logo search
GEK_po_Istorii-_Kazahstana_33

20.Великий шелковй путь на тер-рии Казахстана и его роль в культурно-экономическом развитии Казахстана.

В сер2в дон.э. начинает функционировать ВШП-общее название для16 торговых караваных путей из китая в переднюю азию, через Ср.Азию и Каз-н, по которым в значительном количестве привозились шелк,ткани. Он стал функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. В 6-7 вв наиболее оживленым становится путь, проходящий через Китай на запад через Семиречье и юж.Каз-н Через ШП шло основное число посольских и торговых каравнов в 7-14 вв. В 6-8вв основной была трасса Сирия-иран-СрАзия-Юж.Каз-н-талаская долина-Чуйская долина-Иссык-кульская котловина-вост.туркестан. во время сущ-я гос-в саков, усуней, кангюей во 2 в дон.э.-в нач1 тыс н.э., когда шелковый путь уже активно функционировал,в Каз-н проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки,камни-печатки из Ирана. В этот период в долинах рек Чу,Талас,Сырдарья и формируются городские центры. В конце 6 в происходит оживление ШП на участке семиречья июж.К-на, что сыграло важную роль в развитии городской культуры. В Семиречье он стимулиовал возникновение ряда город.центров, а на юге Каз-на способствовал быстрому росту городов. ШП через Ср.Азию,Юж.Каз-н и Семиречья функционировал до 14в пока междоусоб войны, приведшие к гибели город. культуры,и освоения морских путей в Китай не привели к его угасанию. Отрар был узлом караванных путей.ШП вначале служил для экспорта Китайского шелка. А из Рима,Византии, ирана,Арабского халифата, позднее из европы и Руси по нему шли Мирра и Ладан, Кардамон, мускатный орех, женьшень, ковры, красители, алмазы, янтарь,слоновая кость,серебро, золото, меха, монеты, луки, стрелы, мечи и др. По ШП везли на продажу знаменитых потокровных коней Ферганы, арабских скакунов, верблюдов и слонов, страусов, носорогов, гепардов, ястребов, павлинов. По ШП распространились культурные растения (виноград,персики, дыни),сахар, овощи,фрукты. Но главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был международной валютой. Шелк и часть товаров оседала в городахК-на участках ШП. Важным для изучения междунар.торговли был серебрянный клад из отрара.клад содержит своего рода визитные карточки городов, стоящих на ШП.

По ШП распространялись и религиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из индии через Ср.Азию и Вост.Туркестан в Китай пришел Буддизм; из Сирии,Ирана и Аравии-христианство, а затем ислам. На юге Каз-на и в Семиречье буддизм был широко распространен. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины. По ШП с зап на вост расп-сь христианство. В 7-8 вв несторианство(течение в христианстве) распространено в городах юж.К-на и Семиречья. В городах были христианские церкви: об этом свидетельствуют находки в Шымкенте, в Таразе, на берегу Иссык-куля. На тер-рии срАзии и К-на был распространен зароастризм (религия возникла в дрИране в 7-6вв дон.э.), кот был переплетен с местными языческими культами:огня, рода предков,животных.

Но распространявшийся в К-не ислам постепенно вытеснил др виды религии. Ислам утвердился во многих городах на ШП. В960 г ислам был объявлен госуд. религией в гос-ве Караханидов (Бохан). В городах стали строит мечети.

21.Аль-Фараби-выдающийся деятель тюркской культуры.

Абу Насьир-аль-Фараби (870-950) — вьидающийся философ, учённый - энциклопедист. Родился в городе Весидже, входившем в округ Фараб (отрар), учился в Бухаре и Багдаде. Его отец был полководцем. Фараби был среднего роста, крепкого телосложения. С детства считался прекрасным наездником, метким стрелком из лука. Рос смелым и находчивым джигитом. Первые азы ремесла и науки получил в Отраре. Учился на своём родном тюркском языке. В Багдаде усвоил арабский язык, здесь изучал греческую философию и математику, логику и медицину, музыку и языки. Своими научными взглядами намного опередил время. Аль-Фараби подразделял науки на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его вклад в культуру и науку был разносторонним и плодотворным. Логика и медицина, космология и анатомия, философия и юриспруденция, математика и акустика — это те отрасли знаний, котор великий мыслитель охватил своим проницательньим умом. Он доказывал в своих трудах, что может познать мир, его сущность посредством чувств и разума. Несмотря на то, что А.Фараби придерживался идеалистических направлений, он высказывал и материалистические идеи. Н-р, признавая существование сверхъестественной силы, учил, что можно её познать лишь через восприятие. душу чел-ва рассматривал в неотрьивной связи с телом. Вследствие этого мусульманские священнослужители упрекали его в отречении от религии. В свое практике «Возникновение наук» А.Фараби не ставил науку в зависимость от религии, и бога считал лишь первым сотворителем мира. Он вёл ряд исследований по теорi4и физической математики, математическим основам геодезии и архитектуры, а также математической астрономии. Аль Фараби оставил ценные высказывания о взаимосвязи языка и системы мышления, языка и логики. В труде «Большая книга музыки» содержатся важнейшие сведенья о восточной музыке. Наследие А.фараби оказало большое влияние на развитие научной культуры Востока и Запада.