85. Образование и наука в первой половине XIX в.
В начале XIX в. в Казахстане грамотность по-прежнему была очень низкой. Читать и писать могли только служители культа и отдельные представители феодально-султанской верхушки. Такое состояние грамотности прежде всего было обусловлено низким уровнем общественно-экономического развития края. Мектебы являлись частными и содержались за счет родителей учеников. Преподавали в них муллы, большинство из которых слабо знали арабский язык. Обучение заключалось в механическом заучивании учениками догм магометанской религии по учебнику Шараит ул-иман, хафтияка – одной седьмой части корана и самого корана. Дети не всегда справлялись с заданиями мулл. Для продолжения образования детей состоятельных родителей направляли в медресе Бухары, Самарканда, Ташкента и других центров среднеазиатской мусульманской культуры. Присоединение Казахстана к России способствовало развитию здесь и русского образования, которое берет свое начало с созданных в Омске, Оренбурге, Уральске, Семипалатинске и др. городах русских школ. В этих школах обучались дети городских жителей и казачества. Первая школа стала функционировать с 1761 года на Змеиногорском свинцово-цинковом руднике. К середине XIX в. на территории нынешней ВКО действовало 16 подобных горных школ. Специальные кадры для работы в военных ведомствах на местах поставляли «гарнизонные школы», открытые в 1765г. Распространению русского образования среди казахов способствовала открытая в 1789 г. «Азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы владели кроме русского арабским, персидским, турецким и др. восточными языками, знали топографическое и землемерное дело. В подготовке чиновников для местной российской администрации из числа переселенческого населения немалая роль принадлежала открытым в 1813 г. в Омске и в 1825г. в Оренбурге военным училищем, преобразованным в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус и в 1844 г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. В них учились и дети отдельных представителей казахской феодальной аристократии. Кроме военных дисциплин слушателям преподавали всеобщую историю и историю России, русскую и западноевропейскую литературу, физику, основы философии, географию, математику, минералогию, зоологию, ботанику, лесоводство, русский, французский, немецкий, турецкий, монгольский, арабский и персидский языки. Все эти школы, как отмечалось в правительственных циркулярах, должны были «способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных деятелей». Немало сделали в этом отношении школы, организованные в Ханской ставке, а Букеевской Орде в 1841 г. и при Оренбургской пограничной комиссии в 1850 г.Заслуживают внимание русские экспедиции в Казахстан в последней трети XVIII и в начале XIX в., которые возглавляли капитан Андреев, Волошанин, Незнаев многие другие, оставившие важные материалы по изучению истории, этнографии, земледелия, животноводства, природных богатств края. Их трудами была обогащена русская востоковедческая наука. Важная роль в изучении Казахстана второй четверти XIX в. принадлежит экспедиции Карелина на Каспийское море и капитан-летейнанта Бутакова на Аральское море в 1848-1849 гг. Они произвели съемку берегов реки Сырдарьи, составили их достоверные карты. Крупнейшие экспедиции в Казахстане в середине XIX в. возглавляли Ковалевский, Северцов, Васильев, Ханыков, Данилевский, Поспелов, Даль, Небольсин. Эти путешественники изучали природу Казахстана, культуру и быт его народа, занимались географическими съемками и картографией, исследовали экономическое состояние края. Большую роль в изучении Казахстана сыграло Русское географическое общество, образованное в 1845 г. По существу, оно явилось первой базой научно-исследовательской работы в Казахстане, положившей начало его разностороннему изучению и систематическим публикациями о нем, которые привлекали внимание передовой общественности России.
- 1. История казахстана как наука и научная дисциплина (предмет и цели, понятие, функции и методология).
- 2. Научная периодизация и хронология доисторического периода.
- 3. Древние источники по истории казахстана (вещественные и письменные).
- 5. 6. Бегазы-дандыбаевская культура.
- 4. Памятники эпохи камня, бронзы на территории казахстана.
- 7. Духовная культура доисторического человека.
- 13. Культура племен казахстана в VI-X вв.
- 26. Этнический состав и территория кипчакского государства
- 8. Племенной союз саков.
- 23. Особенности общественно-политического строя караханидского государства
- 9. Искусство и культура саков.
- 12. Гуннский союз племен.
- 14. Памятники древнетюркской письменности (кюльтегин, тоньюкук, бильге каган и др.).
- 15.Тюркский каганат: восточный и западный тюркские каганаты.
- 16 Политический строй и социально-этнический состав западно-тюркского каганата.
- 17. Тюргешский каганат (704-756 гг.)
- 22. Государство караханидов (942 – 1210гг.)
- 18. Государство карлуков
- 21. Государство кимаков (IX – начало XI вв.)
- 24. Каракитай (кидане) (1128 – 1213гг.)
- 25. Государство кипчаков
- 27. Улусы найманов, кереитов и жалаиров
- 29. Казахстан глазами зарубежных путешественников (марко поло, плано карпини, в. Рубрука)
- 30. Развитие науки на территории казахстана в VIII –XI вв.
- 31. «Великий шелковый путь»
- 32. Города и поселения раннесредневекового казахстана и их роль в социально – экономической жизни древнего казахстана
- 52. Хозяйство казахов.
- 34. Распространение ислама на территории казахстана
- 37. Казахстан в составе золотой орды
- 38. Политический строй и этнический состав
- 35. Монгольское завоевание. Казахстана в составе монгольской империи
- 39. Государства на территории казахстана: ак орда, кок орда, ногайская орда
- 42,43. Основные этапы формирования казахской народности.
- 45. Образование жузов, жузы как отражение специфических особенностей этногенеза казахов
- 46. Казахское ханство при касым-хане.
- 47. Казахское ханство при хакк-назаре.
- 49. Казахское ханство при есиме и жангир хане.
- 50. Система гос управления в казахском ханстве и ее особенности (16-18 век)
- 53. Законы тауке.
- 56. Казахские жузы, их территория и племенной состав.
- 58. Толе би, казыбек би, айтеки би, их роль в истории каз. Народа.
- 59. Материальная и духовная культура казахов XVI – XVIII.
- 61. Политический кризис казахского ханства и джунгарское нашествие и т.Д.
- 62. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Анракайская битва.
- 63. Казахстан во внешней политики россии. Исторические и экономические корни сближения казахстана с россией.
- 64. Абулхаир хан и его обращение о принятии в подданство россии. Посольство тевкелева.
- 65 Принятие казахами младшего жуза российского протектората.
- 66. Принятие казахами среднего жуза российского протектората.
- 67. Хан аблай : деятельность и историческое место
- 71. Завоевание старшего жуза. Завершение присоединения казахских земель к российской империи.
- 69.Ликвидация ханской власти в среднем жузе: «устав об сибирских киргизах» 1822 год.
- 71. Завоевание старшего жуза. Завершение присоединения казахских земель к российской империи.
- 70. Ликвидация ханской власти в младшем жузе.
- 73. Реформы 1867-1868 гг. Укрепление колониальных властей в казахстане
- 74. Административные и судебные реформы 60-90-х годов XIX в. В казахстане.
- 75 .Образование букеевской орды. Государственно-общественная деятельность жангир-хана.
- 76.Восстание казахов младшего жуза под предводительством срыма датова (1783 – 1787 гг.).
- 83. Основание города верного, капала, лепсы.
- 77. Восстание казахских шаруа в букеевской орде (1836 – 1838 гг.).
- 78. Национально-освободительное восстание казахского народа под руководством кенесары касымова (1837 – 1847 гг.).
- 80. Казахстан – колония россии. Аграрная политка царизма
- 81. Казачество на территории казахстана.
- 82. Переселенческая политика царизма в казахстане конца XIX – начала XX вв.
- 84. Культура казахстана в XVIII – первой половине XIX вв. (литература и музыка).
- 85. Образование и наука в первой половине XIX в.
- 88. Абай кунанбаев – великий поэт и просветитель и его место в отечественной и мировой культуре.
- 86. Культура казахстана во второй половине XIX – начале XX вв. (курмангазы, даулеткерей, таттимбет, ыкылас, биржан, акан-серы и др.).
- 87. Ш. Уалиханов – ученый, просветитель и его научное наследие.
- 89. Ы. Алтынсарин – педагог, просветитель и основатель детской литературы.
- 90. Столыпинская реформа.
- 92. Казахская национальная интеллигенция и её роль в политической жизни казахстана в начале 20 века.
- 93. Казахская периодическая печать начала хх века.
- 95.Восстание 1916 г.
- 96. Февральская революция в россии.
- 97. Октябрьский переворот 1917 г. Установление советской власти в казахстане.
- 98. Автономия «алаш» и прав-во «алаш-орды».
- 99. «Уш жуз».
- 100. К. В годы гражданской войны.
- 105. .Развитие системы образования.
- 106 «Малый октябрь» голощекина в казахстане. Политическая компания «советизация казахского аула» в 1925 – 1927гг.
- 107 Индустриализация казахстана, ее особенности и трудности
- 108 Коллективизация с/х в казахстане. Конфискация имущества баев, «раскулачивание», насильственное оседание казахов
- 109 Волна крестьянских выступлений против насильственной коллективизации
- 110 Голод 1932 – 1933 гг. В казахстане и его последствия
- 111 Общественно-политическая жизнь республики в 30-е годы: утверждение тоталитаризма, репрессии
- 112 Репрессивные меры против интеллигенции
- 114 Начало вов. Перевод экономики республики на военные нужды
- 115 Прием и размещение в казахстане эвакуированного населения и промышленных предприятий
- 116 Казахстан – арсенал фронта
- 117 Казахстанцы на фронтах вов
- 118 Межнациональные отношения в годы войны. Депортация отдельных народов в казахстан
- 119 Казахстан в послевоенные годы. Культурно-хозяйственные преобразования
- 20 Освоение целинных и залежных земель в казахстане и его последствия
- 123. Казахстан в 70-е – начале 80-х гг. Тенденции социально-экономического развития.
- 125. Углубление противоречий в политической и духовной жизни общества. Деформации в национальной политике в конце 70-х годов.
- 126. Д.А. Кунаев – государственный и общественно-политический деятель.
- 127. Усиление кризисных явлений и курс на демократизацию общества в середине 80-х гг. Хх века.
- 130. Распад ссср. Образование снг.
- 131. Декларация о государственном суверенитете казсср.
- 135. Формирование многопартийности в казахстане. Политические партии и общественные движения.
- 137, 139. Международные связи рк. Казахстан самостоятельный субъект международных отношений.
- 138. Государственные символы рк.
- 140. Назарбаев «на пороге ххi века».
- 141. Н. Назарбаев «казахстан –2030».
- 143. Доклад на торжественном совещании, посвященном дню Конституции.
- 144. Концепция языковой политики рк. Законы о языках.
- 145. Второй Всемирный курултай 24 октября 2002 г.
- 146. Астана- символ уверенного движения Казахстана.
- 147. Нурсултан Назарбаев является главой государства, стоит во главе сложного модернизационного процесса
- 148. Функции политических партий- выполнять роль связующего звена между гражданским обществом