logo
лекции по этнологии

Вопрос 14: основания этнической идентичности

Как показывает изучение народов мира, появление этносов происходит не по воле людей, а в ходе объективного историче­ского процесса. При этом этнообразующие процессы развиваются под воздействием разнообразных факторов, которые могут иметь внутриэтнический, межэтнический и внеэтнический характер. В связи с этим этносы представляют собой сложное образование, каждое из которых одновременно обладает как общими с другими подобными образованиями свойствами, так и специфическими чертами, отличающими каждое из них от большинства или даже от всех остальных этносов. В этом аспекте этнической идентичности важное значение при­обретают основания идентичности. В этнологии выделяются три типа оснований этнической идентичности: порождающие меха­низмы, признаки общности и средства (условия) реализации иден­тичности.

Порождающим механизмом этнической идентичности является социальный статус народа в стране и в мире. Высокий социальный статус в прошлом или настоящем может порождать чувство нацио­нального превосходства (исключительности), выражающееся в же­лании подавить другие народы, властвовать или доминировать над ними. Низкий социальный статус может порождать чувство нацио­нальной неполноценности, представление о непрестижности при­надлежности к своему народу, что порождает готовность отказаться от национальной принадлежности к нему. Механизм формиро­вания этнической идентичности определяет ее основное содержание а также отношение к другим народам как к своему продолже­нию как к расширению своего народа в этнической картине мира.

Признаками общности в этнической идентификации являются этнические нравы, из совокупности которых формируется национальный характер. К чертам национального характера относятся такие качества, как активность - инертность, ответственность -безответственность, достоинство - чувство превосходства или чув­ство неполноценности, уверенность - нерешительность (склонность к сомнениям), умеренность - расточительность, выносливость - из­неженность, искренность - лицемерие (лживость, ханжество), про­стодушие - хитрость (расчетливость), храбрость - трусость, сострадательность - равнодушие, открытость - замкнутость и др. В ре­альности каждый народ является носителем той или иной комбина­ции этих качеств, что позволяет ему занять свое место среди других народов.

Из средств и условий реализации этнической идентичности сле­дует выделить прежде всего национальный язык и проживание на общей территории. С помощью национального языка обеспечи­вается единство этноса. Компактность проживания также высту­пает непременным условием единства этноса. Однако с развитием новых информационных и транспортных связей признаки ком­пактности и разбросанности становятся относительными.

На ранних этапах формирования этносов одним из решающих факторов был конфессиональный язык (религиозный), благодаря кото­рому сложилось большое количество межэтнических общностей. Сегодня этот признак существует преимущественно в виде основ­ных мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

Сложившиеся на их основе межэтнические конфессиональные общности охватывают немалую часть народов мира. Однако ми­ровые религии не являются показателями этнической принадлеж­ности человека. Реальность такова, что в мире гораздо меньше религий, чем этносов. Тем не менее этот признак важен для этни­ческой дифференциации. Так, сербы и хорваты, бывшие когда-то одним народом, разделились на самостоятельные этносы именно по конфессиональному признаку - православие и мусульманство. Более важную роль в этнической дифференциации играет культурно-хозяйственный признак, который предполагает раз­граничение этносов по типу хозяйства (охота, собирательство, рыболовство, земледелие), по образу жизни (оседлый, полукоче­вой, кочевой), по формам орудий труда, одежды и других элемен­тов материальной культуры.

И интерьер у каждого народа - свой. Например, как бы ни раз­личались дома восточных славян по материалу, вдоль стен стави­ли закрепленные лавки, над ними вешали полки, в красном углу -киот с иконами, полки и шкафчики для посуды размещались у печки. Спали на деревянном помосте (русские полати). Стол у славян обычно ставили в углу, а у карел, интерьер домов которых практически не отличался от славянского, он стоял посреди лице­вой стены.

Очень сильно различается традиционная одежда. По одежде русской крестьянки начала XIX века нередко удавалось с точно­стью до конкретного селения определить ее родину. По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-то можно было безошибочно сказать, из какой местности происходит человек. И до сих пор у некоторых народов Индокитая по женской одежде можно узнать, откуда именно приехала в большой город ее хозяйка. Недаром есть пословица: «По одежке встречают...», и эти слова, вероятно, относятся не только к богатству одежды, но и к ее национальным приметам.

Сейчас и дома, и одежда разных народов становятся все более однотипными, теряют свой этнический характер, поэтому падает их значение как этнодифференцирующих признаков.

Даже в том, как люди спят, иногда можно обнаружить этни­ческие различия. Малаец, например, подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках. В Индии, ложась спать, часто подсовывают себе под колени мягкий валик. Одни народы привыкли спать на возвы­шении, другие - на полу.