н Миклухо-Маклай.
- Вопрос 3: методы и источники этнологических исследований
- Вопрос 4: взаимосвязь этнологии с другими науками
- Вопрос 5: классификации в этнологии: географическая, лингвистическая, расовая, хохяйственно-культурная.
- Вопрос 6: теория этноса ю.В.Бромлея.Структура этноса
- Вопрос 7: теория этноса л.Н.Гумилева
- Вопрос 8: этнос и раса. Нация и этнос
- Вопрос 9-10: этничность, ее современное понимание. Примордиализм, инструментализм, конструктивизм.
- Вопрос 11: нация, ее современное понимание. Российская нация.
- Вопрос 12: этническая идентичность, ее сущность
- Вопрос 13: типы этнической идентичности
- Вопрос 14: основания этнической идентичности
- Вопрос 15: психология этноса, ее структура
- Вопрос 16: причины этнических конфликтов
- Вопрос 17: этнические конфликты. Стадии их развития и возможные способы урегулирования
- Вопрос 18: основные черты традиционной культуры
- Вопрос 19: Эволюционизм и диффузионизм в этнологических исследованиях.
- Вопрос 20: Социологическая школа и культурный релятивизм в этнологии.
- Вопрос 21: Функционализм и структурализм в этнологии.
- Вопрос 22: Школа ф. Боаса и Этнопсихологическая школа в этнологии.
- Вопрос23 Традиционная система жизнеобеспечения охотников и собирателей
- Вопрос 24 Традиционная система жизнеобеспечения скотоводов
- Вопрос 25 Традиционная система жизнеобеспечения землевладельцев
- Вопрос 26 Изучение отношений обмена и распределения в этнологии. Дар и реципрокность.
- Вопрос 27 Уровни политической организации и уровни социальной стратификации у народов мира
- Вопрос 28: ранние формы религиозных верований у народов мира
- Вопрос 29: изучение брака в этнологии: эволюция форм брака.Способы заключения брака
- Вопрос 30: изучение семейных отношений в этнологии. Типология семьи
- Вопрос 31: изучение гендерных ролей в этнологии
- Вопрос 32: ритуалы и обряды в традиционной и современной культуре.
- Вопрос 33: Этнокультурные процессы в Австралии, Океании и Африке.
- Вопрос 34: Этнокультурные процессы в Америке, Азии и Европе.