logo
лекции по этнологии

Вопрос 22: Школа ф. Боаса и Этнопсихологическая школа в этнологии.

Вплоть до 90-х годов прошлого столетия этнологическая наука в США развивалась в рамках эволюционистского направления. Но с началом последнего десятилетия XIX века в Америке зарож дается новое направление в этнологии, основателем которого стал крупный ученый и общественный деятель Франц Боас (1858-1942). По имени своего основоположника это направление полу¬чило название «школа Боаса», хотя официальным названием но¬вого направления в истории этнологии было «Американская школа исторической этнологии».

Факти¬чески Боас предложил создать этнологию абсолютно заново, про¬возгласив, что все прежние этнологические школы имели ложные посылки и приводили к ложным выводам. Его идея состояла в том, чтобы заново накапливать этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения, постепенно вырабатывая новые методы и новые теории.

Если характеризовать суть исторической школы и ее вклад в этнологию, то следует выделить такие ее основные положения:

-этнология должна конкретно и всесторонне изучать каждый народ в отдельности, его язык, культуру и антропологический тип;

-взаимодействие культур разных народов создает их культур¬ную общность внутри определенных географических ареалов; в границах этих ареалов следует искать конкретные формы взаимно¬го влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов;

-развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом; в позна¬нии общих законов развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глу¬боко различными по существу и иметь разное происхождение;

- не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа; у каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы.

Первым теорию этнопсихологического характера попытался сформулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891-1981), предложив свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре.

Заслуга этнопсихологической школы в разви¬тии этнологии состояла в следующем:

- была высказана и обоснована идея о существовании опреде¬ленных психологических особенностей, характерных для членов той или иной культуры;

- впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;

- были начаты исследования национального характера и на¬циональных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает пси¬хологические особенности представителей той или иной нации;

- была выдвинута важная для последующего развития этноло¬гии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри куль¬туры ценностей или поведенческих моделей.