6.1. Завершение исторического пути ссср
Глубокий застой во всех областях общественной жизни к концу 70-х годов привел общество к мысли о настойчивой необходимости экономических и социально-политических преобразований. Возможность широко обсудить эти вопросы представилась в связи с опубликованием проекта новой Конституции СССР 1977 г. Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни.
Новая Конституция не могла предохранить общество от застойных явлений. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов принижалась.
К 1985 г. стало очевидным, что сталинская модернизация страны полностью исчерпала свои внутренние ресурсы, не смогла обеспечить создания социально-экономической системы, способной к эволюционной трансформации под влиянием научно-технического прогресса. Поэтому период перестройки стал временем попытки новой модернизации страны на основе возрождения чистоты социалистических принципов, отказа от военного противостояния со странами Запада, силового вмешательства в дела других государств.
В области государственной власти и управления перестройка проходила под лозунгами ускорения, гласности, обновления. Попытка ускорения вылилась в плане управления во все ту же реорганизацию ведомств: их разделение, переименование, слияние и создание новых. Гласность высветила для всего общества глубинную неэффективность экономического и политического курса руководства страны на протяжении многих лет. Самые серьезные последствия имела политика обновления социализма, направленная на политическую реформу: ликвидацию АКС, восстановление полновластия Советов, отказ партии от государственных функций. Все это должно было проходить на основе реального участия широчайших масс населения в процессе демократизации.
Эти идеи воплотились в решениях XIX Всесоюзной партийной конференции (28 июня – 1 июля 1988). На их основе ВС СССР 1 декабря 1988 г. принял Законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Верховный Совет СССР заменялся съездом народных депутатов СССР, избиравшихся на действительно альтернативной основе. Партийные руководители на местах теперь должны были в ходе выборов завоевать право возглавить одновременно и советские органы власти. Первоначальный успех этих лозунгов постепенно, по мере ухудшения экономической ситуации и разрушения исторических мифов, сменялся разочарованием и недовольством. Отказ от модели «партия-государство» в таких условиях означал потерю реальных рычагов власти и управления, а также еще раз подтвердил утопичность идей Ленина о соединении законодательной и исполнительной власти, о новом типе государства.
По мере того как КПСС утрачивала роль обруча, скреплявшего всю систему власти и управления огромной страной, острее становился политический кризис. Обострение экономических и национальных проблем при отсутствии новых реальных структур власти и управления, способных справиться с ситуацией, вело к росту центробежных тенденций, усиливало угрозу краха государства, созданного на развалинах Российской империи осенью 1917 г.
Часть высшей политической элиты, пытаясь найти выход из этого положения, стремилась реформировать органы высшей власти и центрального управления. III съезд народных депутатов 15 марта 1990 г. избрал М. С. Горбачева Президентом СССР.
IV съезд народных депутатов 26 декабря 1990 г. принял Закон СССР «Об изменении и дополнении Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». Был создан пост вице-президента, Совет министров заменен Кабинетом министров, Комитет народного контроля СССР – Контрольной палатой СССР, образован Совет Федерации для координации деятельности высших органов государственного управления Союза и республик, контроля за соблюдением Союзного договора, определения мер в области национальной политики. 27 декабря был принят Закон «О всенародном голосовании (референдуме) СССР». Принятые законы устанавливали новую структуру высших органов государственной власти СССР.
Реформирование высших органов государственной власти. На основании Законов СССР от 1 декабря 1988 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» , 14 марта 1990 г. – «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» устанавливалась следующая структура органов государственной власти: Президент СССР – Съезд народных депутатов СССР – Верховный Совет СССР – Совет федерации - Комитет конституционного надзора.
Президент СССР – глава государства. На этот пост мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Он избирался гражданами СССР сроком на пять лет (не более двух сроков). Президент СССР мог быть смещен со своего поста только Съездом народных депутатов СССР (большинством в две трети голосов) и по заключению Комитета конституционного надзора СССР. По предложению кандидата в Президенты СССР и вместе с ним взбирался вице-президент СССР, который выполнял по поручению Президента отдельные его функции, замещал Президента в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.
Президент должен был обеспечивать взаимодействие органов власти и управления, ежегодно делать доклад Съезду народных депутатов СССР о положении страны. Он представлял Верховному Совету СССР, а затем Съезду народных депутатов СССР на утверждение и освобождение от должности кандидатуры председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора и председателя Высшего арбитражного суда СССР, персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент одновременно являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР: назначал и смещал военное командование, присваивал воинские звания, назначал судей военных трибуналов. Он вел переговоры, подписывал международные договоры, принимал верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, назначал и отзывал дипломатических представителей в иностранных государствах и при ООН, присваивал дипломатические ранги. Президент СССР имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных местностях страны (последнее – при обязательном рассмотрении этого вопроса в Верховном Совете соответствующей республики), ввести временное президентское правление. Президент СССР возглавлял Совет безопасности СССР, на который возлагалась выработка рекомендаций по поддержанию обороны страны, государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка . Члены Совета безопасности СССР назначались Президентом с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР .
Для выработки мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики и обеспечению безопасности страны при Президенте СССР в марте 1990 г. был создан Президентский Совет. Его члены назначались Президентом, а глава правительства СССР входил в него по должности. Однако в ноябре 1990 г. Совет был упразднен в виду его неработоспособности.
Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты (высшие должностные лица) республик. Решения Совета Федерации принимались большинством – не менее двух третей голосов и оформлялись указами Президента СССР. В заседаниях Совета Федерации мог участвовать Председатель Верховного Совета СССР. Совет Федерации рассматривал вопросы соблюдения Союзного договора, разрабатывал меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, дает рекомендации Совету Национальностей Верховного Совета СССР по разрешению межнациональных споров и конфликтов.
Законодательные полномочия полностью сосредоточивались в руках высшего представительного органа – Съезда народных депутатов СССР и избиравшегося им из своего состава Верховного Совета СССР. Съезд народных депутатов был правомочен рассматривать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.
К исключительному ведению Съезда относились: а) принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений; б) принятие решений по вопросам национально-государственного устройства; в) установление государственной границы СССР, утверждение изменений границ между союзными республиками; г) определение основных направлений внутренней и внешней политики; д) утверждение перспективных государственных планов; е) избрание Верховного Совета СССР, Председателя и Первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР.
Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов, из них 750 депутатов – от территориальных и 750 – от национально-территориальных избирательных округов (по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждого автономного округа), еще 750 – от общесоюзных общественных организаций. Съезды должны были собираться один раз в год. Внеочередной съезд мог быть созван: 1) по инициативе Верховного Совета СССР; 2) по предложению одной из его палат; 3) по предложению Президиума Верховного Совета СССР; 4) по предложению Председателя Верховного Совета СССР; 5) по требованию не менее 1/5 народных депутатов; 6) по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа власти.
На I Съезде народных депутатов были избраны Председатель Верховного Совета СССР (25 мая 1989 г.), его Первый заместитель (29 мая), Председатель Совета Министров СССР (8 июня). Съезд создал Конституционную комиссию.
Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган государственной власти СССР. Он избирался сроком на пять лет Съездом народных депутатов СССР тайным голосованием из числа народных депутатов СССР. Верховный Совет подотчетен съезду. Он состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Съезд ежегодно обновлял 1/5 членов каждой палаты.
В Конституции СССР не указана конкретная численность каждой палаты и Верховного Совета СССР в целом, но в ней определена норма представительства от каждого национального образования в Совете Национальностей: 11 депутатов от каждой союзной республики (11х15), 4 депутата от каждой автономной республики (4х20), 2 депутата от каждой автономной области (2х8) и 1 депутат от каждого автономного округа (1х10), т.е. 271 чел. А так как палаты должны быть равны по численности, то и в Совет Союза избирался 271 депутат от территориальных округов (всего 542). Вместе с тем закон не оговаривал, каким образом депутаты от общественных организаций избирались в палаты Верховного Совета, поэтому сами народные депутаты условились, что депутаты от общественных организаций в количественном отношении представляли примерно одну треть каждой палаты соответственно их доли в высшем депутатском корпусе страны. Право решать, кого из депутатов (независимо, от каких общественных организаций они были избраны) выдвинуть в определенную палату, принадлежало каждой республике. И только депутаты от Москвы выдвинули в Совет Союза своих представителей отдельно от РСФСР. Это было сделано с согласия всего депутатского корпуса: в Москве сосредоточены огромные профессиональные силы и их доля в общем числе избирателей значительно выше, чем в других регионах. К тому же большая часть депутатов, избранных от общественных организаций, жили и работали в Москве. Но депутаты - члены Совета Союза от Москвы избирались исходя из общего числа депутатов, полагавшихся по квоте РСФСР.
Среди депутатов Верховного Совета СССР (1989 г.) было 165 работников промышленности, строительства, транспорта и связи, 98 тружеников сельского хозяйства, 151 ученый, журналист, представитель творческих профессий, 87 партийных и советских работников. В Верховном Совете было 442 мужчины и 100 женщин .
Верховный Совет работал сессионно, очередные сессии длились 3 – 4 месяца. Внеочередные сессии созывались: 1) Председателем Верховного Совета по его инициативе или по предложению Президента; 2) по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа власти; 3) по требованию не менее 1/3 состава одной из палат Верховного Совета СССР.
Компетенция Верховного Совета СССР была довольно широка. Он назначал выборы народных депутатов, по предложению Президента образовывал и упразднял правительство, министерства и другие центральные органы, утверждал премьер-министра, избирал Верховный суд СССР, Высший арбитражный суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР и председателя Контрольной палаты СССР. Он регулярно заслушивал отчеты образуемых или избираемых им органов, устанавливал основы законодательства СССР, законодательно регулировал отношения собственности, организовывал управление всеми отраслями государственной жизни, налогообложение и т.п. Верховный Совет СССР определял основы правового статуса общественных организаций. Он ратифицировал и денонсировал международные договоры, в период между съездами народных депутатов СССР принимал решение о проведении референдума СССР. Он имел право отменять акты Кабинета Министров СССР в случае несоответствия их Конституции СССР. Верховный Совет СССР руководил деятельностью Контрольной палаты СССР, периодически заслушивал ее отчеты о результатах контроля за поступлением и расходованием средств союзного бюджета и использованием общесоюзной собственности.
Обе палаты Верховного Совета СССР создавали в качестве постоянно действовавших рабочих органов постоянные комиссии и разные комитеты.
В связи с введением в марте 1990 г. института президентства изменилась вся структура законодательных и исполнительных органов. Если Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР – это власть законодательная, то Президент, Совет Федерации и Правительство – власть исполнительная. 20 марта 1991 г. был принят закон, на основании которого высшим исполнительно-распорядительным органом СССР, правительством страны стал Кабинет Министров СССР. Он был правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входили в компетенцию Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Совета Федерации СССР. Кабинет Министров СССР подчинялся Президенту СССР, его постановления и распоряжения могли быть отменены только Верховным Советом СССР и Президентом СССР. Кабинет формировался Президентом СССР с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР. Кандидатура на пост премьер-министра представлялась Президентом СССР и утверждалась Верховным Советом СССР. В состав кабинета входили премьер-министр, его заместители, министры СССР. В его работе могли участвовать главы правительств республик с правом решающего голоса
Кабинет Министров СССР представлял на рассмотрение Верховного Совета СССР программу предстоящей деятельности (в случае ее отклонения мог быть поставлен вопрос об отставке кабинета). Верховный Совет СССР мог выразить недоверие Кабинету Министров СССР, что также влекло его отставку (постановление по этому вопросу принималось большинством голосов – не менее двух третей общего числа членов Верховного Совета СССР). Вместе с тем Кабинет Министров СССР имел право заявить Президенту СССР о своей отставке.
Основные полномочия Кабинета Министров СССР состояли в следующем: он обеспечивал проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, составление и исполнение союзного бюджета, осуществление общесоюзных экономических программ, управление единой топливно-энергетической и транспортной системами страны.
Кабинет Министров СССР действовал в пределах срока полномочий Президента СССР и слагал свои полномочия перед вновь избранным Президентом СССР.
Местные органы государственной власти. Первым практическим шагом на пути к реформе политической системы советского общества, в частности избирательной системы, стал проведенный в 1987 г. в ходе выборов в местные Советы эксперимент. Он охватил 5 % районов страны, где выборы проводились, в отличие от прежнего порядка, по многомандатным избирательным округам: в бюллетени для голосования было внесено свыше 120 тыс. кандидатов, тогда как избрать надо было 94 тыс. депутатов. Эксперимент подтвердил возможность и необходимость перехода к состязательности кандидатов на выборах в Советы любого ранга.
1 декабря 1988 г. сессия Верховного Совета СССР приняла законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Впервые после 1936 г. в практике советского строительства устанавливались единые сроки полномочий высших и местных органов власти. Единая для всех Советов пятилетняя легислатура должна была способствовать их деятельности как целостной системы. Увеличилась продолжительность избирательной кампании: очередные выборы должны были назначаться не за два, а не позднее, чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов власти. Вводился институт председателей Советов всех уровней и создавались президиумы в местных Советах (за исключением городов районного подчинения, поселковых и сельских Советов). Председатели и президиумы Советов организовывали всю работу Советов – и сессионную, и межсессионную: исполкомы и их аппарат эту функцию утратили, что должно было исключить подмену Советов аппаратом.
Демократизировался этап выдвижения кандидатов в депутаты: право выдвигать кандидатов имели трудовые коллективы вне зависимости от количества работников; впервые такое право предоставлялось избирателям по месту жительства. Кроме того, законом о выборах предусматривалось образование территориальных избирательных округов, исходя из определенной численности избирателей, а не жителей вообще, как это было раньше. Норма избирателей для территориального округа устанавливалась соответствующим Советом. Все это позволяло радикально обновить избирательную систему.
Следующим шагом по демократизации Советов стало принятие 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Закон определял местные Советы народных депутатов как «основное звено в системе местного самоуправления». Новым моментом в регламентации полномочий Советов являлось определение их экономической базы и введение понятия «коммунальная собственность». В законе было закреплено, что экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, вода, леса и т.п.), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов. Коммунальной собственностью могли являться предприятия (объединения).
Кризис и гибель советской федерации. С началом реформ, проводившихся под руководством Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, накопившееся недовольство ошибками в прежней национальной политике воплотилось в требованиях пересмотра статуса тех или иных национально-государственных образований, предоставления им большей самостоятельности.
В феврале 1988 г. армянское население Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР потребовало включить область в состав Армянской ССР. Это привело к началу кровавого конфликта между армянами и азербайджанцами. Затем, вооруженные конфликты на национальной почве начали возникать один за другим. В конфликтах на территории бывшего СССР к началу XXI в. погибло уже более 600 тыс. человек.
Однако основной удар по СССР нанесла так называемая «война законов», за которой стояла борьба за власть различных частей партийно-государственного руководства и которой невольно подыграли представители национальной, преимущественно творческой, интеллигенции, многие из которых, возможно, искренне стремились к преобразованиям вб всех областях общественной жизни. Именно они создали в ряде союзных республик так называемые «народные фронты», выступившие с радикальными требованиями реформы советской федерации. На XIX партконференции в июле 1988 г. была принята компромиссная резолюция «О межнациональных отношениях», где шла речь о расширении прав союзных и автономных республик и создании условий для большей самостоятельности регионов. Однако лидеры народных фронтов Прибалтийских республик все чаще говорили о «советской оккупации» и необходимости восстановления государственной независимости.
Первый шаг к расшатыванию советской государственности был сделан в Эстонии. В ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР изменил статью 74 республиканской Конституции. Отныне республиканский Верховный Совет имел право «приостанавливать или устанавливать пределы применения законодательного или иного нормативного акта СССР». Еще дальше пошли депутаты Верховного Совета Грузинской ССР. Они не только заявили о возможности приостановления действия на территории республики законов и подзаконных актов СССР, но и выдвинули требование приведения «этих актов в соответствие с интересами республики». На следующий год почти все союзные республики приняли законы о государственном языке, т.е. языке, на котором осуществляется управление, ведется делопроизводство и который неминуемо становится ведущим в обучении и преподавании. Естественно, таким языком становился язык титульной нации, что немедленно обострило национальные отношения. Это произошло даже там, где был принят вариант двуязычия (Казахстан, Латвия, Молдова). Важно подчеркнуть, что все эти процессы шли на фоне ухудшающегося социально-экономического положения и роста откровенно националистических настроений.
В марте 1990 г. сейм Литвы принял Декларацию о восстановлении независимости республики, признав незаконным ее включение в состав СССР в 1940 г. в свете ставших известными секретных протоколов к договору между СССР и Германией в августе 1939г. Союзная власть на этот демарш ответила принятием 3 апреля 1990 г. закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В нем содержалось немало конструктивных предложений. Поскольку выход республики из союзного государства затрагивал интересы миллионов людей, решение об этом должно приниматься на референдуме квалифицированным большинством (две трети) голосов граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики. Если такой референдум состоялся, и граждане республики высказались за независимость, то Съезд народных депутатов СССР определял 5-летний переходный период, в течение которого должны быть отрегулированы все политические (включая вопросы обороны и пограничного устройства), финансово-хозяйственные (в частности, порядок расчетов с международными организациями по кредитам и займам) вопросы, обеспечены гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений и т. п. Выходящая республика должна была компенсировать пожелавшим покинуть ее гражданам оставляемое ими имущество. Это был вполне цивилизованный подход, но такой закон следовало бы принимать гораздо ранее, в более спокойное время.
Весной 1990 г. большинство союзных республик приняли акты о государственном суверенитете. В результате все население страны разделилось на две категории. Первая – так называемое статусное население, в своей республике стало носителем государственного суверенитета. Вторая – остальное население, проживавшее в этой республике за пределами «своей» государственности (например, русские на Украине и украинцы в России), отчуждаемые от власти, от собственности, от информационных ресурсов и т. п.
«Парад суверенитетов» продолжили автономии. Аналогичные декларации приняли летом и осенью 1990 г. Абхазия, Башкирская, Бурятская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Удмуртская и другие автономные республики. Помимо этого возникли непризнанные Гагаузская республика в составе СССР и Приднестровская Молдавская ССР. Горно-Алтайская автономная область объявила о своем суверенитете и статусе автономной республики. Провозгласил свой суверенитет и Иркутский регион. Все это вообще не вписывалось ни в какие цивилизованные рамки, если говорить о правах человека и принятых в мире принципах федерализма, и может быть объяснимо лишь отчаянной борьбой республиканских (и шире – местных) элит за передел ресурсов и собственности и стремившихся вовремя захватить или удержать имевшуюся у них власть. В Москве этот процесс обострялся личным противостоянием М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина.
Ощущение нависшей над страной опасности вынудило IV съезд народных депутатов СССР принять решение о проведении референдума по вопросу сохранения единого государства в виде обновленной федерации. Это был поистине исторический момент. Впервые за всю более чем тысячелетнюю историю страны народ спросили, в каком государстве он хочет жить. Конечно, формулировка самого вопроса могла быть более простой. Тем не менее, суть его была вполне ясна, и за сохранение СССР на референдуме 17 марта 1991 г. высказалось 76,4% от общего списочного числа избирателей.
Однако республиканские элиты, в первую очередь российская, не собирались считаться с мнением народа. Известно, что руководители Белоруссии, Казахстана, России и Украины еще в феврале 1991 г. провели консультации по вопросу о создании содружества государств без участия союзного руководства. Итоги референдума вынудили руководителей 9 республик (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана) и президента СССР провести новые переговоры и согласиться с принятием нового союзного договора.
Однако дальнейшая работа над его текстом выявила значительные противоречия между республиками и в отношениях их с союзным центром. Становилось все яснее, что речь в договоре идет не о федерации, а о конфедерации. Поэтому Верховный Совет СССР 22 мая 1991 г. принял постановление о необходимости привести текст Союзного договора «в соответствие с итогами референдума». Однако подготовленный к подписанию 20 августа 1991 г. текст договора не оставлял сомнений в его конфедеративном характере. Согласно проекту новый союзный центр по существу, становился лишь координационным органом. В его ведении оставались вопросы обороны, внутренних дел, финансовой политики и в урезанном виде – налоговой и социальной политики. Все остальные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств участвовали в работе союзного правительства с правом решающего голоса. Русский язык утрачивал функцию государственного и считался отныне «языком межнационального общения».
Текст был согласован с руководителями республик, и на 20 августа назначено его подписание. Оно не состоялось из-за попытки государственного переворота 19 – 21 августа. Независимо от желания его организаторов – консервативной части окружения Горбачева – результатом неудавшегося путча стало ускорение процесса распада СССР.
Тем не менее, руководство страны и народные депутаты СССР еще пытались спасти Союз. 24 августа М. С. Горбачев сложил полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС в связи с фактической поддержкой путча руководящими органами партии (Политбюро, Секретариатом ЦК). ЦК КПСС заявил о самороспуске. В тот же день Президент издал три указа: о создании Комитета по оперативному управлению народным хозяйством; о взятии под охрану имущества КПСС Советами народных депутатов; о прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооруженных Силах, правоохранительных органах, государственном аппарате. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации.
Не секрет, что единство республик в составе СССР во многом предопределялось унитарным построением КПСС. Партия фактически была стержнем всего государственного механизма, силой, сдерживавшей центробежные тенденции в стране. Теперь этот стержень вынули. 28 августа ВС СССР выразил недоверие Кабинету министров из-за позиции большинства его членов 19 – 21 августа.
V (внеочередной) съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. принял Закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». ВС СССР теперь состоял из двух равноправных палат: Совета Республик и Совета Союза. Был создан Государственный совет СССР из высших должностных лиц республик во главе с Президентом СССР. Упразднялась должность вице-президента СССР. Госсовет СССР 6 сентября признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии, что означало начало формального развала СССР.
14 ноября Госсовет издал постановление «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР».
27 ноября в него были внесены некоторые поправки. В общей сложности подлежали ликвидации до 1 декабря 25 союзных министерств и 40 госкомитетов с учетом того, что 6 комитетов находились в процессе преобразования. Как межгосударственные органы сохранялись 10 ведомств: Министерства иностранных дел, обороны, внутренних дел, путей сообщения, атомной энергетики и промышленности, энергетики и электрификации, Комитеты по культуре и образованию, Таможенный комитет, Межреспубликанский комитет по экологической безопасности. На переходный период продолжали работать 9 центральных органов управления: Министерства морского флота, связи, гражданской авиации, экономики и прогнозирования, финансов; Валютный комитет, Межгосударственный пенсионный резервный фонд, Агентство по стандартизации и метрологии, Госкомитет по статистике. 26 ноября указом Президента СССР были освобождены от должности 45 членов уже не действовавшего Кабинета министров. Продолжалась подготовка нового Союзного договора.
В ходе референдума 1 декабря 1991 г. большинство населения Украины высказалось за полную независимость и выход из СССР. 8 декабря 1991 г. руководители трех республик-учредителей СССР – Белоруссии, России и Украины – собрались в Беловежской пуще, в резиденции «Вискули» под Брестом (на территории Белоруссии), и подписали соглашения о прекращении действия Союзного договора 1922 г., о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Эти решения были ратифицированы ВС РСФСР и высшими органами власти Белоруссии и Украины. 18 декабря Совет Республик ВС СССР заявил, что он «воспринял с пониманием соглашение» о создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате главы России, Белоруссии и Украины встретились с руководителями Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Здесь была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР, урегулировании связанных с этим проблем и вхождении всех участников встречи в СНГ.
СНГ открыто для присоединения к нему других государств – членов бывшего Союза ССР, а также «иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества». Для координации деятельности в рамках СНГ были созданы Совет глав государств – высший орган СНГ, собирающийся не менее двух раз в год, где председательствуют поочередно главы государств; Совет глав правительств, собирающийся один раз в три месяца, и другие рабочие органы. Все они могут создавать рабочие и специальные органы (рабочий язык – русский). Через год 22 января 1992 г. был принят Устав СНГ, который подписали главы семи стран (не подписали президенты Украины, Молдовы, Туркменистана).
В рамках СНГ был создан значительный рабочий аппарат из комитетов, комиссий, советов и т.п., подписано более 200 соглашений и иных актов о вооруженных силах, пограничных войсках, о разделе государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР, о создании межгосударственных координационных, консультативных и других органов, по экологии, экономике и другим вопросам.
О жизнеспособности СНГ говорят и пишут в настоящее время во взаимоисключающих оценках: СНГ есть и имеет перспективы развития, СНГ нет или оно вот-вот умрет. Кто прав – сказать трудно, все зависит от того, каким аршином мерить его фактическое состояние, его цели и смысл развития СНГ в будущем.
25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. В этот же день с флагштока над Большим Кремлевским дворцом был спущен красный флаг СССР и поднят российский стяг. 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял уже формальную Декларацию о прекращении существования СССР. В эти дни, начиная с 8 декабря 1991 г., прекратили свое существование высшие органы государственной власти и центрального управления СССР.
В декабре 1991 г. началась история постсоветской России. Огромные политические, экономические и социальные изменения повлекли за собой и серьезные перемены в структуре центральных органов государственного управления.
- Оглавление
- Глава 1. 6
- Глава 2. 47
- Глава 3. 94
- Глава 4. 153
- Глава 5. 215
- Глава 6. 283
- Введение
- 1.1. Становление государственности у восточных славян
- 1.2. Развитие военной организации Древней Руси
- 1.3. Особенности развития государственного управления в русских землях в условиях феодальной раздробленности
- 2.1. Развитие системы центральных органов власти и местного управления Московского государства
- 2.2. Военная организация Московского государства
- 3.1. Государственные реформы 1-й половины XVIII века
- 3.2. Военные реформы 1-й половины XVIII века
- 3.3. Российское государство и армия в эпоху просвещенного абсолютизма
- 3.4. Поиск путей реформирования страны в первой половине XIX века
- 3.5. Развитие военного управления в первой половине XIX века
- 4.1. Буржуазные реформы в России и их последствия
- 4.2. Государственное управление России в 1900 – 1917 гг.
- 4.3. Вооруженные Силы России в условиях буржуазной модернизации.
- 4.4. Особенности государственного управления России в период Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.)
- 4.5. Российская государственность в период буржуазно-демократической республики 1917 г.
- 4.6. Государственное управление на территориях, подконтрольных антибольшевистским правительствам
- 5.1. Советский тип государства и его эволюция
- 5.2. Советское военное строительство
- 5.2.1. Создание Советских Вооруженных Сил в годы гражданской войны
- 5.2.2. Красная Армия и военное управление в период между гражданской и Великой Отечественной войной (1924 – 1941 гг.)
- 1. Реорганизация органов управления Вооружёнными Силами.
- 2. Смешанный принцип комплектования Красной Армии.
- 3. Переход к единоначалию.
- 4. Совершенствование системы подготовки военных кадров.
- 5. Разработка и введение в действие новых Уставов.
- 6. Изменение в организационной структуре войск.
- 5.2.3. Красная Армия накануне Великой Отечественной войны
- 5.2.4. Военное управление в годы Великой Отечественной войны
- 5.2.5. Строительство Советских Вооружённых Сил в послевоенные годы
- 6.1. Завершение исторического пути ссср
- 6.2. Основные направления государственного строительства в Российской Федерации (1991 – 2005 гг.)
- Количество федеральных министерств и ведомств
- Федеральное министерство:
- Федеральная служба (служба):
- Федеральное агентство:
- Структура федеральных органов исполнительной власти после реформы 2004 г.
- II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
- 6.3. Вооруженные Силы Российской Федерации в современных условиях
- Структура Вооруженных Сил рф
- Министерство обороны рф:
- Заместители Министра обороны рф:
- Начальники Служб Министерства обороны рф:
- Военно-административное деление территории Российской Федерации
- Заключение
- Литература Учебники и учебные пособия
- Справочные издания
- Научная литература