logo
На сортировку / 2 / Тарих / тарих 2 / Ответы по истории

73. Реформы 1867-1868 гг. Укрепление колониальных властей в казахстане

Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казах­стана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная тер­ритория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.//В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изу­чения хозяйственных особенностей различных регионов Казах­стана, существующей системы управления, обычного права и выра­ботки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и извест­ный исследователь Казахстана А. Левшин//В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано «Времен­ное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибир­ского генерал-губернаторства». // Главной и основной задачей реформы было объединение под­властных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, «чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России». Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и при­родных богатств края.// На основании реформы вся террито­рия Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. //Введение новой системы управления поз­волило родовой знати захватить все низшее звено админис­тративного аппарата. На должности волостного управителя и родо­вого старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подку­пами, подлогами, борьбой различных групп за власть.//Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распо­рядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также «общественные хозяйственные управления», цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общес­твенным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вме­шивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опи­раясь на него, сформировать угодное царизму управление