Вопрос 19: Эволюционизм и диффузионизм в этнологических исследованиях.
Основоположником эволюционной школы в этнологии заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тайлора (1832-1917). В своих рассуждениях он опирался на одну из главных идей эволюционизма: человек — это часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и, в свою очередь, влияла на будущее. Эти последовательные стадии развития соединяли в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества — от самых отсталых до наиболее цивилизованных. Представители эволюционной школы впервые создали стройную концепцию развития человека и его культуры, исходившую из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи эволюционизма состоят в следующем:
• Человеческий род — един, следовательно, все люди имеют примерно равные умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать близкие решения; это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.
• В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному, культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения.
• Развитие любого элемента культуры изначально предопределенно, так как его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах; развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур мира.
• В соответствии с универсальными законами развития человеческих культур одинаковые стадии эволюции развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.
• Общественное развитие подчиняется законам эволюции, свойственным живой природе, где источником развития служит межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым: в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны.
• Культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.
Диффузионизм в этнологических исследованиях.
Методологический кризис эволюционизма привел к появле¬нию нескольких диффузионистских школ, противопоставивших эволюционизму исследование ограниченного круга исторических проблем. Их цель состояла в показе пространственного распреде¬ления культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей и способов их распространения.
Само понятие «диффузия» было заимствовано из физики, где оно означает «растекание», «проникновение», а применительно к этнологии оно стало обо¬значать распространение культурных явлений посредством кон¬тактов между народами через торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм как научное направление предполагал признание главным содержанием исторического процесса диффузию, кон¬такт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Эволю¬ционистской идее автономного возникновения и развития схожих культур в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею уникальности возникновения культурных элементов в опре¬деленных географических регионах при последующем распро¬странении их из центра зарождения. В определенном отношении диффузионизм можно рассматривать как попытку заменить эво¬люционистскую идею прогрессивного развития принципом про¬странственно-временной диффузии отдельных элементов культу¬ры или их комплексов.
Основателем диффузионизма принято считать профессора эт¬нографии Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля (1844-1904), который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культуры по странам и зонам.
- Вопрос 1 : этнология как наука. Предмет и задачи этнологии
- Вопрос 2: Выдающийся русский исследователь н,н Миклухо-Маклай.
- Вопрос 3: методы и источники этнологических исследований
- Вопрос 4: взаимосвязь этнологии с другими науками
- Вопрос 5: классификации в этнологии: географическая, лингвистическая, расовая, хохяйственно-культурная.
- Вопрос 6: теория этноса ю.В.Бромлея.Структура этноса
- Вопрос 7: теория этноса л.Н.Гумилева
- Вопрос 8: этнос и раса. Нация и этнос
- Вопрос 9-10: этничность, ее современное понимание. Примордиализм, инструментализм, конструктивизм.
- Вопрос 11: нация, ее современное понимание. Российская нация.
- Вопрос 12: этническая идентичность, ее сущность
- Вопрос 13: типы этнической идентичности
- Вопрос 14: основания этнической идентичности
- Вопрос 15: психология этноса, ее структура
- Вопрос 16: причины этнических конфликтов
- Вопрос 17: этнические конфликты. Стадии их развития и возможные способы урегулирования
- Вопрос 18: основные черты традиционной культуры
- Вопрос 19: Эволюционизм и диффузионизм в этнологических исследованиях.
- Вопрос 20: Социологическая школа и культурный релятивизм в этнологии.
- Вопрос 21: Функционализм и структурализм в этнологии.
- Вопрос 22: Школа ф. Боаса и Этнопсихологическая школа в этнологии.
- Вопрос23 Традиционная система жизнеобеспечения охотников и собирателей
- Вопрос 24 Традиционная система жизнеобеспечения скотоводов
- Вопрос 25 Традиционная система жизнеобеспечения землевладельцев
- Вопрос 26 Изучение отношений обмена и распределения в этнологии. Дар и реципрокность.
- Вопрос 27 Уровни политической организации и уровни социальной стратификации у народов мира
- Вопрос 28: ранние формы религиозных верований у народов мира
- Вопрос 29: изучение брака в этнологии: эволюция форм брака.Способы заключения брака
- Вопрос 30: изучение семейных отношений в этнологии. Типология семьи
- Вопрос 31: изучение гендерных ролей в этнологии
- Вопрос 32: ритуалы и обряды в традиционной и современной культуре.
- Вопрос 33: Этнокультурные процессы в Австралии, Океании и Африке.
- Вопрос 34: Этнокультурные процессы в Америке, Азии и Европе.