Вопрос 22: Школа ф. Боаса и Этнопсихологическая школа в этнологии.
Вплоть до 90-х годов прошлого столетия этнологическая наука в США развивалась в рамках эволюционистского направления. Но с началом последнего десятилетия XIX века в Америке зарож дается новое направление в этнологии, основателем которого стал крупный ученый и общественный деятель Франц Боас (1858-1942). По имени своего основоположника это направление полу¬чило название «школа Боаса», хотя официальным названием но¬вого направления в истории этнологии было «Американская школа исторической этнологии».
Факти¬чески Боас предложил создать этнологию абсолютно заново, про¬возгласив, что все прежние этнологические школы имели ложные посылки и приводили к ложным выводам. Его идея состояла в том, чтобы заново накапливать этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения, постепенно вырабатывая новые методы и новые теории.
Если характеризовать суть исторической школы и ее вклад в этнологию, то следует выделить такие ее основные положения:
-этнология должна конкретно и всесторонне изучать каждый народ в отдельности, его язык, культуру и антропологический тип;
-взаимодействие культур разных народов создает их культур¬ную общность внутри определенных географических ареалов; в границах этих ареалов следует искать конкретные формы взаимно¬го влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов;
-развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом; в позна¬нии общих законов развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глу¬боко различными по существу и иметь разное происхождение;
- не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа; у каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы.
Первым теорию этнопсихологического характера попытался сформулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891-1981), предложив свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре.
Заслуга этнопсихологической школы в разви¬тии этнологии состояла в следующем:
- была высказана и обоснована идея о существовании опреде¬ленных психологических особенностей, характерных для членов той или иной культуры;
- впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;
- были начаты исследования национального характера и на¬циональных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает пси¬хологические особенности представителей той или иной нации;
- была выдвинута важная для последующего развития этноло¬гии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри куль¬туры ценностей или поведенческих моделей.
- Вопрос 1 : этнология как наука. Предмет и задачи этнологии
- Вопрос 2: Выдающийся русский исследователь н,н Миклухо-Маклай.
- Вопрос 3: методы и источники этнологических исследований
- Вопрос 4: взаимосвязь этнологии с другими науками
- Вопрос 5: классификации в этнологии: географическая, лингвистическая, расовая, хохяйственно-культурная.
- Вопрос 6: теория этноса ю.В.Бромлея.Структура этноса
- Вопрос 7: теория этноса л.Н.Гумилева
- Вопрос 8: этнос и раса. Нация и этнос
- Вопрос 9-10: этничность, ее современное понимание. Примордиализм, инструментализм, конструктивизм.
- Вопрос 11: нация, ее современное понимание. Российская нация.
- Вопрос 12: этническая идентичность, ее сущность
- Вопрос 13: типы этнической идентичности
- Вопрос 14: основания этнической идентичности
- Вопрос 15: психология этноса, ее структура
- Вопрос 16: причины этнических конфликтов
- Вопрос 17: этнические конфликты. Стадии их развития и возможные способы урегулирования
- Вопрос 18: основные черты традиционной культуры
- Вопрос 19: Эволюционизм и диффузионизм в этнологических исследованиях.
- Вопрос 20: Социологическая школа и культурный релятивизм в этнологии.
- Вопрос 21: Функционализм и структурализм в этнологии.
- Вопрос 22: Школа ф. Боаса и Этнопсихологическая школа в этнологии.
- Вопрос23 Традиционная система жизнеобеспечения охотников и собирателей
- Вопрос 24 Традиционная система жизнеобеспечения скотоводов
- Вопрос 25 Традиционная система жизнеобеспечения землевладельцев
- Вопрос 26 Изучение отношений обмена и распределения в этнологии. Дар и реципрокность.
- Вопрос 27 Уровни политической организации и уровни социальной стратификации у народов мира
- Вопрос 28: ранние формы религиозных верований у народов мира
- Вопрос 29: изучение брака в этнологии: эволюция форм брака.Способы заключения брака
- Вопрос 30: изучение семейных отношений в этнологии. Типология семьи
- Вопрос 31: изучение гендерных ролей в этнологии
- Вопрос 32: ритуалы и обряды в традиционной и современной культуре.
- Вопрос 33: Этнокультурные процессы в Австралии, Океании и Африке.
- Вопрос 34: Этнокультурные процессы в Америке, Азии и Европе.