logo
лекции по этнологии

Вопрос 5: классификации в этнологии: географическая, лингвистическая, расовая, хохяйственно-культурная.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

С помощью такой классификации этносов выделяются услов­ные географические регионы, в которых расселены народы мира. Эта классификация используется главным образом при внешнем описании народов и в некоторых случаях, когда пространствен­ное расселение народов может иметь существенное значение при решении этнологических проблем.

Классификация такого типа опирается на факт географическо­го соседства народов и отражает совместный характер их прожи­вания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Но подобное географическое объеди­нение народов возможно лишь в той мере, в какой географиче­ский принцип классификации совпадает с этническим. Сам уро­вень использования географического принципа классификации довольно высок, поскольку он применим только к обширным зо­нам, в пределах которых и осуществляется его относительное сов­падение с этническим. Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, о процессах их формиро­вания, о хозяйственном и культурном облике, об уровне социаль­но-экономического развития, но позволяет пространственно упо­рядочить и распределить этносы по регионам. Географическая классификация носит вспомогательный характер и ею пользуются лишь в той степени, в какой она обнаруживает свое совпа­дение с группировкой народов по другим критериям, т.е. в рамках крупных регионов. При классификации этносов внутри ограни­ченных областей от нее приходится отказываться.

Единой принятой во всех странах географической классифика­ции не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, наро­ды Европы.

РАСОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Согласно отечественной научной традиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе расовой классификации лежит принцип деления наро­дов по расам. В ней акцент делается на биологическом, генетиче­ском родстве между различными этническими группами. Одним из создателей расовой (антропологической) классификации явля­ется французский ученый Франсуа Бернье (1684), которому при­надлежит также авторство самого термина «раса».

Современная этническая картина мира убеждает нас, что суще­ствует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географи­ческой обстановке. Это фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. В повседневной жизни и в науке подобные различия между физи­ческими типами людей обычно называют расовыми. Они пред­ставляют собой адаптацию этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповой характер, выявляясь полно­стью только при сопоставлении целых человеческих коллективов.

Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности - генетики. Понятно, что сходство мно­гих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их про­исхождения, или генетического родства.

В антропологии и этнологии среди рас современного человече­ства принято выделять наиболее крупные подразделения, назы­ваемые большими расами или расами первого порядка. Внутри этих больших рас выделяются расы переходные, смешанные (второго, третьего порядка), которые складывались, по всей ви­димости в более позднее время. Переходными принято называть расы, сформировавшиеся в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы формировались не только в древности, но и в средневековье, но­вое и новейшее время в процессе метисации.

ЯЗЫКОВАЯ (ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ

Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важ­ной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных этнических обзорах земного шара народы, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической при­надлежности.

В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой чело­веческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.

Исследования лингвистов в области родства тех или иных язы­ков важны для этнологии как показатели близости культур и соответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разря­ды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков языковая семья. При этом родство языков может означать и род­ство по происхождению.

Этнология в языковой классификации исходит из представле­ния о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к од­ной этнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает также осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. В лин­гвистической классификации это описывается понятием «группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на язы­ках славянской группы индоевропейской языковой семьи, осоз­нают исходное родство своих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец, этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, обозна­чаемого лингвистами понятием «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь, каждая из семей подраз­деляется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каж­дый язык имеет варианты, обусловленные социальными и геогра­фическими факторами. Такие варианты получили название диалек­тов. Так, например, существует много вариантов арабского языка.

Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обыч­но имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

Одной из самых распространенных языковых семей, представ­ленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, вре­мя формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские языки, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорит о родстве и единстве происхождения этих народов. Объединение в одну финно-угорскую группу языков говорит о родстве таких на­родов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.

Кроме языков, объединенных в группы и семьи, есть ряд язы­ков, не причисленных ни к какой группе или семье: баскский, кет-ский, нивский, айнский и др.

Сейчас, конечно, родство этих, кажущихся такими разными, языков уловить сложно. Даже русские, украинцы и белорусы, яв­ляющиеся самыми близкими народами, с трудом могут понять речь друг друга. Русскому, поляку или сербу уже нужен перевод­чик. Обойтись без него мы могли бы 12 веков назад, когда южные, западные и восточные славяне были куда ближе друг к другу, чем сейчас.

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Современная этническая картина мира, как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, по­скольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этни­ческом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, по­лучившего название хозяйственно-культурной классификации.

Хозяйственно-культурная классификация базируется на этноло­гических методах исследования хозяйства и культуры и использует­ся при изучении этногенеза народов, их этнической истории, исто­рии хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, свя­занных с этническими процессами культурных и исторических от­ношений между народами. Методологической основой такой типологизации является выделение хозяйственно-культурных типов. Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматри­вали факты одинаковых способов хозяйственной деятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия. Такой ответ они и назвали хозяйственно-культурным типом (ХКТ). В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического раз­вития и обитающих в сходных условиях среды.

Основы хозяйственно-культурной классификации народов ми­ра начали разрабатываться задолго до того, как этнология выде­лилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пасту­шество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксиро­вал все более высокую производительность труда: 1) тип с преоб­ладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболов­ства; 2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского жи­вотноводства; 3) тип плужного (пашенного) земледелия с исполь­зованием тягловой силы домашних животных.

Сама концепция ХКТ была разработана в нашей стране и ис­пользуется сейчас для изучения этногенеза народов, их этниче­ской истории, истории хозяйства, материальной и духовной куль­туры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа -характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культур­ных типов ограничено и может быть увязано с этапами социаль­но-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традицион­ных культур и не идет дальше средних веков.

В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваи­вающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тро­пиках; охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земле­делия и животноводства.

Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйствен­но-культурных типов, в которых постепенно ведущее место зани­мают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умерен­ного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связа­на с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.

Прочие классификации. В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общно-стей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, пра­вославие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму се­мьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый от­дельный вид классификации не в состоянии отразить все этниче­ское многообразие мира, и поэтому все они должны использо­ваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.