logo
На сортировку / 2 / Тарих / тарих 2 / Ответы по истории

84. Культура казахстана в XVIII – первой половине XIX вв. (литература и музыка).

Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России. До XVIII в. имена казахских акынов, время, в котором они жили, почти не были известны. Сапыра-жырау, Жалгыз-жырау и др. упоминались лишь в преданиях, эпосе, легендах, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с сер. XVIII в. и особенно в нач. XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненными ими песен и сказаний. С сер. XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться.

Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-раздумий, выражавших идею сохранения и упрочнения феодального строя, поддерживал хана Аблая. Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил с своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Песни-размышления Б-ж пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющим в себе все три казахских жуза. Он идеализировал образ Аблая как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в.Песни др. жырау – Татикара, Умбетея, Шала – почти не сохранились. Известна жоктау Умбетея, посвященная смерти батыра Богенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Богенбай в жоктау Умбетея – идеальный образ защитника народа.Крупным певцом-импровизатором и сказителем XVIII в. был Татикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склонятся ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.Певцы Шал, Котеш, Жинкиси-жырау, жившие в нач. XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков. Песни акынов-импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке.Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.Множество экспромтов характеризуется творчество акына Шала (1748-1819). Они связаны с отдельными событиями в истории казахского народа. У него много стихов-посвящений и эпиграмм. Основная тема творчества Шала – жизнь человека, ее смысл, вопросы морали, этики, религии.Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамбердыи др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героические эпосы, сказки, пословицы, бытовые обрядовые песни – произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песни «Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа.Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Было распрастранено традиционное исполнительство – сольное пение и сольная игра на инструменте, основными формами являлись песни и кюи. Бытовало более 20 разных муз. инструментов – шертер, жетиген, кепшек и др., позволявшие привлекать только небольшое количество звуков однообразного тембра, - перестали удовлетворять профессиональным требованиям и постепенно исчезли. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными. Одаренность проф. муз. деятелей выявлялась на специальных айтысах в присутствии многочисленных зрителей. Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.