logo
На сортировку / 2 / Тарих / тарих 2 / Ответы по истории

86. Культура казахстана во второй половине XIX – начале XX вв. (курмангазы, даулеткерей, таттимбет, ыкылас, биржан, акан-серы и др.).

Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композитор, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы. В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет и многие другие.Курмангазы Сагырбай-улы (1818 – 1889) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить по народным рассказам, первый его кюй это «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Истаю Тайманову. В его кюях “Ајбай”, “Ајсај киiк”, “Ѕ†бiк шашјан”, “Кiсен ашјан”, “Адай”, “Турмеден јашјан” отражены его раздумья, вера в бущее. В кюе “Сары Арка” сляшатся мотивы несгибаемой воли народов к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60-ти кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромням.Даулеткерей Шигай-улы (1820-1887) – великий кюши – композитор, основоположник лерического направления в домбровой музыке. Д. происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38 гг. в Букеевской Орде. Он установил связи с казахской молодежью, получивший образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета по управлению Букеевской Ордой Ващеннко был избран султаном правителем рода. Д. с юных лет отличался необычным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши посещал не только Оренбург. В 1859 г. в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годя его широкой известности в степи как кюйши-композитора. Музыка Д впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкий психологические женские портреты в кюйях Кос – Алка, Кыз-Акжелен, Кудаша, Женгем суйер, Акбала – кыз, Жумабике. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях Коныр, Топан, Жигер. Есть и глубоко трагические произведения – Салык олген. Как новатор, Д, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторях кюях использовал музыкальные темы руских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев композитора.Таттимбет Казангап –улы (1815-1862) – выдающийся кюши – композитор, один из основоположников клссической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Т. родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Ц.Каз. Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалось и на его музыкальных интересах: его привлекали кюй-легенды, эпические кюи, созданные в XIII-XVII вв. многие кюи самого Т. являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, он сочинил классические образцы традиционных кюев: Косбасар (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками медленный печальный и т.д.), Терискакпай, Алшагыр и др. кюй Т. Саржайлау, Сылкылдак, Балкылдак, Кокей-кести относится к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. Т. является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев-раздумий. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе Бес торе осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 г. он ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев.

Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. В середине XIX в. кобыз использовали наряду с музыкантами быксы-лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера кобызовой музыки в это время сокращалась. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута. Ы. Сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Жезкиик, Камбар, Казан, Шынырау. В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданные кюи Коныр, Кертолгау. Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении Ыкыластын кюйи. В кюе Жарым патша композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обогащая технику игры на кобызе Ы. сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыкиБиржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) – выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокчетауской области. Примерно с 20-ти лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становлении его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен Биржан-сал. Б. затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Б. ряд песен посвященных любовной лирики. К замечательным образцам песни относятся его произведения Биржан-сал, Айтбай, Гашыгым и др. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни Жанбота, Адаскак выражали его гнев по поводу действий власть имущих. Он был талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Б. группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Сохранилось около 40 песен.Акан-серы Корамсал-улы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился в Кокчетауской области. С юных лет увлекался музыкой и поэзией. Его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени – серы. С 16-17 лет занимается творчеством. Его выдающиеся произведения – песни Кулагер, Манмангер, Макпал, Балхадиша, Сырымбет и др. – заняли достойное место среди музыкальных сокровищ. Акан-серы занимался и поэтическим творчеством. В нем отражались идеалы справедливости, осуждалось жестокость и предательство.