logo search
ИГВУ-УЧЕБНИК

3.2. Военные реформы 1-й половины XVIII века

Реформаторская деятельность Петра I началась с военной реформы. Как отмечал российский историк В.О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа – ее начальным моментом. …Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приёмы».

Необходимость проведения военной реформы определялась как внутриполитическими, так и внешнеполитическими задачами, решавшимися правительством Петра I.

Создание регулярной армии диктовалось внутриполитическими задачами, стоящими перед абсолютистской монархией. Главная задача состояла в том, чтобы сохранить и укрепить крепостнический порядок в стране. Не меньшее значение имела также и борьба с боярско-аристократической верхушкой. Известно, что в 80-х годах существовала угроза захвата власти боярской верхушкой, интересы которой выражала Софья, особенно после стрелецкого бунта 1682 года, когда она стала фактической правительницей русского государства. Вокруг Петра сплотились те силы, для которых утверждение боярства было равносильно смерти. Во главе этих сил стояли Нарышкины, группировавшие вокруг себя дворянство и купечество. Чтобы успешно вести борьбу с боярством, Петру I нужна была такая военная сила, на которую он мог бы опереться.

Создание в 1687 году «потешных полков» из молодых дворян означало оформление ядра новой армии. Эти полки занимались боевой подготовкой под руководством крупных знатоков военного дела – Лефорта и Гордона. По указанию Нарышкиных, под видом военных потех Петра I в село Преображенское стягивалось оружие и боеприпасы. Только за один год туда было доставлено более 6 тыс. стволов и большое количество пороха.

Сторонники Нарышкиных рассчитывали на поддержку двух выборных солдатских полков, которыми командовали Лефорт и Гордон. Молодой Петр сблизился с верхушкой этих полков, стоявших тогда в Москве. Впоследствии это сыграло большую роль. Когда начался конфликт с Софьей, Петр имел достаточно сил, на которые мог опереться при захвате власти. Но боярская верхушка не сдавалась без борьбы и, воспользовавшись пребыванием Петра I с великим посольством за границей, подняла восстание стрельцов. Летом 1698 года четыре стрелецких полка взбунтовались, вышли из Великих Лук, где они несли пограничную службу, и направились к Москве «для волнения и смут и прелести всего Московского государства». Наскоро собранная поместная конница, два гвардейских и Бутырский полки под командованием Шеина встретились со стрельцами у Воскресенского монастыря. Произошло столкновение, и восставшие потерпели поражение. После этого стрелецкие полки были расформированы. В результате жестокой расправы 799 человек были казнены, а 2671 человек сосланы «на вечное житие». Кроме того, несколько стрелецких полков, находящихся в других городах, было расформировано и преобразовано в солдатские полки. Было решено «впредь их стрельцами не писать, а писать их солдатами, а тех, кто не будет оставлен на службе, распустить в посад, кто в который город похочет. И в который город кто напишется, взять росписки. И по тем росписям их отпустить с женами и детьми...».

Так был подавлен стрелецкий мятеж. «В Москве, в той самой части города, где тянулись дворцовые строения царей, дома стрелецкие занимали огромное пространство, но после последнего мятежа, казней стольких тысяч стрельцов, и дома их по царскому приказанию совершенно разрушены, разметаны и опрокинуты, чтобы и помину не было о нечестивой крамоле».

Столь жестокая расправа с вышедшими из повиновения стрельцами объяснялась тем, что правительство нуждалось в послушной силе, которая могла бы охранять существующий порядок.

Объясняя причины расформирования стрелецких полков, Петр I писал: «Оная пехота устроена была образом янычар турецких, которым, правда, и воздали по-янычарски».

Для правительства было ясно, что поместная конница, разложившиеся в политическом отношении стрельцы и пришедшие в упадок солдатские полки не могли служить опорой при разрешении задач внутренней и внешней политики. Потому Петр I писал: «Имея недоверствие о протчих, того для все полки стрелецкие скасованы и распущены по городам, куды кто похотел. А вместо их почали набирать прямое регулярное войско».

Надо сказать, что в тот период перед Россией, кроме внутренних, стояли и внешнеполитические задачи, от решения которых зависело дальнейшее развитие страны. Главная задача состояла в том, чтобы выйти к Балтийскому морю, без чего Россия не могла развиваться. Выход же к Черному или Каспийскому морям не решал этой государственной задачи, так как ни Азовское, ни Черное, ни Каспийское моря не могли открыть России прямой выход в Европу. Только овладение Прибалтикой давало возможность установить связи с западом без польско-шведских посредников и укрепить политическое положение России в этой части Европы. Выход в Прибалтику был связан с необходимостью вооруженной борьбы со Швецией. Но для войны с таким грозным противником, как хорошо развитая в промышленном отношении Швеция, господствовавшая в то время на севере Европы и обладавшая хорошей армией и флотом, нужно было иметь сильную, хорошо организованную армию, стоящую на уровне современных требований. Это также заставило Петра I ускорить проведение военной реформы, так как ни стрельцы, ни слабо подготовленные солдатские полки не могли решить эту ответственную задачу.

Необходимость военных реформ была полностью осознана после Азовских походов, показавших слабость полевой армии. Уже в это время началась работа по реорганизации армии. Стрелецкий бунт и предстоящая война со Швецией лишь ускорили намеченные ранее преобразования.

Вернувшись в Москву, Петр I изучил все материалы об устройстве полков, нового строя во второй половине XVII века, формы и методы их боевой подготовки, продумал вопрос комплектования войск, дал указания организовать производство вооружения, изыскать необходимые средства для экипировки и снаряжения войск.

Одновременно с этими задачами правительство Петра I решало и такие важные вопросы, как определение численности полевой армии и гарнизонных войск, организацию и устройство их, обеспечение войск типовым вооружением и снаряжением, изыскание средств для содержания армии и флота и другие.

Все это свидетельствует о том, что основную подготовительную работу по созданию регулярной армии Петр I провел еще до своей поездки за границу.

Необходимо отметить особенности проведения военной реформы Петра I:

Внутриполитические и внешнеполитические задачи, стоявшие перед Петром I, определили основные направления военной реформы:

Создание регулярной армии. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности.

Рекрутская система комплектования была введена в 1699 году. В основу ее была положена система комплектования солдатских и драгунских полков, установившаяся во второй половине XVII века. Заслуга Петра I состояла в том, что он, отбросив все другие способы комплектования, использовал отечественный опыт, оправдавший себя на практике. При этом способе комплектования прочно закреплялся сословный принцип организации армии. Солдатский состав набирался из крестьян и других податных сословий, а офицерский – из дворян.

Указ «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей» был объявлен 8 ноября 1699 года. Всем записавшимся было установлено жалованье по 11 рублей в год и кормовые деньги наравне с Преображенским и Семеновским полками. Запись вольницы возлагалась на специальную комиссию. Указ гласил: «и на Москве тот збор ведено ведать в Преображенском на генеральном дворе боярину и адмиралу Федору Александровичу Головину, думному дьяку Автоному Ивановичу Иванову, генералу Адаму Адамовичу Вейде и у того дела быть дьякам Осипу Татаринову, Ивану Золотухину, Ивану Козлову, Нефеду Кормилицину, Андриану Ратманову». К этой комиссии было прикомандировано 13 старших подьячих, 17 подьячих средней статьи, 44 молодых, 4 целовальника и по капральству солдат Преображенского полка.

Согласно указу начальные люди – московские и городовые дворяне, находившиеся в это время на службе – были обязаны поставить одного пешего (даточного) с 50 дворов и, кроме того, одного конного (даточного) со 100 дворов. С дворян, находившихся на гражданской службе в приказах и воеводствах, а также с отставных, со вдов, недорослей и девок было определено взять по одному даточному с 30 дворов. С церковных служителей и монастырей по одному даточному с 25 дворов. Если же у владельцев поместий не было достаточного числа дворов, то с таких предлагалось взыскивать за каждого даточного по 11 рублей деньгами.

Комиссия разработала специальную инструкцию, регулирующую прием даточных. Статьи этой инструкции, опубликованной 23 декабря 1700 года, приобрели силу закона после того, как они были подтверждены указом в 1701 году.

Таким образом, начало рекрутской системе комплектования было положено указом 1699 года, но указ не разрешил всех организационных вопросов, возникших во время проведения наборов. В указе намечались лишь общие черты рекрутской системы. Последующие указы, дополняя закон 1699 года, завершили оформление рекрутской системы, которая окончательно сложилась лишь к 1705 году, когда были выработаны единые основы комплектования полевых войск. Гарнизонные же войска продолжали комплектоваться прежним способом.

Сбор рекрутов обычно проводил Поместный приказ через так называемые станции. После получения указа на станциях по переписным книгам собирали людей, здесь же из них комплектовали «партии» (команды) численностью в 500 – 1000 человек, приводили к присяге и заставляли их давать так называемые «поручные записи», чтобы рекруты не сбежали. После этого рекрутские команды передавались Военному приказу, который и направлял их к полкам.

Указ от 20 февраля 1705 года завершил начальный период складывания рекрутской системы. В этом указе, требующем направить в солдаты по одному человеку в возрасте 20 лет с каждых 20 дворов, впервые упоминается слово «рекрут», в который вкладывалось определенное содержание. К указу были приложены статьи, данные стольникам о сборе даточных солдат или рекрут. В 18 статьях были изложены основные принципы рекрутской системы комплектования. Особенно важной была 12-я статья, в которой говорилось, «буде из всех даточных, на станциях или на его государевой службе, кто умрет или убьют или сбежит, и вместо тех иметь в солдаты с тех же людей, с кого будут взяты, чтоб всегда те солдаты были сполна и к его государеве службе ко всякой готовности».

С 1711 года наборы проводились по нарядам Сената.

Подводя итоги изменений в комплектовании русской армии в ходе военной реформы Петра I, следует отметить следующее.

Рекрутская система значительно изменила лицо русской армии. В новой системе комплектования нашли свое отражение господствующие в стране социально-политические отношения. В классовой армии солдаты набирались главным образом из крепостных и государственных крестьян, а офицеры комплектовались из дворян. Рекрутов брали на пожизненную службу. После принятия присяги они переставали быть крепостными сами, а также их дети. Это, конечно, не была всеобщая воинская повинность, ибо вся тяжесть рекрутчины падала на крестьян. Духовенство освобождалось от военной службы, а купечество откупалось и этим вносило элементы буржуазных отношений в комплектования войск.

Уже в начале века определилось отношение правительства к вопросу комплектования. Оно рассматривало рекрутскую повинность по отношению к крестьянам не как личную, а как земскую или общинную. Юридическим лицом правительство считало «дворы», а позднее «податные души», объединенные в общину. Предъявив требование поставить определенное число рекрутов, правительство не заботилось о том, как община организует отбор и в каком порядке будет проведена раскладка рекрутов по семьям.

В ходе реформы определились полностью формы мобилизации войск. Сбор рекрутов проходил по губерниям и провинциям, причем с 20-х годов полки получили свои округа и пополнялись по территориальному признаку. Начиная с 1716 года, каждый полк направлял офицеров в специальную команду для доставки своих рекрутов. Затем рекруты поступали прямо в распоряжение командиров полков, и те распределяли их по своему усмотрению. Рекрутская повинность позволила значительно увеличить численность армии и сделать ее боеспособной.

По Воинскому уставу 1716 г. сухопутная армия России включала три рода войск: пехоту, конницу, артиллерию.

Создание русского флота. Создание русского флота было важнейшим направлением военной реформы Петра I. В начале XVIII века России пришлось решать весьма важные задачи: создавать военный флот, строить базы и готовить военно-морские кадры. Эти задачи были поистине огромны, ибо их нужно было решать в ходе тяжелой борьбы с такими крупными морскими державами, как Швеция и Турция.

Итогом реформаторской деятельности Петра I было создание трех флотов: Азовского, Балтийского и Каспийского.

Базы Азовского флота находились в Воронеже, Азове и Таганроге. Управление флотом осуществлялось командующим флотом из Таганрога.

Главной базой Балтийского флота был Петербург, имевший передовую базу в Кроншлоте, сооруженную в 1703 году. По мере развертывания боевых действий на море возникла необходимость иметь передовые базы в Выборге и Ревеле. В 1710 году они были созданы. Вслед за ними построили еще три базы – в Гельсингфорсе (1713), в Або и на Аландских островах (1714). Последняя база имела временный характер.

В ходе войны строилась база в Кронштадте. С 1723 года она стала главной базой Балтийского флота.

Каспийский флот был учрежден накануне Персидского похода. Его базы находились в Астрахани, Дербенте, Баку и на южном берегу Каспийского моря.

К концу царствования Петра I Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных (гребных) и прочих судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы.

Реформирование органов военного управления. Военная реформа, проведенная Петром I, вызвала изменения и в управлении войсками, которые выражались главным образом в централизации военного дела. К осуществлению военной реформы Петр I приступил в начале Северной войны, начав объединение всех военных дел, ранее находившихся в ведении различных приказов.

С этой целью в 1699 году после расформирования стрельцов все военные дела были изъяты из Стрелецкого приказа и переданы Земскому приказу, который и стал ведать делами набора в армию. Снабжением войск продовольствием и фуражом ведал Провиантский приказ, учрежденный в 1700 году. Артиллерийские и инженерные дела находились в ведении Пушкарского приказа, преобразованного в 1701 году в Приказ артиллерии.

В 1700 г. возник Приказ генерал-комиссара, принявший на себя функции упраздненных Иноземного и Рейтарского приказов. В ведении приказа генерал-комиссара находилось обеспечение войск оружием, обмундированием и деньгами.

Такое распыление дел затрудняло управление армией.

В 1701 г. был учрежден Приказ военных дел, которому было «указано ведать всеми военными делами», во главе которого был поставлен боярин Т. Стрешнев.

1 октября 1703 г. генерал-комиссар князь Я.Ф. Долгоруков получил повеление ведать и приказом военных дел и, таким образом, большая часть военного управления сосредоточилась в одних руках. В 1706 году Приказ военных дел был переименован в Военную канцелярию.

В связи с учреждением в 1711 году Правительствующего Сената система управления армией несколько изменилась. Сенат занимался комплектованием армии. При Сенате был образован Главный комиссариат, который финансировал войска, снабжал их провиантом, обмундированием и вооружением. Он просуществовал до 1797 г., приобретая в отдельные периоды самостоятельное значение и название Генерального комиссариата. Во главе комиссариата стоял генерал-кригс-комиссар.

Вопросами артиллерии ведал по-прежнему Приказ артиллерии, получивший особый штат в 1712 году. В связи с перемещением правительственных учреждений в Петербург Приказ артиллерии разделился на две части. Московская часть продолжала называться Артиллерийским приказом, в 1720 году она была переименована в Артиллерийскую канцелярию, а в 1722 году в Артиллерийскую контору. Петербургская часть получила название Артиллерийской канцелярии, преобразованной в 1722 году в Главную артиллерийскую канцелярию.

В 1718 г. Петром I с целью централизации воинского дела был учрежден высший орган военного управления в России - Военная коллегия.

Присутствие Военной коллегии состояло из президента – фельдмаршала, вице-президента и нескольких членов генералитета. Порядок производства дел в Военной коллегии был окончательно определен в 1720 г.

Первым президентом Военной коллегии стал любимец и соратник Петра генерал-фельдмаршал светлейший князь Александр Данилович Меншиков, а вице-президентом – крупный военный специалист, автор Воинского устава генерал А. Вейде. Президенту военной коллегии предписывалось присутствовать в Сенате.

Военной коллегии было предписано «ведать армию и гарнизоны и все воинские дела, которые были веданы в военном приказе и которые прилучатся во всем государстве». Военная коллегия ведала всеми вопросами, связанными с регулярной армией, управляя военно-сухопутными силами страны. Состояла из 3 экспедиций: по делам пехоты и кавалерии (армейская), артиллерии и фортификации (артиллерийская), по гарнизонным делам. Военная коллегия имела в Москве три конторы: артиллерийскую, мундирную и счетную.

В подчинение Военной коллегии был передан Главный комиссариат. Кроме того, на нее возлагалось наблюдение за деятельностью Артиллерийской канцелярии, находившейся в ведении генерал-фельдцейхмейстера.

Во 2-й четверти XVIII века Военная коллегия подвергалась реорганизации с подчинением ей всех лиц и учреждений высшего военного управления. Ее исполнительным органом стала Главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой войск. Остальными вопросами занимались соответствующие экспедиции. Они решали их самостоятельно, вынося на обсуждения присутствия Военной коллегии лишь сложные и спорные дела.

В царствование Анны Иоанновны новый президент коллегии граф Бурхард Кристоф Миних добился упразднения артиллерийской канцелярии и комиссариата и передачи подведомственных им дел в военную коллегию. Однако с вступлением на престол Елизаветы Петровны Миних был отстранен от должности, а от военной коллегии были отделены главный комиссариат и провиантская канцелярия.

В Москве органом Военной коллегии была особая Контора. В 1763 г. в составе Военной коллегии был учрежден Генеральный штаб – орган сбора военной информации, картографического дела, военно-оперативного планирования.

В 1784 г. президентом Военной коллегии стал кн. Г.А. Потемкин. В 1791 г. Военной коллегии были переданы все военные ведомства. В 1798 г. новая реорганизация Военной коллегии приблизила ее к структуре министерства.

В ее составе функционировали канцелярия, комиссариатский департамент (комиссариат), провиантский департамент (провиантская канцелярия), артиллерийский департамент, экспедиции – армейская, гарнизонная, рекрутская, инспекторская, счетная, иностранная, ремонтная, учебная, военная, чертежная, а также генерал-аудиториат.

За начальниками главного комиссариата (генерал-кригс-комиссаром), провиантской канцелярии (генерал-провиантмастером) и артиллерийского департамента (генерал-фельдцейхмейстером) была оставлена самостоятельность в управлении вверенными им делопроизводствами, но с обязательством присутствовать в военной коллегии.

В 1802 г. Военная коллегия была включена в Военное министерство и окончательно ликвидирована в 1812 г.

Одновременно с центральным военным управлением перестраивались и органы местного управления. Этот процесс был связан с формированием губерний. На губернаторов возлагалось ведение всех гражданских и военных дел. В помощь им для сбора средств выделялись особые комиссары.

В 1711 году на губернаторов возложили еще одну обязанность – проверять ход рекрутских наборов и производить осмотр рекрутов, отправляемых в полки.

Вскоре была выпущена «инструкция или наказ воеводам», согласно которой органы местной власти подчинялись непосредственно Сенату и его коллегиям.

Местные органы ведали обороной и содержанием крепостей, снабжением приписанных войск продовольствием, разрешали недоразумения, возникавшие между населением и войсками при расквартировании. Местные власти являлись исполнительными органами Сената и Военной коллегии.

Управление войсками в военное время осуществлялось через находившийся при армии «полевой штаб армии» или генеральный штаб. Организация полевого управления закреплялась уставом 1716 года. Во главе армии должен был стоять генералиссимус, но ее, как правило, возглавлял генерал-фельдмаршал или генерал-аншеф, непосредственно подчинявшийся Петру I. Функции начальника полевого (генерального) штаба исполнял генерал-квартирмейстер, при котором находилась военно-походная канцелярия.

Отдельными родами войск командовали генерал-от-инфантерии, генерал-от-кавалерии и генерал-фельдцейхмейстер. Особенность управления армией состояла в том, что генерал-фельдмаршал и генералы, ведавшие отдельными родами войск, должны были решать все вопросы на военном совете, созываемом для всестороннего обсуждения обстановки. Военный совет являлся совещательным органом, он не отменял единоначалия в войсках.

В дивизиях и бригадах своих штабов не было. Генералы или бригадиры управляли частями через адъютантов и имели свою личную канцелярию. Дивизиям придавались чины квартирмейстерской службы.

Создавая регулярную армию, Петр I положил в основу полк, так как в то время он являлся высшей тактической единицей в армии. Во главе полка стоял полковник, имевший в своем распоряжении штаб, в который входили подполковник, премьер-майор, секунд-майор и 8 полковых офицеров.

Таким образом, в ходе военной реформы Петра I в конце первой четверти XVIII века в русской армии сложилась новая система военного управления.

Создание органов военно-морского управления. До начала XVIII века Россия не имела учреждения, ведавшего делами военно-морского флота. Во время строительства Азовского флота надзор за верфями и общее управление строительством осуществлял окольничий А.П. Протасьев. Он же ведал Владимирским судным приказом. В инструкции «партикулярному адмиралтейцу» перечислялись обязанности окольничего: «адмиралтейцу. непосредственно о своем деле радеть, также над кумпаниями смотреть и понуждать, спрашивать временем и досматривать, чтобы какой лености не было и в начатом предприятии препятствия от того дела не учинилось».

В 1700 году Владимирский судный приказ переименовали в Приказ адмиралтейских дел, во главе которого стал потом Ф. Апраксин.

Постройкой боевых кораблей ведали лица, не имевшие отношения к флоту. Руководство флотом было распылено, и это отрицательно сказывалось на укреплении обороны страны с моря.

Составляя инструкцию об управлении Балтийским флотом, Петр I писал: «понеже сей флот суть новый и адмиралтейством еще не исправлен, того ради надлежит (для скорого времени) учинить хотя Комиссара адмиралтейского». В 1712 году для управления личным составом флота была учреждена «Военная морского флота канцелярия». С этого времени в Москве начал действовать Адмиралтейский приказ, а в Петербурге – канцелярия.

В 1715 году в Петербурге образовали «Морской комиссариат». Московский же приказ переименовали в Московскую адмиралтейскую контору. Однако разделение функций между этими органами не улучшило управление. Надо было объединить приказы и конторы и создать один орган.

В 1718 году была создана Адмиралтейская коллегия (Адмиралтейств-коллегия) – центральный орган управления морским ведомством, и установлено единое управление военно-морским флотом. Адмиралтейств-коллегия ведала также предприятиями по строительству и оснащению флота (верфями, полотняными и канатными фабриками и т. д.), сооружением портов, гаваней, каналов, корабельными делами, вооружением и снабжением флота, осуществляла подготовку и обучение личного состава (матросов и офицеров в Морской академии). Ей принадлежало право ревизии военно-судебных дел по флоту.

Для этой коллегии в 1720 году был издан «Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и должностях коллегии Адмиралтейской». Хотя флот и получил твердую организацию, но она оказалась громоздкой. Поэтому для решения текущих дел было создано 10 контор. Это усложняло делопроизводство, вопросы решались медленно.

Во главе Адмиралтейств-коллегии стоял не президент, а генерал-адмирал. Ее первым руководителем стал крупнейший флотоводец, первый русский генерал-адмирал Ф.М. Апраксин. При Адмиралтейств-коллегии была учреждена должность обер-вальдмейстера, в обязанности которого входило наблюдение за всеми лесными угодьями России.

Все порядки на флоте регламентировались написанным Петром I Морским уставом 1720 г. и собранием военно-морских узаконений.

Адмиралтейств-коллегия управляла тремя флотами: Балтийским, Каспийским и Азовским. Содержали и комплектовали весь флот Архангельская и Астраханская губернии. При Екатерине II были сформированы Черноморский флот и Дунайская флотилия, а непосредственное управление всеми флотами было передано флагманам флота, при которых создавались канцелярии, выполнявшие функции штабов.

В 1802 г. Адмиралтейств-коллегия вошла в состав Морского министерства, а в 1827 г. была преобразована в Адмиралтейств-Совет.

Северная война, в ходе которой создавались вооруженные силы России, была тем мерилом, которое позволяло проверить на практике целесообразность принятых форм организации армии. Поэтому система военного управления России, принятая в начале века, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца XVIII столетия.

Военное управление в царствование Елизаветы Петровны. В царствование Елизаветы Петровны еще больше усилилось значение гвардии. Гренадерская рота Преображенского полка, способствовавшая приходу к власти Елизаветы, была названа «лейб-кампанией», служившие в ней офицеры пожалованы генеральским чином, сержанты и капралы – штаб-офицерами и капитанами, все рядовые не дворяне возведены в дворянское достоинство. Императрица Елизавета Петровна приняла на себя звание полковника всех гвардейских полков.

Войска подвергались ряду важных преобразований. В 1747 году все полки переформированы из 2-х батальонного в 3-х батальонный состав с 1 полковой гренадерской ротой, а в 1753 году гренадерские роты образованы (сверх 4-х фузилерных) в каждом батальоне. В 1756 году, накануне Семилетней войны, из третьих гренадерских рот различных полков сформировано 4 номерных гренадерских полка и в полках осталось по 12 фузилерных и 2 гренадерские роты. В кавалерии было образовано 9 конно-гренадерских полков.

Когда по Белградскому миру 1739 года Австрия отдала Сербию туркам, сербы десятками тысяч устремились в Россию. Елизавета Петровна отвела им места на поселение вдоль южных границ на усилие ландмилиции (начало сербской колонизации было положено еще в царствование Анны Иоанновны). Сербы поселены частью на правом берегу Днепра – в Новой Сербии (Елизаветграде), частью на левом – в Славяно-Сербии (Славянск). Из поселенцев этих, стараниями Депрерадовича и Шевича, к концу царствования сформировано 12 гусарских полков, именовавшихся частью по национальностям (Сербский, Венгерский...), частью по цветам (Черный, Желтый и т. п.).

В 1748 году было учреждено Оренбургское казачье войско (из Исетского войска и части Закамской ландмилиции).

Большое влияние на дела армии приобрел в 50-х годах президент Военной коллегии – генерал-фельдцехмейстер граф Петр Иванович Шувалов.

Шувалов упорядочил систему рекрутских наборов, до того времени производившихся неравномерно. В 1757 году вся страна была разделена на 5 полос. Ежегодно производился набор в одной из них по очереди – так что в каждой полосе набор бывал раз в пять лет. Порядок сдачи рекрут был настоящей язвой нашей военной системы. Люди отправлялись в полки, зачастую за тысячу верст, обычно осенью и зимой. В рекруты сдавали многих заведомо негодных по здоровью и бесполезных общине. Смертность среди рекрут в пути и по прибытии была громадна, побеги были тоже часты и до полков доходила едва половина. Например, в набор 1756 года приговорено к отдаче 43088 рекрут, сдано приемщикам 41374, отправлено теми в полки 37675, прибыло 23571.

Убежденный сторонник огневой тактики, Шувалов считал главным родом оружия артиллерию. Пехота и конница должны были лишь обслуживать этот главный род оружия. Главным видом артиллерии, по его мнению, являлся единорог (гаубица). Шувалов даже проектировал вооружить всю артиллерию исключительно единорогами.

Свои теории фельдцейхмейстер стал проводить в жизнь в середине 50-х годов – перед самым началом Семилетней войны. Он сформировал особый «Обсервационный корпус» из 11000 человек, составивших 5 «мушкетерских» (номерных) полков особого устройства. Полки эти должны были являть сочетание пехоты с артиллерией, и на вооружении их состояло 36 единорогов особенной «шуваловской» конструкции – так называемых «секретных» (орудия эти окружены были большой таинственностью, их возили всегда закрытыми, прислуга особою присягою обязывалась никому не сообщать их устройства, хотя, по правде, эти единороги ничего особенного собой не представляли). Единорог – геральдический зверь герба Шуваловых. В честь него в русской армии всю вторую половину XVIII и начало XIX века гаубицы звались единорогами. «Секретные» гаубицы отличались тем, что в одном теле было высверлено два канала – для стрельбы ядром (3-фуятового калибра) и специально для стрельбы картечью (в форме эллипса для лучшего рассеяния). По отзывам современников, эти универсальные орудия стреляли одинаково плохо как ядрами, так и картечью.

На составление «Обсервационного корпуса» из полков отбирали лучших людей, что влекло за собой всеобщее неудовольствие. Корпус этот сборного состава, громоздкий и тяжеловесный на походе, неповоротливый в бою (несмотря на то, что число орудий в полках было убавлено наполовину – с 36 на 18), не имевший ни сколько-нибудь продуманной организации, ни полковых традиций – не выдержал боевого испытания: он был наголову разгромлен под Цорндорфом, остатки его расформированы, а «секретные» единороги Шувалова, попав в руки пруссаков, перестали быть секретными... «Обсервационным» корпус этот был назван в смысле «опытнаго» («обсервации» подвергались здесь знаменитые единороги).

Артиллерия была значительно усилена. Полковая артиллерия была усилена в 1745 году (4 пушки на пехотный полк), а с переходом пехотных полков на 3-х батальонное положение, даже удвоена против прежней нормы (6 3-фунтовых пушек на полк, по 2 на батальон). Полевая артиллерия была сведена в 2 полка, общей численностью 140 орудий в строю и 92 в резерве при фурштадских (обозных) ротах. Сверх того имелось 73 осадных орудия и 105 «секретных» гаубиц «Обсервационнаго корпуса». Число орудий действующей армии было доведено в общем до 800.

Для подготовки офицеров артиллерии на базе Артиллерийской и Инженерной школы в 1758 году был основан Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус (впоследствии 2-й Кадетский корпус).

Идеи Шувалова в сильной степени отразились на составлении Устава 1755 года, заменившего старый петровский Устав 1716 года, во всем касавшемся обучения и тактики войск. Придерживаясь оборонительных начал и строго огневой тактики, устав этот особенно важное значение отводил артиллерии. От пехоты требовалось главным образом – и в первую очередь – производство огня.

Пехота строилась в четыре шеренги, первые две стреляли с колена. Для стрельбы батальон (гренадеры и фузилеры вместе) рассчитывался на 4 плутонга, так что стрелковые подразделения не совпадали с административными. В развернутом строю гренадерские роты шли полуротно на обоих флангах батальона.

Наиболее употребительные «карей» были: полковой, употреблявшийся при неподвижной обороне, преимущественно, отражении конницы: три первые фузилерные роты образовывали передний фас, три последние – задний; из оставшихся средних – три четные (4-я, 6-я, 8-я) образовывали правый, три нечетные – левый фасы. Гренадеры распределялись по фузилерным ротам и все вместе рассчитывались на плутонги, по 3 плутонга на фас. Полковая артиллерия становилась на углах, обычно по две пушки на передних, по одной на задних. При наступлении «сочинялся карей» иного рода – длинный, или «долгий» – о трех сторонах: 8 рот в переднем фасе, по 2 в каждом из боковых, заднего фаса нет. Этот трехсторонний «карей» был излюбленным построением нашей армии в период второй половины XVIII века.

Строевая часть усложнялась до чрезвычайности введением в каждодневный обиход громадного количества ненужных команд, приемов и построений, рабского копирования пруссачины. Петр I учил войска лишь тому, что им сможет пригодиться на войне. В середине XVIII века (в эпоху Шувалова и Чернышева), плац-парадные требования начинают заслонять собственно боевые. Команды были лихие «с замиранием сердца», но многословные и часто походили на монологи. Для заряжания, приклада и выстрела требовалось, например, по разделениям подача тридцати особых команд – «темпов» («пли!» лишь на двадцать восьмом темпе, а на тридцатом ружье бралось «на погребение»). Введен был прусский журавлиный шаг и прусское наказание – палки – за плохой строй. Особенное внимание обращалось на быстроту заряжания и отчетливость приемов при этом. Если солдат ронял патрон, то тут же перед фронтом его нещадно били палками либо фухтелем.

***

При Петре I Россия становится империей, а Петр I – ее первым императором; в России окончательно утвердился абсолютизм.

Модернизация в области управления, проведенная великим реформатором России Петром I, привела к значительному расширению роли государства и усилению его контрольных функций. При Петре I замена приказов коллегиями способствовала строгому распределению сфер государственного управления. Тогда были разграничены функции центрального и местного аппаратов управления, осуществлено разделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При Петре I церковь отделена от государства, она потеряла права политической автономии в 1721 г., когда было упразднено патриаршество и учрежден Синод. Новый имперский статус России обусловил создание регулярной армии, комплектовавшейся за счет рекрутских наборов. В военных и гражданских ведомствах Петр I ввел единообразие общегосударственных рангов чиновничьей иерархии, что позволило привлекать к государственному управлению квалифицированных и образованных людей.

При преемниках Петра I в условиях дворцовых переворотов и борьбы за власть государственные интересы отодвигались монархами на второй план. Первоочередными были меры, усиливающие их самодержавную власть, поэтому допускались отступления от нововведений Петра I. При Екатерине I учрежден Верховный тайный совет с законодательными полномочиями, лишивший некоторых функций Сенат. При Петре II Верховный тайный совет был расширен по составу. В 1730 г. этот орган был упразднен, а «самодержавство» приняла Анна Иоанновна, которая исполнительную власть возложила на Кабинет, состоявший из трех министров, приближенных к императрице.

Вступившая на престол в 1741 г. дочь Петра I – Елизавета – восстановила значение Сената как высшего государственного органа, ликвидировав стоявший над ним Кабинет министров; восстановила Главный магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии. Однако вопреки деяниям Петра I Елизавета отошла от курса на секуляризацию церковных и монастырских земель, вернула монастырям право полного распоряжения их вотчинами.

Несмотря на эти попытки, в целом реформы Петра I пережили его время. Последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., т.е. спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по 1917 гг., т.е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 гг., т.е. в течение 197 лет.