logo search
На сортировку / 2 / Тарих / тарих 2 / Ответы по истории

12. Гуннский союз племен.

В 3 в. до н.э. во главе гуннских племен стал шаньюй по имени Модэ. Он совершил походы против юэчжей и усуней, на севере подчинил племена Саяно-Алтая, на юге успешно воевал с ханьским Китаем. Шаньюй заключил с китайским императором договор о «мире и родстве», получил в жену китайскую царевну и обязал китайцев выплачивать гуннам дань. Под властью гуннов оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от восточного Туркестана на западе до среднего течения р. Хуанхэ.В 55г. произошло разделение гуннского государства на две части – южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Нур властелин северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях с Чжичжи находился Китай, после убийства китайского чиновника и посла. Острое соперничество происходило между ним и главой южных гуннов. В этих условиях союз с кангюями против усуней был своевременным. Правитель кангюев пригласил Чжичжи в свои восточные владения – в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал шаньюю в жены свою дочь с богатым приданным. Глава кангюев надеялся, что Чжичжи вскоре разобьет армию усуней и захватит их владения в долине Или и Чу. Но он не оправдал надежд кангюйской знати. Вскоре произошел разрыв. По словам летописцев, шаньюй «в гневе убил дочь кангюйского князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа, или же бросал их в реку Далай (Талас)». За это Чжичжи был изгнан из ставки кангюйского владетеля и ушел строить город в верховьях Таласа.Попытка нейтрализовать Чжичжи дипломатическим путем не имела успеха, и китайцы стали готовиться к войне.Китайское войско двинулось двумя путями. Три отряда шли южным путем через Кашгар, Фергану, перевалы Чанач на Чаткальском хребте и Карабура на Таласском; три отряда шли северным путем из восточного Туркестана. Войска соединились у стен города Чжичжи.Несмотря на героическое сопротивление гуннов, китайцы сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, ворвались в город и захватили цитадель. Чжичжи был пленен вместе с многочисленной родней и именитыми князьями в количестве 1518 чел. Все они были обезглавлены.Вторая волна переселения гуннов началась в 93 г. н.э. Они двинулись на запад. Покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный К. В 4 в. они появились в Европе.По мнению большинства исследователей, гунны были протюрками и с их проникновением в К. связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой половины 1 тыс. н.э. у жителей Семиречья и южного К. появляются монголоидные черты.Хозяйство гуннов. Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадника, но и снабжали пищей. Лошади в массе своей были небольшого роста, грубо мускулистого сложения, с короткой широкой мордой. Они были выносливы, легко взбирались на горные кручи и преодолевали водные препятствия.Овца была также универсальным животным.У гуннов существовало оседлость и земледелие. Сеяли в основном просо.Охота также играла в жизни гуннов большую роль.Ремесла и торговля. О развитии ремесел у гуннов известно по находкам изделий из металла, кости, рога, камня, глины и дерева. Наряду с предметами местного производства встречаются изделия иноземного происхождения. Часть их попало сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.В 3-5 вв. н.э. у степных племен развивается искусство полихромного стиля. Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль.Истоки этого замечательного ювелирного искусства уходят к началу 1тыс. до н.э. Уже в 7-5 вв. до н.э. в К. были известны два технических приема – инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов верхнего Иртыша (Чиликты), Центрального (Жиланды) и Западного (Бесоба) К., а также в погребениях Алакольской впадины.Общественный строй. В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений.Гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины Старейшины составляли совет. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старейшин решали государственные дела.Появляются частно-семейная и личная собственность на скот и землюУ гуннов имелись рабы из числа военных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцевВо главе стоял шаньюй, бывший неограниченным монархом. Ему подчинялись князья, называвшиеся темниками. Они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников 24 по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. Темники в своих владениях могли назначать тысячников, сотников. Шаньюй мог отобрать у непокорных или провинившихся темников владения, тем же правом обладали темники по отношению к тысячникам, сотникам и десятникам. Должности и высшие чины у гуннов имели наследственный характер. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Т.о., появление у гуннов частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, наличие права свидетельствовали о переходе гуннов к классовому обществу и государстВА.