Сравнительная характеристика трех стадий развития общества
Отличительные признаки | Стадии общественного развития | ||
доиндустриальное общество | индустриальное общество | постиндустриаль-ное общество | |
Период возникновения | ~ 6 тыс. лет назад | ~ 250 лет назад | последняя четверть XX в. |
| |||
Ключевая сфера экономики | сельское хозяйство | промышленность | сфера услуг (прежде всего наука и образование) |
| |||
Организационно-технические характеристики экономики | малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники | массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий | высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии |
| |||
Основы развития | традиции | последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии | бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия |
| |||
Ведущую роль в обществе играют | церковь и армия | промышленно-финансовые корпорации | университеты (как центры научных знаний) |
| |||
Ведущие социальные группы | священники и феодалы | бизнесмены | научно-технические специалисты |
Средневековое европейское и русское общество было обществом традиционным:
-
преобладало сельское хозяйство и ремесло, основанные на ручном труде;
-
существовала корпоративная замкнутость сословий;
-
в духовной жизни монопольное положение занимала церковь;
-
государственная власть представлена в форме автократического самодержавного правления – когда правитель не нес ответственности за результаты своей деятельности;
-
общинная замкнутость;
-
несвобода личности.
Традиционное общество развивалось и изменялось (особенно в период средневековья), что, в конечном счете, способствовало переходу к обществу индустриальному. Но на пути движения к более развитой стадии происходили события, явления и процессы, которые подготовили этот переход. В этой связи представляет интерес переход Европы к Новому времени, период XV – первой половины XVII вв. В первую очередь происходят изменения в экономической сфере – развивается капитализм:
-
происходит первоначальное накопление капитала;
-
возникает рынок, свободный от ограничений;
-
рационализация экономической жизни;
-
появление буржуазии и частной собственности;
-
появление пролетариата, продававшего свою рабочую силу.
Мощный толчок к развитию капитализма в Европе дала "революция цен" XVI в. Она была связана с:
- притоком драгоценностей, драгоценных металлов из Америки; | |
- дешевизной американского золота и серебра; | |
- ростом городского населения, слоя купечества, продавцов сельскохозяйственной продукции; | увеличивалась прослойка людей, которые не имели фиксированных источников доходов за счет ренты или зарплаты |
- увеличением численности финансистов, владельцев промышленных предприятий. |
Первоначально крупные капиталы создавались в сфере обращения (на разнице цен, ростовщичестве). По мере их становления зрело понимание, что сфера производства может дать еще больше возможности в увеличении капитала. С этой целью:
-
в городах возникают мастерские, объединяющие ремесленников;
-
на смену простой кооперации приходят мануфактуры, основанные на разделении труда (на первых мануфактурах чаще всего трудились разорившиеся ремесленники за зарплату);
-
происходит отмена личной зависимости крестьян (крепостного права) и появляются свободные наемные работники.
Мануфактурный капитализм, возникший в позднее средневековье, изменил социальный облик общества:
-
рыцарство теряет свое военное значение;
-
дворянство начинает заниматься предпринимательством по причине снижения реальной стоимости земельной ренты;
-
появляется третье сословие – буржуазия (из числа преуспевших цеховых мастеров, купцов, предпринимателей, бюрократии, которая лоббировала интересы предпринимателей);
-
крестьянство в результате разорения превращается в наемных работников.
Феодальная иерархическая социальная структура рушится, ей на смену приходит социально подвижная (мобильная) система.
Происходят изменения в области политики – формируется абсолютизм (усиление власти монархов вследствие возникшего равновесия между старым правящим феодальным сословием – дворянством и упрочивающей свои позиции буржуазией). Монархи проводили независимую от какой-либо группировки политику, укрепляли централизованное государство, создавая единое экономическое пространство.
Рассматриваемый период сопровождался научными и Великими географическими открытиями, техническими изобретениями, Реформацией:
-
в XV в. изобретение Гуттенбергом печатного станка. Книги стали дешевле и более доступными. Доступ к знаниям мог осуществляться без посредства церкви. К 1501 г. типография была в 260 европейских городах;
-
создание гелиоцентрической картины мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно);
-
создание более совершенных географических карт;
-
прорыв в познании анатомии человеческого тела (Везалий);
-
инженерные проекты Леонардо да Винчи (летательный аппарат, подводная лодка);
-
морские путешествия европейцев привели к открытию новых земель. При этом географические открытия сводились не только к посещению ранее неизвестной части земли, но и к установлению контактов с народами, населявшими эти территории (знания в области географии, астрономии о шарообразности земли, усовершенствование навигационных приборов, строительство каравелл способствовали этому процессу);
-
в XV в. открытие острова Зеленого Мыса, островов Северной Америки, морского пути в Индию; в XVII в. открытие Австралии и пролива между Азией и Америкой (Х. Колумб, Васко да Гама, Магеллан, Торрес, С. Дежнев).
Одно из следствий географических открытий – формирование колониальной системы.
В XVI в. сложились две колониальные империи:
испанская португальская
(в Латинской Америке) (с центром в Бразилии)
В середине XVI в. в борьбу за внеевропейский мир включились Англия, Франция, Голландия. Соперничество держав за лидерство в Новом Свете стало мощным символом их развития. Богатства, хлынувшие из новых земель ускоряли формирование капиталистической системы хозяйствования.
Глубокие перемены в европейском обществе в направлении капиталистического развития стали возможны благодаря явлению, которое получило название Возрождения или Ренессанса. Родиной Возрождения стала Северная Италия (XVI в.). В дальнейшем границы явления расширились, охватив в XV-XVI вв. Францию, Англию, Германию.
Для Ренессанса характерно:
-
обращение к культурному наследию античности, чистоте античных языков;
-
формирование учения гуманизма с идей человека свободной воли предназначение которого - самосовершенствование и саморазвитие (человек – центр Вселенной);
-
возникновение и развитие индивидуализма и антропоцентризма.
Новая концепция человека пронизывает произведения таких великих представителей эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Р. Микеланджело, П. Брейгель, А. Дюрер, Ф. Рабле, Ф. Петрарка, Д. Боккачо, Л.Б. Альберти, Донателло, Рафаэль и др.
Эпоха Возрождения – это не только блестящие имена в искусстве, художественной литературе. Проблема совершенного общества, государства как необходимого условия для свободного саморазвития человека была одной из центральных в исторической, политической, философской мысли эпохи.
Подлинный переворот во взглядах на политику произвел выдающийся историк и мыслитель Н. Макиавелли.
Идеи гуманизма нашли глубокое осмысление в "Опытах" М. Монтеня (1533-1592). Он отвергал религиозные основы мировоззрения, отстаивал светское свободомыслие, осуждал схоластику. Главный принцип этики М. Монтеня – свободные проявления человеческой индивидуальности, освобождение разума от подчинения вере, полноценность эмоциональной жизни. Пожалуй, нет ни одной темы жизни человека XVI в., которую бы не пытался осмыслить М. Монтень и, пожалуй, найдется не так уж много трудов прошлого, которые по своей проблематике и подходам к ней, были бы столь созвучны современности.
В ряду выдающихся мыслителей XV-XVII вв. свое законное место занимают также Т. Кампанелла, Д. Бруно, Э. Роттердамский, Ж. Боден, Т. Мор, Ф. Бэкон, Б. Спиноза.
Возрождение в определенной степени подготовило Европейскую Реформацию – социальное и политическое движение против католической церкви. Суть ее можно свести к следующим моментам:
-
критика пороков духовенства;
-
призывы восстановить истинно христианское благочестие;
-
идеи церковной реформы.
- Введение
- История отечества Курс лекций
- I. История как прошлая действительность
- Надстройка
- Лекция 2. Особенности развития древнерусского общества в V-XIV в.В.
- I. Каменный век
- III. Железный век.
- Главный судья князь
- Лекция 3. Древняя Русь и Золотая Орда
- Лекция 4. Московское государство в XV-XVII вв.
- Купечество
- 20 Приказов
- Основные этапы реформ Ивана IV
- Лекция 5. Россия в XVII в.
- Итоги раскола:
- Лекция 6. Европа и Россия на пороге Нового времени.
- Сравнительная характеристика трех стадий развития общества
- Отличие идеологии Возрождения от идеологии Реформации:
- Лекция 7. Россия в XVIII веке. Ответ России на вызов Европы.
- Основные реформы Петра I:
- Лекция 8. Россия в XIX в. – начале XX в.
- Реформы Александра I в политической сфере
- Реформы м.М. Сперанского:
- Основные черты внутренней политики Николая I (1825-1855 гг.)
- Лекция 9. Строительство социализма в ссср
- Лекция 10. Советский союз во второй мировой войне (1939–1945 гг.)
- Лекция 11. Ссср во второй половине хх в. (1945-1991 гг.)
- Лекция 12. Россия в постсоветский период (1992-2000 гг.)