logo
GEK_po_Istorii-_Kazahstana_33

72.Морально-этические принципы Абая по книге «Слова назидания»

Абай во многих своих прозаических произведениях, как бы расшифровывал те глубокие философские мысли ,которые были изложены в стихотворной форме

"Слова назидания" Абая содержат философско-моралистические общественно-публицистические, изобличительно-сатирические волнующих жизненных проблемах, беседы-рассуждения ,"адресованные к слушателю-собеседнику в форме устного обращения к нему с глазу на глаз" (пишет М. Ауезов). Слова назидания написаны своеобразным, доступным образным языком, насыщенным афоризмами и народными пословицами

Абай великий гуманист, мыслитель оптимист ;прежде всего он считал казахов составной частью мировой цивилизации. Казах -ведь тоже дитя человеческое; -писал он в слове четырнадцатом. Продолжая эту гуманистическую идею, мыслитель полагал, что каждый человек –личность. «Сын человеческий- твой брат. И тот, кто трудится для своего блага, уподобляется животному ,которое пасется только для себя. Того, что трудится, выполняя человеческий долг, Всевышний метит своей любовью.»

Думы Абая жизни и смерти, о нации и народе, о природе и среде обитания, о героизме и низости, о вере и предательстве , о порядочности и подлости, о любви и ханжестве, о богатстве и бедности, о правде и лжи, и о других категориях вечного мира свидетельствуют , что Абай был великим мыслителем своего времени.

Перед исполинской душой поэта раскрываются тайны природы, пространства и времени. В центре этих вечных понятий Абай ставит человека, личность, гармонию души.

Человеколюбия Абая- гуманиста роднит его с великим китайским философом Конфуцием. Абай в назиданиях призывает к тому, чтобы"человеком ты был, и вровень с веком был" В "словах" он пишет, что" простолюдин, прославившийся умом- выше царя, вознесенского удачливой судьбой. Рассматривая нравственность высочайшей категории, мыслитель писал , что непрочен достаток, нажитый бесчестием, он оставляет за собой лишь муки, горечь и злобу" Абай был великим ценителем прекрасного.

"Нам любовь-краса и оплот"

Образованию, знанию, науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет тех родителей, которые имеют возможность учить детей, не учат их, или учат не так и не тому, попросту растрачивая свое богатство "Без науки нет бога ни на том, ни на этом свете. Воспитание в детях хороших человеческих качеств также связывается Абай с образованием и наукой. Примечательно, что последнее сорок пятое слово заканчивается словами "Тот ,у кого больше знаний, любви, справедливости ,- тот мудрец , тот ученый, тот и обладает миром".

Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств постоянно донимают Абая- наставники. Они разбросаны почти во всех его "Словах" Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего народа. В "сорок первом слове" он пишет "Надо, чтоб учились все" Абай просветитель святого верил в силу воспитания, все время наставлял своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждый исправлял свой недостаток, недостатки своих детей. В "Тридцать седьмом слове" он пишет:"если б в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим!"

В беспощадной критике зла и несправедливости с целью преодоления всех отрицательных черт и свойств человеческого характера и поведения Абай видел одну из своих основных задач.

"Двадцать пятое слово" целиком посвящено размышлению о значении русской культуры и русской науке. Наука, знание, достаток, искусство- все у русских.

Чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру.

Трудно переоценить значение этой программы для прощения казахского народа. В "двадцать пятом слове" мы слышим прямой призыв Абая-педагога к родителям.

«Не торопись женить сына , обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для этого заложить все имущество».

Многие человеческие пороки Абай подвергает критике и осмеянию. Он пишет об этом страстно в сорок втором и сорок третям" Словах" Пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. В них слышится страстный призыв Абая к знанию земледелием, скотоводством и т.д. Философски осмысляется высокая роль и значение труда в жизни и историческом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достижений в области экономики и культуры он видел в честном труде на благо человека, народа и родины. Ум и знания - плоды труда - Гуманист Абай резко бичует своих современников за антиобщественные поступки, винит в них местных правителей, которые не только не слушаются добрых советов, но и сами разжигают низменные страсти, которые считают, что все можно купить.

Честь, бесчестье, разум, наука, вера, народ для них не дороже скота. Не будучи атеистом, Абай призывал людей к моральному самоусовершенствованию, боролся за улучшение нравов. в религии он также он ищет ответы на морально этические вопросы.

"По глубине проникновения в жизнь" Слова Абая я уподобил бы некоемому кладезю мудрости, из коего можно черпать бесконечно; -пишет М.Ауезов.

Абай был реалистом. Он верил в то, что любимый народ найдет в себе силу и вкус к учебе, освобождающей человека от дурных наклонностей.

Есть 3 вещи, которые унижают человека. Это: невежество, леность, злодеяние, (слово тридцать восьмое) с большой смелостью для своей эпохи пишет:"Будь беден. но не теряй чести"(слово двадцать девять) "Когда человек преследует корыстные и низменные цели, он теряет человеческий облик (слово тридцать восьмое) по его мнению, лишь нравственное перевоспитание позволит обществу - избежать ошибок.