III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная служба по тарифам
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное агентство по атомной энергии
Федеральное космическое агентство
Следующим уровнем исполнительной власти являются органы субъектов Федерации. Администрация республики, края, области формируется главой соответствующего органа исполнительной власти (президент, губернатор, глава администрации). Глава исполнительной власти субъекта федерации до 2005 г. избирался на основе всеобщих выборов в данном субъекте Федерации. С 2005 г. глава исполнительной власти субъекта федерации избирается законодательным органом субъекта федерации по представлению Президента РФ. Администрация республики, края, области включает в себя правительство, наделенное общей компетенцией, госструктуры по сферам управления, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции, территориальные органы специальной компетенции, действующие на территории районов и городов. Администрация республик, краев, областей осуществляет связь между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления (местного управления), разрабатывает бюджет и обеспечивает его наполнение, а также реализует политику государства в сфере культуры, социальной сфере, охране правопорядка и т. д.
Система местных органов государственной власти, управления и местного самоуправления субъектов Федерации по Конституции РФ устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ. При этом законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. Местное самоуправление в РФ осуществляется гражданами через выборные и другие органы, структура которых определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, могут вводить местные налоги и сборы.
Судебная система Российской Федерации. Судебная система сегодня включает в себя Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды. Современная судебная система установлена вступившим в силу в 1997 г. Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации». Она построена в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны.
Основным звеном судебной системы являются районные суды (суды первой инстанции). Районный суд действует на территории судебного района, который обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы. В городах могут быть городские, межрайонные и межмуниципальные суды, но все они действуют на правах районных судов. Решение об образовании районного суда в каждом случае принимается местной администрацией. Судьи назначаются на должность Президентом РФ по представлению Верховного суда РФ первоначально сроком на 3 года. В большинстве районных судов работают несколько судей, один из которых является председателем. Судьям помогают народные заседатели, корпус которых формируется органом местного самоуправления на основе списка избирателей района. Народных заседатели избираются из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Полный список народных заседателей утверждается законодательным органом субъекта Российской Федерации.
Примерно так же формируется список присяжных заседателей. Но в отличие от народных заседателей они не были наделены правом участвовать в решении всех вопросов, возникавших при рассмотрении конкретных дел.
Первичным звеном судебной системы является мировой судья, рассматривающий в упрощенной процедуре мелкие гражданские и уголовные дела.
Правовой статус судьи в российском законодательстве был определен так: независимость, несменяемость, неприкосновенность и профессионализм.
В декабре 2001 г. в Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации» и в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» были внесены существенные изменения.
Установлен предельный возраст судьи – 65 лет. В отношении судей могут быть возбуждены уголовные дела и вестись оперативно-розыскная деятельность. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключение под стражу принимается по ходатайству Генерального прокурора соответствующей судебной коллегией в составе трех судей. Для поддержания необходимого уровня квалификации судья имеет право один раз в три года обучаться в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания за период обучения. Повышение квалификации будет осуществляться за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Федераций.
Отныне разрешение на арест и обыск будет давать только судья. Повсеместно предполагается введение судов с участием присяжных заседателей. В целях обеспечения независимости судей решено существенно повысить их оклады. Количество мировых судей будет увеличено (один судья на 15 – 30 тыс. населения).
Надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами, госкомитетами, ведомствами, предприятиями, администрацией любого уровня, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возложен на Прокуратуру Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором, а также на нижестоящих прокуроров. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению президента, а прокуроры субъектов Федерации – Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации.
Правоохранительные органы. В 90-е гг. несколько раз пересматривалась структура органов безопасности. В СССР долгие десятилетия существовал Комитет государственной безопасности, который, по мнению специалистов, являлся одной из лучших спецслужб в мире. Под давлением общественности Б.Н. Ельцин неоднократно пересматривал систему органов безопасности. За последние 10 лет в России существовали Министерство безопасности, Федеральная служба контрразведки, Федеральная служба безопасности. Отдельными ведомствами стали Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная служба охраны. Существует также Служба безопасности Президента РФ. Постоянная смена вывесок, крутые структурные и кадровые перемены, переход в частные структуры многих квалифицированных специалистов не могли не сказаться на психологической атмосфере и эффективности работы сотрудников. Подобная участь постигла ведомство, призванное решать вопросы региональной политики и национальных отношений.
В целях восстановления единой вертикали исполнительных органов власти в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. вся территория Российской Федерации была поделена на семь федеральных округов (Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Центральный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный). Введенный в них институт полномочного представителя Президента РФ укрепляет президентскую вертикаль власти и ограничивает действия руководителей субъектов Федерации и законодательных собраний регионов, если они выходят за рамки своей правовой компетенции.
Основными задачами полномочных представителей президента стали: организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, контроль за исполнением решений федеральных органов власти в федеральном округе, подготовка докладов президенту по вопросам обеспечения национальной безопасности в федеральном округе и т.п.
Основные функции полномочных представителей: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе, анализ эффективности деятельности правоохранительные органов, организация взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, разработка совместно с межрегиональными ассоциациями программ экономического развития территорий в пределах федерального округа и т.п.
Цель создания федеральных округов – усиление позиций центра, его влияния на жизнь регионов. Полномочные представители президента призваны бороться с региональным сепаратизмом, который выразился в пренебрежительном отношении к центральным властям (60% актов субъектов Российской Федерации в той или иной мере не соответствовали федеральному законодательству).
Подводя первые итоги своей деятельности в области государственного строительства, В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию (2001) сказал: «Стратегической задачей прошлого года было укрепление государства. Государства – в лице всех институтов и всех уровней власти. Было очевидно: без решения этой ключевой проблемы нам не достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере. Мы поставили цель: выстроить четко работающую исполнительную вертикаль, добиться правовой дисциплины и действенной судебной системы. И от этой цели не должны отступать».
Эти слова Президента В.В. Путина можно считать ключевыми для понимания процессов происходящих в формировании системы государственного управления России в начале XXI века.
- Оглавление
- Глава 1. 6
- Глава 2. 47
- Глава 3. 94
- Глава 4. 153
- Глава 5. 215
- Глава 6. 283
- Введение
- 1.1. Становление государственности у восточных славян
- 1.2. Развитие военной организации Древней Руси
- 1.3. Особенности развития государственного управления в русских землях в условиях феодальной раздробленности
- 2.1. Развитие системы центральных органов власти и местного управления Московского государства
- 2.2. Военная организация Московского государства
- 3.1. Государственные реформы 1-й половины XVIII века
- 3.2. Военные реформы 1-й половины XVIII века
- 3.3. Российское государство и армия в эпоху просвещенного абсолютизма
- 3.4. Поиск путей реформирования страны в первой половине XIX века
- 3.5. Развитие военного управления в первой половине XIX века
- 4.1. Буржуазные реформы в России и их последствия
- 4.2. Государственное управление России в 1900 – 1917 гг.
- 4.3. Вооруженные Силы России в условиях буржуазной модернизации.
- 4.4. Особенности государственного управления России в период Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.)
- 4.5. Российская государственность в период буржуазно-демократической республики 1917 г.
- 4.6. Государственное управление на территориях, подконтрольных антибольшевистским правительствам
- 5.1. Советский тип государства и его эволюция
- 5.2. Советское военное строительство
- 5.2.1. Создание Советских Вооруженных Сил в годы гражданской войны
- 5.2.2. Красная Армия и военное управление в период между гражданской и Великой Отечественной войной (1924 – 1941 гг.)
- 1. Реорганизация органов управления Вооружёнными Силами.
- 2. Смешанный принцип комплектования Красной Армии.
- 3. Переход к единоначалию.
- 4. Совершенствование системы подготовки военных кадров.
- 5. Разработка и введение в действие новых Уставов.
- 6. Изменение в организационной структуре войск.
- 5.2.3. Красная Армия накануне Великой Отечественной войны
- 5.2.4. Военное управление в годы Великой Отечественной войны
- 5.2.5. Строительство Советских Вооружённых Сил в послевоенные годы
- 6.1. Завершение исторического пути ссср
- 6.2. Основные направления государственного строительства в Российской Федерации (1991 – 2005 гг.)
- Количество федеральных министерств и ведомств
- Федеральное министерство:
- Федеральная служба (служба):
- Федеральное агентство:
- Структура федеральных органов исполнительной власти после реформы 2004 г.
- II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
- 6.3. Вооруженные Силы Российской Федерации в современных условиях
- Структура Вооруженных Сил рф
- Министерство обороны рф:
- Заместители Министра обороны рф:
- Начальники Служб Министерства обороны рф:
- Военно-административное деление территории Российской Федерации
- Заключение
- Литература Учебники и учебные пособия
- Справочные издания
- Научная литература