logo
Учебное пособие по истории России для УМК 1

Реформы м.М. Сперанского:

В основе проекта преобразования лежал принцип разделения властей:

Государственная Дума – законодательный орган;

Сенат – судебная власть;

Министерства – исполнительные функции.

Учреждался Государственный Совет для координации действий высших государственных учреждений, члены его назначались императором.

Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредотачивалась вся полнота власти по управлению страной.

Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы – волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Для депутатов Государственной Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем.

Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Госсоветом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала деятельность исполнительных органов власти. Император мог принимать законы помимо Думы только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами.

Александр I одобрил реформы М.М. Сперанского, но не решился на их воплощение.

В 1812 г. М.М. Сперанский был уволен и сослан в Нижний Новгород.