Азербайджан в XVI—XVII вв.
Территория Азербайджана относилась к Закавказью и вплоть до XIX в. оставалась объектом борьбы между османскими султанами и шахами Ирана. Закавказский регион и его отдельные области то и дело переходили из рук в руки с огромным материальным ущербом и людскими потерями для народов, на территории которых велись военные действия. Вместе с тем и в обстановке иноземного ига, особенно тяжелого для христиан, продолжалась экономическая жизнь, шли политические процессы и даже возникали новые государственные образования, нередко — при поддержке завоевателей, старавшихся использовать силы кавказских правителей друг против друга. Многовековое пребывание под влиянием культурной, политической и хозяйственной практики завоевателей оставило свои следы в жизни Кавказа, в языке, литературе и нравах кавказцев, в применявшихся ими методах решения политических и экономических проблем, в нормах поведения, художественных вкусах и т. п. При этом народы Закавказья сумели в целом сохранить свою самобытность, за отстаивание которой им приходилось подчас платить весьма дорогую цену.
Хотя все страны Кавказа и, тем более, Закавказья развивались, взаимодействуя и пребывая в тесном контакте друг с другом, все же история каждой из них имеет свою неповторимую специфику.
В истории Азербайджана огромную роль сыграло образование в начале XVI в. государства Сефевидов. Его основал шах Исмаил I (1502—1524), который подчинил себе значительную часть Азербайджана и основную часть Ирана. Примерно через полвека, после присоединения Ширвана, Шеки и иных земель Сефевиды владели уже всем Азербайджаном. При этом в первый период существования этого государства главенствующее место в нем занимала азербайджанская знать:
азербайджанцами были 69 из 74 эмиров державы Сефевидов. Их армия набиралась в основном из азербайджанцев. При дворе, в войсках и даже в дипломатической переписке использовался азербайджанский язык. Столицей первых Сефевидов стал Тебриз — центр иранского Азербайджана. Это объяснялось тем, что сами Сефевиды по происхождению были тюрками из северного Ирана и стремились приблизить к себе тех, кто был близок им по языку и культуре, но не имел шансов на власть в преимущественно иранской державе. Кроме того, Сефевиды опасались верхушки кызылбашей («красноголовых»), т. е. семи ирано-тюркских племен, составивших основу созданного еще в XIV в. суфийского братства Сефевийе и носивших, как знак отличия, чалму с двенадцатью пурпурными полосами. Кызылбаши привели Сефевидов к власти и считали себя «солью земли» в их державе. Впрочем, немало кызылба-шей было и на Кавказе, и особенно в Малой Азии. На их поддержку и рассчитывал шах Исмаил в борьбе с неудержимо расширявшейся Османской империей.
Отношения с Османской империей были осложнены по многим (политическим, историческим и иным) причинам, но особенно обострились после традиционного для шиитов указа Исмаила с проклятием первых трех («праведных» для суннитов, каковыми были османы) халифов — Абу Бекра, Омара и Османа. В 1507 г. Исмаил занял Армению и Курдистан, в 1508 г. — Ирак. Однако поддержанные им восстания шиитов Малой Азии в 1508 г. и 1511 г. были подавлены османами. Новый султан османов Селим I Явуз (Грозный), вырезав более 40 тыс. врагов, устранил кызылбашей и двинул против Исмаила 200-тысячную армию. В битве у Чалдырана в августе 1514 г. Селим разбил войска шаха и даже захватил его золотой трон, до наших дней хранящийся в музее Топкапы в Стамбуле. В результате этого поражения Исмаил потерял север Ирака и Тебриз (вскоре, однако, оставленный Селимом, отправившимся завоевывать Сирию и Египет). Исмаил продолжал потом воевать в Средней Азии и Грузии, но остерегался османов. Этот искусный правитель был незаурядным человеком, даже поэтом, но не получил образования и не знал жалости, был мстителен. Так, находясь в Ширване и Дагестане, он приказал убить всех, кто воевал с его отцом, эмиром Хайдаром, убитым в 1492 г. на Кавказе. После взятия им Баку в 1501 г. из голов убитых сооружались минареты.
Исмаил умер в 1524 г. в возрасте 37 лет. Его преемник Тахмасп I (1524—1576) был игрушкой в руках кызылбашей и фактически проиграл османам борьбу за Кавказ (а узбекам — за Среднюю Азию). Османский султан Сулейман Кануни, т. е. «Законодатель» (1520—1566), прозванный в Европе «Великолепным», после успехов своей армии в Европе повел с 1533 г. наступление на Сефевидов, опираясь при этом на помощь крымского хана и на ставших вассалами Стамбула северокавказских черкесов и властителей Дагестана. Против шаха восстал даже его брат — наместник Ширвана, перешедший на сторону османов. По соглашению 1555 г. шах уступил османам Западную Армению и Ирак. Впрочем, оставшимися у него землями правил не он, а наместники из кызылбашей. Тахмасп так боялся Сулеймана, что выдал ему в 1559 г. бежавшего к персам сына султана Баязида. Единственной удачной акцией во внешней политики шаха была помощь Ху-маюну, императору из династии Великих Моголов, власть которого в Индии была восстановлена с его помощью. До своей смерти шах еще успел ликвидировать автономию княжества Шеки в Азербайджане и подавить мощное восстание 1571— 1573 гг. в Тебризе, который Тахмасп лишил статуса столицы.
Наследники Тахмаспа оказались еще менее дееспособными. Начавшейся смутой воспользовались османы. Еще в 1510 г. они вторглись в Имерети. Но в 1578 г. они совместно с татарами Крыма захватили все Закавказье. Приступивший к возрождению государства Сефевидов молодой шах Аббас I (1587—1629), не сумев договориться с Москвой о союзе против Стамбула, вынужден был в 1590 г. уступить османам весь Кавказ, включая Азербайджан, а также — Курдистан и часть Ирана. После этого шах начал истребление кызылбашских эмиров (из 114 уцелело лишь около 30), не без основания видя причину поражений Сефевидов в анархии и сепаратизме эмиров. Лишь лично преданные шаху среди них сохранили высокие посты. Но осуществленная шахом «иранизация» армии и госаппарата (наряду с переносом столицы в Исфаган — иранскую «глубинку») лишала Азербайджан, за который Аббас повел в дальнейшем упорную борьбу, статуса своеобразной «привилегированности» и превращала его в одну из окраин Ирана.
Несмотря на военно-политическую нестабильность, XVI в. был для Азербайджана временем экономического подъема: была восстановлена разрушенная монголами еще в XIII в.
ирригационная сеть, отменена «тамга» (взимавшаяся в пользу монголов подать), вновь стали обрабатываться земли, превращенные монголами и другими кочевниками в пастбища. Значительно выросла роль торговли и ремесел, а также — городов, таких как Тебриз, Шемаха, Баку, Ардебиль, Джульфа, завязались коммерческие связи с Малой Азией, Россией, Индией, даже с Англией, Францией и Италией. В городах Азербайджана, наряду с местными купцами, активно торговали также армянские, грузинские, иранские и индийские купцы, а также — европейские коммерсанты. Однако этот подъем прекратился уже к концу XVI в. и сменился в 1602—1639 гг. полным упадком в новый период ожесточенных османо-иранских войн, в значительной мере проходивших на землях Кавказа и опустошивших их как никогда. К тому же и местные кавказские феодалы (особенно правители Дербента и Шемахи) вступали в эти войны, вплетая в них собственные междоусобицы и претензии.
Возвращение под власть Ирана в 1639 г. для Азербайджана было безрадостным. Вследствие «иранизации» государства Сефевидов отношение к Азербайджану изменилось. Азербайджанцы, превратившись в один из этносов, подчиненных Ирану, стали рассматривать как иноземное господство шахской бюрократии и знати Исфагана, в основном теперь набиравшейся из племен курдов, луров, а также — шахских гулямов (гвардейцев), преимущественно принявших ислам грузин, армян и других наемников. Вместе с тем и почти со-роколетнее господство османов в стране сопровождалось усилением гнета, ростом налогов, в связи с тем, что Стамбул вел бесконечные войны, и захватом местных земель иностранными феодалами. Не случайно в это время появляется известный народный герой Кёр-оглы, выступавший и против иноземных, и против местных угнетателей.
Помимо национального угнетения, коренные жители страны стали в большей степени ощущать и экономический гнет. В XIV—XVI вв. в Азербайджане были распространены различные формы условных земельных пожалований — Союргаль, тиуль, икта — во владении местных и иностранных (иранских, османских и других) феодалов. Однако все эти формы владения не гарантировали права собственности и шах мог отобрать их под тем или иным предлогом в любой момент. Поэтому владельцы, получив землю, стремились выжать из нее и живших на ней крестьян все, что можно и в наиболее
короткие сроки. Наследственная форма собственности (мульк) была распространена мало, а коллективные земли в пользовании деревенских общин (джамаатов) все время сокращались, к тому же преимущественно за их счет при Сефевидах резко возросло количество земель государственный казны (дивани) и членов шахской семьи (хассэ), доходы с которых также шли в личную казну шаха. Шах Аббас I и его преемники стали отбирать у племен, чем-либо им не угодивших, земли «дивани», превращая их в земли «хассэ». Однако эта система, вначале существенно обогащавшая государство, уже к середине XVII в. пришла в упадок из-за чудовищных хищений и коррупции, самоуправства и расточительства чиновников, наживавшихся на «управлении» землями «хассэ» (как и «дивани»).
Разложение социального строя и госаппарата державы Сефевидов началось уже при первых преемниках Аббаса I. Это были, как на подбор, ограниченные, слабые и безвольные правители, находившиеся под влиянием евнухов гарема, своих фаворитов (в том числе — кавказского происхождения), личной охраны и личных «дурных» пристрастий. Прекратив войны с османами, они ввязывались в другие, одновременно растрачивая казну на собственные удовольствия, несмотря на сокращение доходов, упадок систем орошения и т. п.
К XVII в. относятся первые столкновения Ирана с Россией. Набеги русских казаков, не контролируемых Москвой (и долгое время в XV—XVI вв. связанных с Ногайской Ордой и иными наследниками Золотой Орды), затрагивали интересы Ирана на Кавказе, за который Сефевиды вели тогда борьбу с османами. В 30-е годы XVII в. казаки в ходе своих походов на запад Каспия разграбили Баку. В 1667 г. на прикаспийские земли Ирана совершил свой знаменитый поход Степан Разин, за действия которого Москва, естественно, ответственности нести не могла. Тем не менее иранцы, опасаясь российского вмешательства, пытались ему противостоять и даже отказывались от предложений казаков о совместной борьбе с османами. В 1653 г. иранские войска по просьбе некоторых властителей Дагестана, обеспокоенных российским проникновением, захватили построенную русскими на Северном Кавказе крепость Сунженский городок. Однако через несколько лет иранцы ушли из этой крепости и восстановили с Россией нормальные отношения.
XVI—XVII вв. стали временем расцвета культуры Азербайджана и Ирана, несмотря на все превратности политической и социально-экономической жизни. Хотя первоначально центром культуры государства Сефевидов была область Хорасан на северо-востоке Ирана с ее главным городом Герат, постепенно Азербайджан завоевывал не менее значимое место. Сами классики поэзии Ирана находились под влиянием издавна сложившейся закавказской школы поэтов, писавших по-персидски, в частности гениального Низами Ганджеви. Начиная с XVI в., азербайджанский литературный язык значительно обогатился, чему способствовало и развитие народно-героических эпосов (дастанов), поэзии ашугов, других жанров. Шах Исмаил I сам писал стихи по-азербайджански под псевдонимом Хатал, а шах Аббас I покровительствовал многим азербайджанским поэтам, дружил с некоторыми из них и приказал собрать все тюркские пословицы и поговорки. Вершиной азербайджанской поэзии той эпохи является творчество великого мыслителя Мухаммеда Физули (1498— 1556).
В Азербайджане также работали тогда многие ученые, в частности Искандер Мюнши (1560—1633) и историк Хасан-бек Румлу, а также переехавший в Тебриз из Герата знаменитый мастер миниатюры Кемаледдин Бехзад (1455—1535). Основанная им Тебризская школа миниатюры господствовала в государстве Сефевидов весь XVI в. и только в XVII в. сменилась школой, названной потом исфаганской. По традиции Сефевидов хоронили в городе Ардебиле, откуда пошел их род. При их гробнице впоследствии была найдена богатая библиотека ценных рукописей, украшенных великолепными миниатюрами. Кстати, азербайджанский язык бытовал при персидском дворе вплоть до самых последних Сефевидов.
- Глава 1. Индия в XVI—XIX вв. 3
- Глава 2. Афганистан в XVI—XIX вв. 50
- Глава 3. Средняя Азия в XVI—XIX вв. 76
- Глава 4. Иран в XVI—XIX вв. 92
- Глава 5. Кавказ в XVI—XIX вв. 111
- Глава 6. Османская империя в XVI—XIX вв. 145
- Глава 7. Арабские страны Азии в XVI—XIX вв. Османская Сирия (Сирия, Ливан и Палестина) в XVI—XIX вв. 166
- Предисловие
- Глава 1. Индия в XVI—XIX вв. Индия в XVI в. Политическая история
- Аграрный строй Могольской империи XVI—XVIII вв.
- Город, ремесло, торговля
- Антимогольские движения и распад империи
- Начало европейского проникновения в Индию
- Индия в XVIII в.
- Общественная мысль и наука Индии XVI—XVIII вв.
- Литература и искусство
- Внутренняя политика англичан в Индии в первой половине XIX в. Экономические факторы колонизации
- Последствия культурной политики англичан в Индии. Рам Мохан Рой
- Сопротивление народов Индии британскому колониальному гнету. Индийское народное восстание 1857—1859 гг.
- Аграрная политика англичан вИндииво второй половине XIX в.
- 14 Развитие буржуазных отношений в Индии. Новые методы колониальной эксплуатации. Экспорт в Индию английского капитала
- Формирование идеологии национального обновления Индии. Индийский нацональный конгресс и Мусульманская лига
- Глава 2. Афганистан в XVI—XIX вв. Хозяйство и общественный строй афганского населения в XVI—XVII вв.
- Возникновение первых очагов государственности в Кандагаре и Герате. Завоевание Афганистана Надир-шахом
- Образование державы « Дуррани ». Общественный строй
- Ослабление Дурранийской державы
- Годы феодальной раздробленности. Приход к власти Дост Мухаммеда
- Первая англо-афганская война (1838-1842)
- «Второе правление» Дост Мухаммеда. Последняя попытка возвратить Пешавар. Политика на севере
- Вторая англо-афганская война (1878—1880) и восшествие на престол Абдуррахмана
- Внутренняя и внешняя политика Абдуррахмана
- Борьба Абдуррахмана с англичанами за "полосу независимых племен"
- Читральский конфликт и завоевание Кафристана. Афганистан накануне XX в.
- Глава 3. Средняя Азия в XVI—XIX вв. Средняя Азия в XVI—XVIII вв.
- Этнические процессы в регионе в XVI—XIX вв.
- Средняя Азия в конце XVIII — первой половине XIX в.
- Средняя Азия в составе Российской империи
- Джадиды и подъем национальных движений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.
- Глава 4. Иран в XVI—XIX вв. Государство Сефевидов в XVI в.
- Иран в эпоху правления Аббаса I и его преемников
- Социально-экономические отношения в Иране в XVIII в. Особенности государственного строя
- Ослабление и распад Сефевидского государства. Иран под властью афганцев и Надир-шаха
- Иран во второй половине XVIII в. И утверждение у власти династии Каджаров. Социально-экономический и политический строй
- Англо-французское соперничество в Иране. Русско-иранские войны. Проблема Герата
- Бабидские восстания. Попытки реформ Амир Незама
- Превращение Ирана в полуколонию
- Глава 5. Кавказ в XVI—XIX вв. Кавказ, его история и специфика
- Северный Кавказ. Положение в XVI—XVIII вв.
- Присоединение Северного Кавказа к России в XVIII—XIX вв.
- Азербайджан в XVI—XVII вв.
- Азербайджан в XVIII—XIX вв.
- Армения в XVI—XVIII вв.
- Национальное возрождение Армении
- Грузия в XVI—XVII вв. Феодальная раздробленность
- Движение за воссоединение с Россией в XVIII—XIX вв. Грузия в составе Российской империи
- Глава 6. Османская империя в XVI—XIX вв. Турция в XVI в. Становление империи
- Общественный строй
- Государственно-административная система. Армия.Упадок Османской империи
- Турция и Россия в начале XVIII в. «Генеральные Капитуляции» 1740 г.
- Османская империя в конце XVIII в. Зарождение «Восточного вопроса»
- Реформы Селима III
- Вторжение французских войск в Египет. Свержение Селима III. Греческое восстание и его последствия
- Возникновение «Египетского кризиса». Ункяр-искелесийский договор
- Реформы Махмуда II (1826—1839). Усиление экспансии иностранного капитала
- Второй этап «египетского кризиса». Начало танзимата. Лондонская конвенция 1840 г.
- Крымская война (1853—1856) и ее последствия для Турции. Второй период Танзимата
- Возникновение просветительскогои конституционного движения.«Новые османы»
- Переворот «новых османов» и «Конституция Мидхата»
- Русско-турецкая война (1877—1878) и разгон парламента Сан-Стефанский и Берлинский мирный трактаты 1878 г. Империя накануне XX в.
- Глава 7. Арабские страны Азии в XVI—XIX вв. Османская Сирия (Сирия, Ливан и Палестина) в XVI—XIX вв. Сирийские провинции Османской империи до начала эпохи реформ (XVI — начало XIX в.)
- Общественно-политическая борьба провинциях «Османской Сирии» XVIII — начале XIX в.
- Традиционное общественное сознание в «Османской Сирии» к началу XIX в.
- Османская Сирия в период египетской оккупации и в период Танзимата (30—70-е годы XIX в.)
- Проникновение западных идей и первые ростки сирийского патриотизма. Российскоеприсутствие в Сирии и Палестине xiХв.
- Сирийские провинции Османской империи в период правления Абдул-Хамида II (1876—1908)