84. Культура казахстана в XVIII – первой половине XIX вв. (литература и музыка).
Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России. До XVIII в. имена казахских акынов, время, в котором они жили, почти не были известны. Сапыра-жырау, Жалгыз-жырау и др. упоминались лишь в преданиях, эпосе, легендах, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с сер. XVIII в. и особенно в нач. XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненными ими песен и сказаний. С сер. XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться.
Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-раздумий, выражавших идею сохранения и упрочнения феодального строя, поддерживал хана Аблая. Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил с своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Песни-размышления Б-ж пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющим в себе все три казахских жуза. Он идеализировал образ Аблая как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в.Песни др. жырау – Татикара, Умбетея, Шала – почти не сохранились. Известна жоктау Умбетея, посвященная смерти батыра Богенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Богенбай в жоктау Умбетея – идеальный образ защитника народа.Крупным певцом-импровизатором и сказителем XVIII в. был Татикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склонятся ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.Певцы Шал, Котеш, Жинкиси-жырау, жившие в нач. XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков. Песни акынов-импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке.Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.Множество экспромтов характеризуется творчество акына Шала (1748-1819). Они связаны с отдельными событиями в истории казахского народа. У него много стихов-посвящений и эпиграмм. Основная тема творчества Шала – жизнь человека, ее смысл, вопросы морали, этики, религии.Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамбердыи др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героические эпосы, сказки, пословицы, бытовые обрядовые песни – произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песни «Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа.Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Было распрастранено традиционное исполнительство – сольное пение и сольная игра на инструменте, основными формами являлись песни и кюи. Бытовало более 20 разных муз. инструментов – шертер, жетиген, кепшек и др., позволявшие привлекать только небольшое количество звуков однообразного тембра, - перестали удовлетворять профессиональным требованиям и постепенно исчезли. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными. Одаренность проф. муз. деятелей выявлялась на специальных айтысах в присутствии многочисленных зрителей. Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.
- 1. История казахстана как наука и научная дисциплина (предмет и цели, понятие, функции и методология).
- 2. Научная периодизация и хронология доисторического периода.
- 3. Древние источники по истории казахстана (вещественные и письменные).
- 5. 6. Бегазы-дандыбаевская культура.
- 4. Памятники эпохи камня, бронзы на территории казахстана.
- 7. Духовная культура доисторического человека.
- 13. Культура племен казахстана в VI-X вв.
- 26. Этнический состав и территория кипчакского государства
- 8. Племенной союз саков.
- 23. Особенности общественно-политического строя караханидского государства
- 9. Искусство и культура саков.
- 12. Гуннский союз племен.
- 14. Памятники древнетюркской письменности (кюльтегин, тоньюкук, бильге каган и др.).
- 15.Тюркский каганат: восточный и западный тюркские каганаты.
- 16 Политический строй и социально-этнический состав западно-тюркского каганата.
- 17. Тюргешский каганат (704-756 гг.)
- 22. Государство караханидов (942 – 1210гг.)
- 18. Государство карлуков
- 21. Государство кимаков (IX – начало XI вв.)
- 24. Каракитай (кидане) (1128 – 1213гг.)
- 25. Государство кипчаков
- 27. Улусы найманов, кереитов и жалаиров
- 29. Казахстан глазами зарубежных путешественников (марко поло, плано карпини, в. Рубрука)
- 30. Развитие науки на территории казахстана в VIII –XI вв.
- 31. «Великий шелковый путь»
- 32. Города и поселения раннесредневекового казахстана и их роль в социально – экономической жизни древнего казахстана
- 52. Хозяйство казахов.
- 34. Распространение ислама на территории казахстана
- 37. Казахстан в составе золотой орды
- 38. Политический строй и этнический состав
- 35. Монгольское завоевание. Казахстана в составе монгольской империи
- 39. Государства на территории казахстана: ак орда, кок орда, ногайская орда
- 42,43. Основные этапы формирования казахской народности.
- 45. Образование жузов, жузы как отражение специфических особенностей этногенеза казахов
- 46. Казахское ханство при касым-хане.
- 47. Казахское ханство при хакк-назаре.
- 49. Казахское ханство при есиме и жангир хане.
- 50. Система гос управления в казахском ханстве и ее особенности (16-18 век)
- 53. Законы тауке.
- 56. Казахские жузы, их территория и племенной состав.
- 58. Толе би, казыбек би, айтеки би, их роль в истории каз. Народа.
- 59. Материальная и духовная культура казахов XVI – XVIII.
- 61. Политический кризис казахского ханства и джунгарское нашествие и т.Д.
- 62. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Анракайская битва.
- 63. Казахстан во внешней политики россии. Исторические и экономические корни сближения казахстана с россией.
- 64. Абулхаир хан и его обращение о принятии в подданство россии. Посольство тевкелева.
- 65 Принятие казахами младшего жуза российского протектората.
- 66. Принятие казахами среднего жуза российского протектората.
- 67. Хан аблай : деятельность и историческое место
- 71. Завоевание старшего жуза. Завершение присоединения казахских земель к российской империи.
- 69.Ликвидация ханской власти в среднем жузе: «устав об сибирских киргизах» 1822 год.
- 71. Завоевание старшего жуза. Завершение присоединения казахских земель к российской империи.
- 70. Ликвидация ханской власти в младшем жузе.
- 73. Реформы 1867-1868 гг. Укрепление колониальных властей в казахстане
- 74. Административные и судебные реформы 60-90-х годов XIX в. В казахстане.
- 75 .Образование букеевской орды. Государственно-общественная деятельность жангир-хана.
- 76.Восстание казахов младшего жуза под предводительством срыма датова (1783 – 1787 гг.).
- 83. Основание города верного, капала, лепсы.
- 77. Восстание казахских шаруа в букеевской орде (1836 – 1838 гг.).
- 78. Национально-освободительное восстание казахского народа под руководством кенесары касымова (1837 – 1847 гг.).
- 80. Казахстан – колония россии. Аграрная политка царизма
- 81. Казачество на территории казахстана.
- 82. Переселенческая политика царизма в казахстане конца XIX – начала XX вв.
- 84. Культура казахстана в XVIII – первой половине XIX вв. (литература и музыка).
- 85. Образование и наука в первой половине XIX в.
- 88. Абай кунанбаев – великий поэт и просветитель и его место в отечественной и мировой культуре.
- 86. Культура казахстана во второй половине XIX – начале XX вв. (курмангазы, даулеткерей, таттимбет, ыкылас, биржан, акан-серы и др.).
- 87. Ш. Уалиханов – ученый, просветитель и его научное наследие.
- 89. Ы. Алтынсарин – педагог, просветитель и основатель детской литературы.
- 90. Столыпинская реформа.
- 92. Казахская национальная интеллигенция и её роль в политической жизни казахстана в начале 20 века.
- 93. Казахская периодическая печать начала хх века.
- 95.Восстание 1916 г.
- 96. Февральская революция в россии.
- 97. Октябрьский переворот 1917 г. Установление советской власти в казахстане.
- 98. Автономия «алаш» и прав-во «алаш-орды».
- 99. «Уш жуз».
- 100. К. В годы гражданской войны.
- 105. .Развитие системы образования.
- 106 «Малый октябрь» голощекина в казахстане. Политическая компания «советизация казахского аула» в 1925 – 1927гг.
- 107 Индустриализация казахстана, ее особенности и трудности
- 108 Коллективизация с/х в казахстане. Конфискация имущества баев, «раскулачивание», насильственное оседание казахов
- 109 Волна крестьянских выступлений против насильственной коллективизации
- 110 Голод 1932 – 1933 гг. В казахстане и его последствия
- 111 Общественно-политическая жизнь республики в 30-е годы: утверждение тоталитаризма, репрессии
- 112 Репрессивные меры против интеллигенции
- 114 Начало вов. Перевод экономики республики на военные нужды
- 115 Прием и размещение в казахстане эвакуированного населения и промышленных предприятий
- 116 Казахстан – арсенал фронта
- 117 Казахстанцы на фронтах вов
- 118 Межнациональные отношения в годы войны. Депортация отдельных народов в казахстан
- 119 Казахстан в послевоенные годы. Культурно-хозяйственные преобразования
- 20 Освоение целинных и залежных земель в казахстане и его последствия
- 123. Казахстан в 70-е – начале 80-х гг. Тенденции социально-экономического развития.
- 125. Углубление противоречий в политической и духовной жизни общества. Деформации в национальной политике в конце 70-х годов.
- 126. Д.А. Кунаев – государственный и общественно-политический деятель.
- 127. Усиление кризисных явлений и курс на демократизацию общества в середине 80-х гг. Хх века.
- 130. Распад ссср. Образование снг.
- 131. Декларация о государственном суверенитете казсср.
- 135. Формирование многопартийности в казахстане. Политические партии и общественные движения.
- 137, 139. Международные связи рк. Казахстан самостоятельный субъект международных отношений.
- 138. Государственные символы рк.
- 140. Назарбаев «на пороге ххi века».
- 141. Н. Назарбаев «казахстан –2030».
- 143. Доклад на торжественном совещании, посвященном дню Конституции.
- 144. Концепция языковой политики рк. Законы о языках.
- 145. Второй Всемирный курултай 24 октября 2002 г.
- 146. Астана- символ уверенного движения Казахстана.
- 147. Нурсултан Назарбаев является главой государства, стоит во главе сложного модернизационного процесса
- 148. Функции политических партий- выполнять роль связующего звена между гражданским обществом