logo
На сортировку / 2 / Тарих / тарих 2 / Ответы по истории

27. Улусы найманов, кереитов и жалаиров

Ранние государства найманов, кереитов и жалаиров возникли на востоке Центральной Азии. Найманский племенной союз образовался в середине VIII в. между верхним Иртышом и Орхоном и назывался Секиз-Огуз – «союз восьми племен». Первые сведения о кереитах относятся к последней четверти XI в. в связи с принятием ими христианства. Известно, что в 1007г. найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Кереиты занимали территорию среднего течения реки Орхон и бассейна реки Онгин. Государства кереитов и найманов были очень схожи по своему политическому устройству. Во главе стоял хан, передававший свою власть по наследству. Функции управления концентрировались в орде – ставке хана и осуществлялись служилой знатью – черби. Существовало делопроизводство, официальные бумаги скреплялись ханской печатью. Все население делилось по военно-административному принципу на тысячи, сотни и десятки. Делопроизводство велось на уйгурском языке. Большая часть кереитов и найманов были христианами несторианского толка. Это означает, что у найманов и кереитов существовали раннефеодальные отношения, государственная организация и этнокультурные контакты с другими государствами.Племена жалаиров обитали в верховьях реки Орхон. Это были кочевые скотоводческие племена. Их государственные образования представляли собой улусы. Улус владел определенной территорией, имел свои границы. Правители улуса – хан располагал аппаратом управления, войском, имел ставку – орду. В ходе борьбы с монголами в 1190 – 1206гг. из Центральной Азии на территорию Казахстана прибыло много разгромленных групп найманов, кереитов, жалаиров. Часть из них осталась в Восточном Казахстане и подчинилась монголам, часть переселилась в Семиречье и далее на запад и влилась в состав многих формирующихся тюркских народов, в частности в состав казахского народа. В 1206г. под давлением войск Чингисхана Кучлук-хан, глава найманов, с зависимым от него народом переселился в Семиречье. В это время каракитайские правители находились в затруднительном положении. Они обратились к Кучлук-хану за помощью, чтобы покорить мятежных вассалов. После смерти гурхана каракитаев Гжилугу власть Кучлука значительно усилилась. Так в 1211г. он покорил каракитаев и стал проводить политику жестокого преследования мусульман. А в 1213г. начал военные действия против мусульманского владения с центром в Алмалыке. В 1218г. монголы разбили найманов, а бежавшего Кучлука убили в Бадахшане. Найманы вошли в родоплеменной состав Среднего жуза. Часть кереитов осталась в Северном Казахстане и тоже влилась в Средний жуз.

28. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В X – XIII ВВ.

Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанным с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Исфиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Коялык, Мерке, Кулан и другие. Формировались они в VI – X вв. на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция, близкая к среднеазиатской. В X – XII вв. появляются новые города – Коялык, Ашнас, Сыгнак, и другие. И было около 50 (новых). Они имели канализацию, водопровод, бани. На юге Казахстана и в Семиречье была распространена денежная торговля, добывали золото, серебро и медь. Известно два казахстанских монетных дворов в это время – Тараз и Исфиджаб. Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X – XI вв.) в окрестности Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI – XII вв.), расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе. Бесценным творением данной эпохи было изобретение письменности, благодаря чему последующие периоды унаследовали уникальную форму сохранения и передачи информации – коллективную память. Древнетюркская письменность появилась на 15 веков раньше кириллицы и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо, о чем свидетельствуют такие памятники, как орхонские надписи, кюльтешн и другие. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои, существуют записи легенд о Коркуте у В.Вельяминова-Зернова, у Г.Потанина. В народном предании Коркут – это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя. Ярким свидетельством достижений в культурной жизни тюркских народов на рубеже новой мусульманской эпохи X – XII вв. являются памятники тюркских языков и литератур – «Кутадгу билик» («Благородное писание», 1069 – 1070гг.) Юсуфа Баласагунского и «Дивану лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгари, «Хакшет» («Премудрость») – сочинение поэта, шейха Ходжа Ахмета Яссауи, ставшего мусульманским святым. Ему и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с обыденным сознанием тюркских народов, с зароастрийскими представлениями, древними верованиями Неба, Аруакам, Тенгрианством.