72.Морально-этические принципы Абая по книге «Слова назидания»
Абай во многих своих прозаических произведениях, как бы расшифровывал те глубокие философские мысли ,которые были изложены в стихотворной форме
"Слова назидания" Абая содержат философско-моралистические общественно-публицистические, изобличительно-сатирические волнующих жизненных проблемах, беседы-рассуждения ,"адресованные к слушателю-собеседнику в форме устного обращения к нему с глазу на глаз" (пишет М. Ауезов). Слова назидания написаны своеобразным, доступным образным языком, насыщенным афоризмами и народными пословицами
Абай великий гуманист, мыслитель оптимист ;прежде всего он считал казахов составной частью мировой цивилизации. Казах -ведь тоже дитя человеческое; -писал он в слове четырнадцатом. Продолжая эту гуманистическую идею, мыслитель полагал, что каждый человек –личность. «Сын человеческий- твой брат. И тот, кто трудится для своего блага, уподобляется животному ,которое пасется только для себя. Того, что трудится, выполняя человеческий долг, Всевышний метит своей любовью.»
Думы Абая жизни и смерти, о нации и народе, о природе и среде обитания, о героизме и низости, о вере и предательстве , о порядочности и подлости, о любви и ханжестве, о богатстве и бедности, о правде и лжи, и о других категориях вечного мира свидетельствуют , что Абай был великим мыслителем своего времени.
Перед исполинской душой поэта раскрываются тайны природы, пространства и времени. В центре этих вечных понятий Абай ставит человека, личность, гармонию души.
Человеколюбия Абая- гуманиста роднит его с великим китайским философом Конфуцием. Абай в назиданиях призывает к тому, чтобы"человеком ты был, и вровень с веком был" В "словах" он пишет, что" простолюдин, прославившийся умом- выше царя, вознесенского удачливой судьбой. Рассматривая нравственность высочайшей категории, мыслитель писал , что непрочен достаток, нажитый бесчестием, он оставляет за собой лишь муки, горечь и злобу" Абай был великим ценителем прекрасного.
"Нам любовь-краса и оплот"
Образованию, знанию, науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет тех родителей, которые имеют возможность учить детей, не учат их, или учат не так и не тому, попросту растрачивая свое богатство "Без науки нет бога ни на том, ни на этом свете. Воспитание в детях хороших человеческих качеств также связывается Абай с образованием и наукой. Примечательно, что последнее сорок пятое слово заканчивается словами "Тот ,у кого больше знаний, любви, справедливости ,- тот мудрец , тот ученый, тот и обладает миром".
Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств постоянно донимают Абая- наставники. Они разбросаны почти во всех его "Словах" Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего народа. В "сорок первом слове" он пишет "Надо, чтоб учились все" Абай просветитель святого верил в силу воспитания, все время наставлял своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждый исправлял свой недостаток, недостатки своих детей. В "Тридцать седьмом слове" он пишет:"если б в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим!"
В беспощадной критике зла и несправедливости с целью преодоления всех отрицательных черт и свойств человеческого характера и поведения Абай видел одну из своих основных задач.
"Двадцать пятое слово" целиком посвящено размышлению о значении русской культуры и русской науке. Наука, знание, достаток, искусство- все у русских.
Чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру.
Трудно переоценить значение этой программы для прощения казахского народа. В "двадцать пятом слове" мы слышим прямой призыв Абая-педагога к родителям.
«Не торопись женить сына , обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для этого заложить все имущество».
Многие человеческие пороки Абай подвергает критике и осмеянию. Он пишет об этом страстно в сорок втором и сорок третям" Словах" Пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. В них слышится страстный призыв Абая к знанию земледелием, скотоводством и т.д. Философски осмысляется высокая роль и значение труда в жизни и историческом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достижений в области экономики и культуры он видел в честном труде на благо человека, народа и родины. Ум и знания - плоды труда - Гуманист Абай резко бичует своих современников за антиобщественные поступки, винит в них местных правителей, которые не только не слушаются добрых советов, но и сами разжигают низменные страсти, которые считают, что все можно купить.
Честь, бесчестье, разум, наука, вера, народ для них не дороже скота. Не будучи атеистом, Абай призывал людей к моральному самоусовершенствованию, боролся за улучшение нравов. в религии он также он ищет ответы на морально этические вопросы.
"По глубине проникновения в жизнь" Слова Абая я уподобил бы некоемому кладезю мудрости, из коего можно черпать бесконечно; -пишет М.Ауезов.
Абай был реалистом. Он верил в то, что любимый народ найдет в себе силу и вкус к учебе, освобождающей человека от дурных наклонностей.
Есть 3 вещи, которые унижают человека. Это: невежество, леность, злодеяние, (слово тридцать восьмое) с большой смелостью для своей эпохи пишет:"Будь беден. но не теряй чести"(слово двадцать девять) "Когда человек преследует корыстные и низменные цели, он теряет человеческий облик (слово тридцать восьмое) по его мнению, лишь нравственное перевоспитание позволит обществу - избежать ошибок.
- Предмет и задачи Истории Казахстана.
- 3.Неолит на территории древнего Казахстана. Природно-климатические условия, общественные отношения, стоянки.
- 4.Эпоха бронзы на территории Казахстана. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культура.
- 5.Бегазы-Дандыбаевская культура в трудах а.Х. Маргулана.
- 6.Письменные источники по истории сакских племенных союзов.
- 7.Сакские племенные союзы: общественный строй, хозяйство, культура.
- 8.Политическая история сакских племен.
- 9.Усуни. Политическая история, хозяйство, культура.
- 10.Канглы. Политическая история, хозяйство, культура.
- 11.Хунну в центральной Азии и Каз-не.
- 12.Тюркский и Западно-тюркский каганаты. Социально-политическая и этническая история.
- 13.Тюргешский каганат. Социально-политическая и этническая история.
- 14.Карлукское государство: племенной состав, расселение, социально политическая история.
- 15.Огузское государство. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.
- 16.Государство Караханидов. Социально-политическая история, хозяйство, культура.
- 17. Кимакский каганат – IX- нач.XI вв.
- 18Кипчакское ханство. Формирование этнической общности, социально-политическая история.
- 19 Найманы и кереиты на территории средневекового Казахстана.
- 20.Великий шелковй путь на тер-рии Казахстана и его роль в культурно-экономическом развитии Казахстана.
- 22.Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари, Югнеки. Их вклад в развитие тюркской культуры.
- 27.Улусы Чингизидов на тер-рии Казахстана в 13 веке: государственное устройство, социально-экономическая история.
- 28.Золотая Орда: возникновение, политическая и социально-Экономическая история
- 30.Могулистан. Тер-рия,племенной состав и социально-политическая история.
- 31.Ногайская Орда. Тер-рия,племенной состав и социально-политическая история.
- 32.Государство Тимуридов: внутреняя и внешняя политика
- 34.Образование казахской народности. Происхождение этнонима казах.
- 35 Казахские жузы – три этнотерриториальных объединения казахского народа. Локализация и родоплеменной состав
- 36.Движение к.Касымова в монографии е.Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е гг 19в»
- 37. Образование и упрочение Казахского ханства.
- 38. «Тарихи-и-Рашиди» м.Мухамада Хайдара Дулати.
- 40.Общественно-политический строй казахского ханства в 16-17вв
- 41. Казахское ханство во второй половине 17-нач18 веков:политическое и социально-экономическое развитие
- 42 Культура казахов XV-XVIII вв.
- 43.Культура Казахстана 15-18 в: письменная литература
- 45.Хан Тауке.Кодекс «Жеты Жаргы»
- 46.Социальная структура Казахского ханства в 16-17в
- 47.Казахско-джунгарские войны 17-18 веков
- 48.Начало вхождения Казахстана под протекторат России.Ход переговоров и борьба вокруг вопроса о подданстве.
- 49.Военно-политическое наступление России в 18 веке:отчуждение казахских земель, завоевание и начало колонизации.
- 50.Аблай Хан. Его внешняя и внутреняя политика.
- 51.Образование букеевского ханства. Его экономическая и политическая история.
- 52. Завершения присоединения Казахстана к России в 19 веке.
- 53. «Устав о сибирских киргизах» 1822 и «устав об оренбургских киргизах» 1824гг. Иж направление и сущность.
- 54.Социально-экономические последствия завоевания Казахстана Россией
- 56 Восстание Сырыма Датулы (1783-1797)
- 57.Восстание и.Тайманулы и Махамбета Утемисова в Букеевской Орде (1836-1838)
- 58.Национально-освободительное движение Кенесары Касымулы(1837-1847гг),его историческое значение.
- 59.Восстание Жанхожи Нурмухамедулы (1856-1857)
- 60.Восстание казахов под предводительством Есета Котибарулы(1855-1858)
- 61.Восстание казахов в Уральской и Тургайской Областях (1868-1869)
- 62.Восстание казахов в Мангыстау (1879,1873гг)
- 63.Административные реформы 1867-1868 годов,Положение 1886, 1891 в Казахстане, их последствия для казахского населения.
- 64.Переселенческая политика царизма в Казахстане. Основные этапы, ход и последствия.
- 65.Переселение Уйгур и дунган в Жетису (вт.П.19в)
- 66.Социально-экономическое развитие Казахстана в 19 веке: проникновение капиталистических отношений, разрушение традиционного хозяйства.
- 67.Зарождение и развитие промышленности в Казахстане во второй половине 19-нач20вв.
- 68.Казахская Культура 19 века: устное народное творчество и музыкальная культура.
- 69.Шокан Валиханов –Выдающийся казахский ученый и просветитель.
- 70.Просветительская, педагогическая и научная деятельность Ибрая Алтынсарина.
- 71.Великий казахский мыслитель и поэт Абай.
- 72.Морально-этические принципы Абая по книге «Слова назидания»
- 74.Казахстан в начале 20 века: проникновение иностранного капитала, формирование рабочего класса.
- 75.Столыпинская аграрная реформа.Её последствия для казахского населения.
- 76.Активизация общественно-политической деятельности национальной интеллигенции в нач 20 в (а.Букейханов,а.Байтурсынов,ж.Акпаев,б.Каратаев и др.)
- 77.Казахстан в годы первой мировой воины. Положение казахского аула и переселенческой деревни.
- 80.Влияние Февральской буржуазно-демократической революции на Казахстан. Двоевластие в Казахстане.
- 81.1 Всеказахский съезд(1917г). Образование партии «Алаш»
- 82.Октябрьское вооруженное восстание в России и установление советской власти в Казахстане
- 83.Деятельность казахских комитетов (март-октябрь 1917)
- 85.История автономии «Алашорда»
- 89.Экономический кризис 1920-1922 гг. Земельно-водная реформа
- 90.Новая Экономическая политика и ее особенности в Казахстане, итоги нэПа
- 91.Национально-тер-ное размежевание Казахстана и Средней Азии.Воссоединение казахских земель (1924-1925)
- 92.Индустриализация в Казахстане: особенности, трудности, основные итоги, изменение социальной структуры населения.
- 93.Идея «Малого Октября» Голощекина, разжигание внутрепартийной борьбы, последствия.
- 94.Насильственная коллективизация в казахстане: цели, основные этапы, социально-политические и демографические последствия.
- 95. Массовые репрессии 30-х гг. И ихпоследствия. Создание системы гулаГа
- 96. Депортация народов на тер-рию Казахстана в 20-40гг 20 в
- 97.Культурные преобразования в Казахстане в 20-30-е годы:позитивные и негативные изменения
- 98.Казахская лит-ра 20-30 гг 20в
- 99.Развитие науки и научных учреждений в 20-30гг 20в
- 100. Развитие музыкального искусства в 20-30г 20в
- 101. Идейная борьба в Казахстане в 20-30гг 20века
- 102.Участие казахстанцев в военных действиях в годы вов 1941-1945
- 104.Экономическая и общественно политическая ситуация в Казахстане в 1946-1953
- 105.Освоение целинных земель в Казахстане:экономические,демографические и экологические последствия
- 110.Казахстан в годы перестройки(1985-1991) противоречивость её проведения
- 111.Образование независимости рк.Развитие суверенной государственности
- 112 Формирование и развитие социально-ориентированной рыночной экономики в Каз-не (1991-2003 гг.)
- 113.Демократизация общественно-политической жизни в Каз-не в кон90-хг 20в
- 114.Политические партии и общественные движения в современом Казахстане
- 115 Республика Казахстан в системе международных связей.
- 117.Стратегическая программа «Казахстан2030»
- 118 Политический портрет н.А.Н.
- 120.В потоке Истории