Последствия культурной политики англичан в Индии. Рам Мохан Рой
К началу XIX столетия сказались первые последствия британского влияния на общественную жизнь Индии. Результаты этого воздействия были весьма противоречивыми. С одной стороны, был нанесен непоправимый ущерб не только индийскому традиционному земледелию и ремеслу, но наметился и общий упадок в сфере национальной культуры. Англичане с самого начала своего проникновения не представляли себе Индию в качестве единого целого ни в экономическом, ни в этническом, ни в социокультурном отношениях. Она таковой и не являлась. Однако британцы всячески поддерживали исторически сложившуюся пестроту индийского субконтинента, консервируя кастовую систему и ряд других традиционных установлений.
В колониальной администрации были люди, начинавшие смутно осознавать опасность сложившейся ситуации и попытавшиеся исправить положение, исходя из патерналистских настроений и европоцентристских представлений о прогрессе. Свое идеологическое оружие англичане направили в первую очередь на старейшее приобретение Ост-Индской компании — Бенгалию. Сюда в первую очередь и отправлялись европейские миссионеры, надеявшиеся «спасти» несчастных туземцев, «погрязших во грехе и невежестве». Помимо проповедей и надежды на обращение в христианство они несли с собой сведения о европейской науке, культуре и просвещении. Именно миссионеры открыли в Индии первые школы, в которых преподавание осуществлялось на английском языке и по европейскому образцу, они основали и первую газету на бенгальском языке (1818 г.).
Постепенно образовательная политика в Индии стала проводиться англичанами более целенаправленно. В 30-е годы ими были открыты десятки средних школ с европейской программой обучения, а в 1857 г. появились и три университета
в столицах президентств. В результате этих мероприятий сложилась вначале немногочисленная, но продолжавшаяся увеличиваться, прослойка индийской интеллигенции, воспитанная в европейском духе и на средства колонизаторов. Последние рассматривали ее в качестве будущей интеллектуальной опоры режима. Индийцы получили возможность познакомиться с новейшими естественно-научными открытиями и достижениями европейской культуры, литературными произведениями таких авторов, как Мольер, Байрон, Мильтон и др. Это открыло им новый мир европейских ценностей, с его рационализмом и критическим подходом к анализу окружающей действительности. Стало возможным и знакомство с книгами многих восточных авторов, и с произведениями древности в английских переводах. Наконец, английский язык по существу стал средством общения для европейски образованных выходцев из различных регионов Индии.
Однако проанглийская направленность образовательной системы имела для колонизаторов и нежелательные последствия. Политика так называемого «языкового колониализма», проводимая ими как на гражданской службе, так и в армии (где команды отдавались на английском языке), в конце концов обернулась против британцев. Она дала миру такой феномен, как англоязычная литература Индии, благодаря которой проблема развития родного языка и родной литературы в XIX в. приобрела для индийских писателей социальную остроту и политическую окраску. Получаемое индийцами европейское образование порождало у них критическое отношение к иноземным хозяевам и способствовало пониманию необходимости изменений в общественной жизни. Новая интеллигенция стала резервом и питательной средой бенгальского Просвещения и буржуазного национализма в Индии.
Предпосылки индийского национального возрождения.
Рам Мохан Рой
Ярким представителем новой интеллигенции был религиозный реформатор и общественный деятель Индии Рам Мохан Рой (1772—1833). Выходец из семьи брахмана, юные годы он провел при дворе Могольских императоров. Получив образование в мусульманской школе в Патне, он не только
изучил догматику ислама, но овладел персидским и арабским языками, был знаком с геометрией Евклида и читал Аристотеля в арабских переводах. Позднее к ранее изученным им языкам прибавились английский, греческий, латинский, древнееврейский и санскрит. Знание последнего позволило Рам Мохан Рою углубиться в изучение индусской философии и заняться переводами Веданты.
Рам Мохан Рой 10 лет провел на службе в административном аппарате английской Ост-Индской компании и только, выйдя в отставку, получил возможность, наконец, заняться общественной деятельностью. Цель своей жизни он видел в преодолении отсталости родины и приобщении индийского общества к культуре и знаниям буржуазной Европы. Эта задача нашла у него религиозное воплощение. Рам Мохан Рой известен нам как один из реформаторов индуизма, противник кастовой системы и ряда индийских кровавых обычаев — сати, убийства девочек в радж-путских кастах и т. п. На рационалистической основе он разработал универсальную религиозную систему, признававшую бога в качестве первопричины вселенной и утверждавшую равенство между людьми, в том числе — между мужчинами и женщинами. Критикуя основы индуизма и феодального строя, Рам Мохан Рой опирался на взгляды индийских средневековых религиозных реформаторов — бхактов, — и развивал их идеи в естественно-правовом ключе, говоря о природном и гражданском равенстве. К 1815 г. вокруг него сплотился кружок единомышленником, на основе которого в 1828 г. в Калькутте было основано общество монотеистов «Брахмо Самадж», что в переводе означает «Общество Брахмы». Члены этого кружка занимались пропагандой новой религии, пытаясь предложить ее в качестве основы для объединения разобщенных народов Индии. Однако сам Рам Мохан Рой не был последовательным противником индуизма: до конца жизни он так и не снял брахманского шнура и повсюду возил с собой слугу, готовившего ему «чистую» пищу. В 1831 г., нарушив традиции своей касты о запрете морских путешествий, он посетил Англию, где нашел покровителя в лице лорда Бентама и был принят при дворе. Однако попытки Рам Мохан Роя обратить внимание британской общественности на реальные проблемы индийской жизни не увенчались успехом. В1833 г. он умер вдали от родины, и был похоронен в г. Бристоле.
Вслед за «Брахмо Самаджем» в Калькутте в 30—50-е годы XIX в. начали возникать и другие общественно-политические
и литературные организации просветительского толка: «Литературное общество», «Общество познания истины», «Бенгальское общество Британской Индии», «Общество поощрения бенгальского языка», «Общество Бетюна», «Собрание, стимулирующее изучение наук». Среди крупнейших просветителей того времени выделяются имена соратников Рам Мохан Роя — Дварканатха Тагора (1794—1846), его сына Дебенд-ронатха Тагора (1817—1905), пропагандиста народного образования Ишшорчондро Биддегишагора (1820—1891), редактора журнала «Познание истины» (печатного органа общества «Брахмо Самадж») Окхойкумара Дотто. Сторонником и пропагандистом взглядов французских просветителей был современник Рам Мохан Роя и организатор группы «Молодая Бенгалия» Генри Вивьен Дерозио (1809—1831). Все они видели в науке двигатель общественного прогресса и выступали за развитие народного образования в Индии.
С именем Рам Мохан Роя связано также появление национальной публицистики — нового для Индии жанра. Его считают реформатором бенгальского литературного языка. В 1821— 1823 гг. при активном участии Рам Мохан Роя в Бенгалии было открыто две газеты — «Луна новостей» («Шомбад коумуди»)на U бенгали и «Зеркало новостей» («Мират-ул-ахбар») на персид- f ском языке, — которые он редактировал и в которых публиковал собственные статьи на религиозные и острые социальные темы.
Рам Мохан Рой являлся поборником просвещения и отстаивал необходимость преподавания естественных наук. При его содействии в 1817 г, в Калькутте была открыта первая светская школа — Индусский колледж. Он также написал ряд учебников по геометрии, географии и астрономии, а в 1833 г. опубликовал «Грамматику бенгальского языка». Большой поклонник европейского образования, Рам Мохан Рой считал необходимым не только повсеместно ввести его в Индии, но и сделать доступным для женщин.
Несмотря на передовые взгляды ни Рам Мохан Рой, ни члены его кружка, ни другие представители молодой индийской интеллигенции никогда не выступали против английского колониального режима, однако их просветительская деятельность, прежде всего, благодаря яркой антифеодальной направленности способствовала делу индийского национального возрождения.
- Глава 1. Индия в XVI—XIX вв. 3
- Глава 2. Афганистан в XVI—XIX вв. 50
- Глава 3. Средняя Азия в XVI—XIX вв. 76
- Глава 4. Иран в XVI—XIX вв. 92
- Глава 5. Кавказ в XVI—XIX вв. 111
- Глава 6. Османская империя в XVI—XIX вв. 145
- Глава 7. Арабские страны Азии в XVI—XIX вв. Османская Сирия (Сирия, Ливан и Палестина) в XVI—XIX вв. 166
- Предисловие
- Глава 1. Индия в XVI—XIX вв. Индия в XVI в. Политическая история
- Аграрный строй Могольской империи XVI—XVIII вв.
- Город, ремесло, торговля
- Антимогольские движения и распад империи
- Начало европейского проникновения в Индию
- Индия в XVIII в.
- Общественная мысль и наука Индии XVI—XVIII вв.
- Литература и искусство
- Внутренняя политика англичан в Индии в первой половине XIX в. Экономические факторы колонизации
- Последствия культурной политики англичан в Индии. Рам Мохан Рой
- Сопротивление народов Индии британскому колониальному гнету. Индийское народное восстание 1857—1859 гг.
- Аграрная политика англичан вИндииво второй половине XIX в.
- 14 Развитие буржуазных отношений в Индии. Новые методы колониальной эксплуатации. Экспорт в Индию английского капитала
- Формирование идеологии национального обновления Индии. Индийский нацональный конгресс и Мусульманская лига
- Глава 2. Афганистан в XVI—XIX вв. Хозяйство и общественный строй афганского населения в XVI—XVII вв.
- Возникновение первых очагов государственности в Кандагаре и Герате. Завоевание Афганистана Надир-шахом
- Образование державы « Дуррани ». Общественный строй
- Ослабление Дурранийской державы
- Годы феодальной раздробленности. Приход к власти Дост Мухаммеда
- Первая англо-афганская война (1838-1842)
- «Второе правление» Дост Мухаммеда. Последняя попытка возвратить Пешавар. Политика на севере
- Вторая англо-афганская война (1878—1880) и восшествие на престол Абдуррахмана
- Внутренняя и внешняя политика Абдуррахмана
- Борьба Абдуррахмана с англичанами за "полосу независимых племен"
- Читральский конфликт и завоевание Кафристана. Афганистан накануне XX в.
- Глава 3. Средняя Азия в XVI—XIX вв. Средняя Азия в XVI—XVIII вв.
- Этнические процессы в регионе в XVI—XIX вв.
- Средняя Азия в конце XVIII — первой половине XIX в.
- Средняя Азия в составе Российской империи
- Джадиды и подъем национальных движений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.
- Глава 4. Иран в XVI—XIX вв. Государство Сефевидов в XVI в.
- Иран в эпоху правления Аббаса I и его преемников
- Социально-экономические отношения в Иране в XVIII в. Особенности государственного строя
- Ослабление и распад Сефевидского государства. Иран под властью афганцев и Надир-шаха
- Иран во второй половине XVIII в. И утверждение у власти династии Каджаров. Социально-экономический и политический строй
- Англо-французское соперничество в Иране. Русско-иранские войны. Проблема Герата
- Бабидские восстания. Попытки реформ Амир Незама
- Превращение Ирана в полуколонию
- Глава 5. Кавказ в XVI—XIX вв. Кавказ, его история и специфика
- Северный Кавказ. Положение в XVI—XVIII вв.
- Присоединение Северного Кавказа к России в XVIII—XIX вв.
- Азербайджан в XVI—XVII вв.
- Азербайджан в XVIII—XIX вв.
- Армения в XVI—XVIII вв.
- Национальное возрождение Армении
- Грузия в XVI—XVII вв. Феодальная раздробленность
- Движение за воссоединение с Россией в XVIII—XIX вв. Грузия в составе Российской империи
- Глава 6. Османская империя в XVI—XIX вв. Турция в XVI в. Становление империи
- Общественный строй
- Государственно-административная система. Армия.Упадок Османской империи
- Турция и Россия в начале XVIII в. «Генеральные Капитуляции» 1740 г.
- Османская империя в конце XVIII в. Зарождение «Восточного вопроса»
- Реформы Селима III
- Вторжение французских войск в Египет. Свержение Селима III. Греческое восстание и его последствия
- Возникновение «Египетского кризиса». Ункяр-искелесийский договор
- Реформы Махмуда II (1826—1839). Усиление экспансии иностранного капитала
- Второй этап «египетского кризиса». Начало танзимата. Лондонская конвенция 1840 г.
- Крымская война (1853—1856) и ее последствия для Турции. Второй период Танзимата
- Возникновение просветительскогои конституционного движения.«Новые османы»
- Переворот «новых османов» и «Конституция Мидхата»
- Русско-турецкая война (1877—1878) и разгон парламента Сан-Стефанский и Берлинский мирный трактаты 1878 г. Империя накануне XX в.
- Глава 7. Арабские страны Азии в XVI—XIX вв. Османская Сирия (Сирия, Ливан и Палестина) в XVI—XIX вв. Сирийские провинции Османской империи до начала эпохи реформ (XVI — начало XIX в.)
- Общественно-политическая борьба провинциях «Османской Сирии» XVIII — начале XIX в.
- Традиционное общественное сознание в «Османской Сирии» к началу XIX в.
- Османская Сирия в период египетской оккупации и в период Танзимата (30—70-е годы XIX в.)
- Проникновение западных идей и первые ростки сирийского патриотизма. Российскоеприсутствие в Сирии и Палестине xiХв.
- Сирийские провинции Османской империи в период правления Абдул-Хамида II (1876—1908)