86. Культура казахстана во второй половине XIX – начале XX вв. (курмангазы, даулеткерей, таттимбет, ыкылас, биржан, акан-серы и др.).
Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композитор, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы. В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет и многие другие.Курмангазы Сагырбай-улы (1818 – 1889) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить по народным рассказам, первый его кюй это «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Истаю Тайманову. В его кюях “Ајбай”, “Ајсај киiк”, “Ѕ†бiк шашјан”, “Кiсен ашјан”, “Адай”, “Турмеден јашјан” отражены его раздумья, вера в бущее. В кюе “Сары Арка” сляшатся мотивы несгибаемой воли народов к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60-ти кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромням.Даулеткерей Шигай-улы (1820-1887) – великий кюши – композитор, основоположник лерического направления в домбровой музыке. Д. происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38 гг. в Букеевской Орде. Он установил связи с казахской молодежью, получивший образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета по управлению Букеевской Ордой Ващеннко был избран султаном правителем рода. Д. с юных лет отличался необычным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши посещал не только Оренбург. В 1859 г. в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годя его широкой известности в степи как кюйши-композитора. Музыка Д впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкий психологические женские портреты в кюйях Кос – Алка, Кыз-Акжелен, Кудаша, Женгем суйер, Акбала – кыз, Жумабике. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях Коныр, Топан, Жигер. Есть и глубоко трагические произведения – Салык олген. Как новатор, Д, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторях кюях использовал музыкальные темы руских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев композитора.Таттимбет Казангап –улы (1815-1862) – выдающийся кюши – композитор, один из основоположников клссической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Т. родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Ц.Каз. Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалось и на его музыкальных интересах: его привлекали кюй-легенды, эпические кюи, созданные в XIII-XVII вв. многие кюи самого Т. являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, он сочинил классические образцы традиционных кюев: Косбасар (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками медленный печальный и т.д.), Терискакпай, Алшагыр и др. кюй Т. Саржайлау, Сылкылдак, Балкылдак, Кокей-кести относится к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. Т. является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев-раздумий. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе Бес торе осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 г. он ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев.
Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. В середине XIX в. кобыз использовали наряду с музыкантами быксы-лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера кобызовой музыки в это время сокращалась. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута. Ы. Сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Жезкиик, Камбар, Казан, Шынырау. В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданные кюи Коныр, Кертолгау. Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении Ыкыластын кюйи. В кюе Жарым патша композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обогащая технику игры на кобызе Ы. сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыкиБиржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) – выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокчетауской области. Примерно с 20-ти лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становлении его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен Биржан-сал. Б. затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Б. ряд песен посвященных любовной лирики. К замечательным образцам песни относятся его произведения Биржан-сал, Айтбай, Гашыгым и др. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни Жанбота, Адаскак выражали его гнев по поводу действий власть имущих. Он был талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Б. группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Сохранилось около 40 песен.Акан-серы Корамсал-улы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился в Кокчетауской области. С юных лет увлекался музыкой и поэзией. Его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени – серы. С 16-17 лет занимается творчеством. Его выдающиеся произведения – песни Кулагер, Манмангер, Макпал, Балхадиша, Сырымбет и др. – заняли достойное место среди музыкальных сокровищ. Акан-серы занимался и поэтическим творчеством. В нем отражались идеалы справедливости, осуждалось жестокость и предательство.
- 1. История казахстана как наука и научная дисциплина (предмет и цели, понятие, функции и методология).
- 2. Научная периодизация и хронология доисторического периода.
- 3. Древние источники по истории казахстана (вещественные и письменные).
- 5. 6. Бегазы-дандыбаевская культура.
- 4. Памятники эпохи камня, бронзы на территории казахстана.
- 7. Духовная культура доисторического человека.
- 13. Культура племен казахстана в VI-X вв.
- 26. Этнический состав и территория кипчакского государства
- 8. Племенной союз саков.
- 23. Особенности общественно-политического строя караханидского государства
- 9. Искусство и культура саков.
- 12. Гуннский союз племен.
- 14. Памятники древнетюркской письменности (кюльтегин, тоньюкук, бильге каган и др.).
- 15.Тюркский каганат: восточный и западный тюркские каганаты.
- 16 Политический строй и социально-этнический состав западно-тюркского каганата.
- 17. Тюргешский каганат (704-756 гг.)
- 22. Государство караханидов (942 – 1210гг.)
- 18. Государство карлуков
- 21. Государство кимаков (IX – начало XI вв.)
- 24. Каракитай (кидане) (1128 – 1213гг.)
- 25. Государство кипчаков
- 27. Улусы найманов, кереитов и жалаиров
- 29. Казахстан глазами зарубежных путешественников (марко поло, плано карпини, в. Рубрука)
- 30. Развитие науки на территории казахстана в VIII –XI вв.
- 31. «Великий шелковый путь»
- 32. Города и поселения раннесредневекового казахстана и их роль в социально – экономической жизни древнего казахстана
- 52. Хозяйство казахов.
- 34. Распространение ислама на территории казахстана
- 37. Казахстан в составе золотой орды
- 38. Политический строй и этнический состав
- 35. Монгольское завоевание. Казахстана в составе монгольской империи
- 39. Государства на территории казахстана: ак орда, кок орда, ногайская орда
- 42,43. Основные этапы формирования казахской народности.
- 45. Образование жузов, жузы как отражение специфических особенностей этногенеза казахов
- 46. Казахское ханство при касым-хане.
- 47. Казахское ханство при хакк-назаре.
- 49. Казахское ханство при есиме и жангир хане.
- 50. Система гос управления в казахском ханстве и ее особенности (16-18 век)
- 53. Законы тауке.
- 56. Казахские жузы, их территория и племенной состав.
- 58. Толе би, казыбек би, айтеки би, их роль в истории каз. Народа.
- 59. Материальная и духовная культура казахов XVI – XVIII.
- 61. Политический кризис казахского ханства и джунгарское нашествие и т.Д.
- 62. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Анракайская битва.
- 63. Казахстан во внешней политики россии. Исторические и экономические корни сближения казахстана с россией.
- 64. Абулхаир хан и его обращение о принятии в подданство россии. Посольство тевкелева.
- 65 Принятие казахами младшего жуза российского протектората.
- 66. Принятие казахами среднего жуза российского протектората.
- 67. Хан аблай : деятельность и историческое место
- 71. Завоевание старшего жуза. Завершение присоединения казахских земель к российской империи.
- 69.Ликвидация ханской власти в среднем жузе: «устав об сибирских киргизах» 1822 год.
- 71. Завоевание старшего жуза. Завершение присоединения казахских земель к российской империи.
- 70. Ликвидация ханской власти в младшем жузе.
- 73. Реформы 1867-1868 гг. Укрепление колониальных властей в казахстане
- 74. Административные и судебные реформы 60-90-х годов XIX в. В казахстане.
- 75 .Образование букеевской орды. Государственно-общественная деятельность жангир-хана.
- 76.Восстание казахов младшего жуза под предводительством срыма датова (1783 – 1787 гг.).
- 83. Основание города верного, капала, лепсы.
- 77. Восстание казахских шаруа в букеевской орде (1836 – 1838 гг.).
- 78. Национально-освободительное восстание казахского народа под руководством кенесары касымова (1837 – 1847 гг.).
- 80. Казахстан – колония россии. Аграрная политка царизма
- 81. Казачество на территории казахстана.
- 82. Переселенческая политика царизма в казахстане конца XIX – начала XX вв.
- 84. Культура казахстана в XVIII – первой половине XIX вв. (литература и музыка).
- 85. Образование и наука в первой половине XIX в.
- 88. Абай кунанбаев – великий поэт и просветитель и его место в отечественной и мировой культуре.
- 86. Культура казахстана во второй половине XIX – начале XX вв. (курмангазы, даулеткерей, таттимбет, ыкылас, биржан, акан-серы и др.).
- 87. Ш. Уалиханов – ученый, просветитель и его научное наследие.
- 89. Ы. Алтынсарин – педагог, просветитель и основатель детской литературы.
- 90. Столыпинская реформа.
- 92. Казахская национальная интеллигенция и её роль в политической жизни казахстана в начале 20 века.
- 93. Казахская периодическая печать начала хх века.
- 95.Восстание 1916 г.
- 96. Февральская революция в россии.
- 97. Октябрьский переворот 1917 г. Установление советской власти в казахстане.
- 98. Автономия «алаш» и прав-во «алаш-орды».
- 99. «Уш жуз».
- 100. К. В годы гражданской войны.
- 105. .Развитие системы образования.
- 106 «Малый октябрь» голощекина в казахстане. Политическая компания «советизация казахского аула» в 1925 – 1927гг.
- 107 Индустриализация казахстана, ее особенности и трудности
- 108 Коллективизация с/х в казахстане. Конфискация имущества баев, «раскулачивание», насильственное оседание казахов
- 109 Волна крестьянских выступлений против насильственной коллективизации
- 110 Голод 1932 – 1933 гг. В казахстане и его последствия
- 111 Общественно-политическая жизнь республики в 30-е годы: утверждение тоталитаризма, репрессии
- 112 Репрессивные меры против интеллигенции
- 114 Начало вов. Перевод экономики республики на военные нужды
- 115 Прием и размещение в казахстане эвакуированного населения и промышленных предприятий
- 116 Казахстан – арсенал фронта
- 117 Казахстанцы на фронтах вов
- 118 Межнациональные отношения в годы войны. Депортация отдельных народов в казахстан
- 119 Казахстан в послевоенные годы. Культурно-хозяйственные преобразования
- 20 Освоение целинных и залежных земель в казахстане и его последствия
- 123. Казахстан в 70-е – начале 80-х гг. Тенденции социально-экономического развития.
- 125. Углубление противоречий в политической и духовной жизни общества. Деформации в национальной политике в конце 70-х годов.
- 126. Д.А. Кунаев – государственный и общественно-политический деятель.
- 127. Усиление кризисных явлений и курс на демократизацию общества в середине 80-х гг. Хх века.
- 130. Распад ссср. Образование снг.
- 131. Декларация о государственном суверенитете казсср.
- 135. Формирование многопартийности в казахстане. Политические партии и общественные движения.
- 137, 139. Международные связи рк. Казахстан самостоятельный субъект международных отношений.
- 138. Государственные символы рк.
- 140. Назарбаев «на пороге ххi века».
- 141. Н. Назарбаев «казахстан –2030».
- 143. Доклад на торжественном совещании, посвященном дню Конституции.
- 144. Концепция языковой политики рк. Законы о языках.
- 145. Второй Всемирный курултай 24 октября 2002 г.
- 146. Астана- символ уверенного движения Казахстана.
- 147. Нурсултан Назарбаев является главой государства, стоит во главе сложного модернизационного процесса
- 148. Функции политических партий- выполнять роль связующего звена между гражданским обществом