logo
Учебное пособие по истории России для УМК 1

Введение

История – синтезирующая наука, одна из древнейших разновидностей человеческого познания, возникшая в античной Греции уже к VI века до н. э. Первоначально греки распространяли понятие «истории» как на весь свод достоверных знаний о природе, так и на безграничные сферы неизведанного. Геродот углубил это понятие, включив в него функции «распознавания», «разведывания», «спрашивания». В IV в. до н. э. Аристотель предпринял классификацию наук, в которой выделил историю как изучение человеческой деятельности в прошлом, отделив ее от поэзии. Однако на протяжении всей античности и средневековья термин «история» еще не устоялся и зачастую применялся для обозначения всякой научной деятельности.

Лишь к концу ХVIII в. утверждается современное понимание истории как науки, изучающей человеческое прошлое, но по-прежнему сохраняются несколько толкований данного понятия. Наиболее существенными из них являются два:

  1. история как прошлая действительность;

  2. история как рассказ об этой действительности, запечатленный в устной или письменной традиции. Сочетание данных определений истории делает очевидной основную проблему исторического познания: насколько сама прошлая действительность соответствует рассказу о ней?

В ХIХ столетии, в котором история-наука переживала свой «золотой век», существовало убеждение, что историки способны дать истинную картину прошлого, и для ее получения достаточно внимательного изучения источников и честного, непредвзятого отношения к предмету исследования. ХХ в. приносит в историческую науку существенные изменения: история теряет высокий статус «учительницы жизни», теряет во многом потому, что не смогла осмыслить коренные тенденции новейшего времени, не сумела предвидеть грядущие мировые войны и революции, не предупредила о нарастающей конфликтности будущего. В последнем веке второго тысячелетия в исторической науке появляются самоликвидаторские тенденции, она во многом утрачивает прежнее значение. Такого рода настроения были широко распространены на Западе в 1950–70-е гг., а в постсоветскую эпоху появились и в России.

Однако на фоне распавшихся символов и смыслов исторического познания существует другая тенденция, в которой видны перспективы будущего исторической науки. В ХХ в. не идеологии, не абстрактные схемы мирового развития, а именно сам человек становится центром, вокруг которого группируется вся система современных познаний. И только история дает ему необходимую историческую перспективу, без которой он не может быть понят.

История России является одной из наиболее значимых частей всемирной истории. При ее изучении можно увидеть и понять все основные этапы становления человеческого общества: первобытнообщинный строй, рабовладельческие города-государства, эпоху феодализма, смуту, расцвет абсолютизма, революционные потрясения, тоталитарную систему, становление демократического общества.

История нашей страны, наряду с общими чертами, характерными для мировой истории, имеет свои специфические особенности, которые показывают cамобытность и неповторимость России.

Известный русский историк М.П.Погодин писал: "История для нас есть еще поэма на иностранном языке, которого мы не понимаем и только знаем значение некоторых слов, много-много эпизодов. А сколько мест, искаженных в нашей рукописи от невежества, ограниченности переписчиков Историю надо восстанавливать (restaurare), как статую, найденную в развалинах Афин, как текст Вергилиев в монастырском списке".

Изучение истории необходимо для овладения тем духовным наследием, которое накопило в своем развитии человечество, для понимания настоящего и будущего. Ведь недаром В.О.Ключевский сказал, что история - magistra vitae (наставница жизни - лат.) наказывает за незнание уроков.