logo
На сортировку / 2 / Тарих / тарих 2 / Ответы по истории

85. Образование и наука в первой половине XIX в.

В начале XIX в. в Казахстане грамотность по-прежнему была очень низкой. Читать и писать могли только служители культа и отдельные представители феодально-султанской верхушки. Такое состояние грамотности прежде всего было обусловлено низким уровнем общественно-экономического развития края. Мектебы являлись частными и содержались за счет родителей учеников. Преподавали в них муллы, большинство из которых слабо знали арабский язык. Обучение заключалось в механическом заучивании учениками догм магометанской религии по учебнику Шараит ул-иман, хафтияка – одной седьмой части корана и самого корана. Дети не всегда справлялись с заданиями мулл. Для продолжения образования детей состоятельных родителей направляли в медресе Бухары, Самарканда, Ташкента и других центров среднеазиатской мусульманской культуры. Присоединение Казахстана к России способствовало развитию здесь и русского образования, которое берет свое начало с созданных в Омске, Оренбурге, Уральске, Семипалатинске и др. городах русских школ. В этих школах обучались дети городских жителей и казачества. Первая школа стала функционировать с 1761 года на Змеиногорском свинцово-цинковом руднике. К середине XIX в. на территории нынешней ВКО действовало 16 подобных горных школ. Специальные кадры для работы в военных ведомствах на местах поставляли «гарнизонные школы», открытые в 1765г. Распространению русского образования среди казахов способствовала открытая в 1789 г. «Азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы владели кроме русского арабским, персидским, турецким и др. восточными языками, знали топографическое и землемерное дело. В подготовке чиновников для местной российской администрации из числа переселенческого населения немалая роль принадлежала открытым в 1813 г. в Омске и в 1825г. в Оренбурге военным училищем, преобразованным в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус и в 1844 г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. В них учились и дети отдельных представителей казахской феодальной аристократии. Кроме военных дисциплин слушателям преподавали всеобщую историю и историю России, русскую и западноевропейскую литературу, физику, основы философии, географию, математику, минералогию, зоологию, ботанику, лесоводство, русский, французский, немецкий, турецкий, монгольский, арабский и персидский языки. Все эти школы, как отмечалось в правительственных циркулярах, должны были «способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных деятелей». Немало сделали в этом отношении школы, организованные в Ханской ставке, а Букеевской Орде в 1841 г. и при Оренбургской пограничной комиссии в 1850 г.Заслуживают внимание русские экспедиции в Казахстан в последней трети XVIII и в начале XIX в., которые возглавляли капитан Андреев, Волошанин, Незнаев многие другие, оставившие важные материалы по изучению истории, этнографии, земледелия, животноводства, природных богатств края. Их трудами была обогащена русская востоковедческая наука. Важная роль в изучении Казахстана второй четверти XIX в. принадлежит экспедиции Карелина на Каспийское море и капитан-летейнанта Бутакова на Аральское море в 1848-1849 гг. Они произвели съемку берегов реки Сырдарьи, составили их достоверные карты. Крупнейшие экспедиции в Казахстане в середине XIX в. возглавляли Ковалевский, Северцов, Васильев, Ханыков, Данилевский, Поспелов, Даль, Небольсин. Эти путешественники изучали природу Казахстана, культуру и быт его народа, занимались географическими съемками и картографией, исследовали экономическое состояние края. Большую роль в изучении Казахстана сыграло Русское географическое общество, образованное в 1845 г. По существу, оно явилось первой базой научно-исследовательской работы в Казахстане, положившей начало его разностороннему изучению и систематическим публикациями о нем, которые привлекали внимание передовой общественности России.